Городская общественно-политическая газета

Властитель высокой мысли

0 281

Творчество аль-Фараби – это высокая вершина горы, на которую падают первые лучи солнца, источающие свет, чтобы открыть обществу ценности, идеалы, нравственные добродетели человека…

В нынешнем году по поручению Президента РК Касым-Жомарта Токаева в Казахстане планируется широко отметить 1150-летний юбилей выдающегося мыслителя Востока Абу Наср аль-Фараби, прозванного «вторым учителем» после Аристотеля. Создана Государственная комиссия по подготовке и проведению специальных и торжественных мероприятий в масштабе республики.

Аль-Фараби родился в 870 году в городе Фараб — в месте, где река Арысь впадает в Сырдарью. Он оставил после себя богатое научное наследие. Порядка 200 трактатов ученого охватывают самые различные отрасли знаний. Так, аль-Фараби прокомментировал «Категорию», «Герменевтику», «Топику», «Категории», первую и вторую «Аналитику», «Софистику», «Риторику», «Логику» и «Поэтику» Аристотеля, а также «Введение в философию» Порфирия и других древнегреческих мыслителей. Из оригинальных работ мыслителя наиболее известны трактат «Жемчужины премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Философские трактаты» и «Большая книга о музыке», которая принесла ему известность в Средневековой Европе.

История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключены память народа, накопленные духовные ценности, через которые каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, — писал академик Д. С. Лихачев, — то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».

За всю историю развития человеческого общества проблема человека стояла на первом месте. В различные эпохи мыслители по-разному определяли человека: «рациональное животное» (К.Линней), «политическое животное» (Аристотель), «животное, производящее орудия» (Б.Франклин), «человек, существо делающее выбор» (С.Кьеркегор), «человек – это животное способное обещать» (Ф.Ницше), «мыслящий тростник» (Б.Паскаль), «размышляющий человек – просто испорченное животное» (Жан Жак Руссо). Все названные и им подобные определения воссоздают собирательный образ человека и, тем не менее, человек во все времена и у всех народностей не перестает быть великой тайной мироздания. Здесь уместно процитировать немецкого философа И.Канта: «В этом мире меня удивляют только две вещи: звезды над головой и внутренний мир человека». Тайна природы человека принадлежит к числу тех вечных проблем, к которым философия возвращалась и будет возвращаться в силу специфики и характера своего предмета…

Всестороннее изучение творческого наследия прославленного на всем Востоке ученого Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби шире раздвигает границы нашего представления об его неизмеримом философском восприятии бытия, о масштабах и глубине видения эссенции человека. Аль-Фараби, как исследователь наделенный даром философского мышления, в своих произведениях глубоко исследовал духовный мир человека. Как великие зодчие оставляют долго живущие здания, как садоводы оставляют потомству расцветающие из года в год сады, так и мыслитель оставил людям свое творческое наследие, значение которого со временем будет возрастать и возрастать. Если привести аллегорию, то его философские искания подобны усилиям пчелы, собирающей из цветков нектар, и вырабатывающей из этого нектара мед. Он дал глубокий анализ проблеме человека: сущности и существования, развития и предназначения, настоящего и будущего.

Сегодня, как никогда ранее, человечество как бы вновь открывает индивидуума. Не без радостного изумления и восхищения, а зачастую и горького разочарования. В современном обществе существуют две точки зрения по проблеме человека. Во-первых, человек – уникальнейшее существо, самое гениальное творение природы, истории, будущее его бесконечно и прекрасно; во-вторых, человек — ошибка природы, ее злое порождение, наделенное неисчислимыми пороками, поэтому у него нет будущего (!).

Кто из них прав? А может быть не правы ни первые, ни вторые, и есть какая-то третья точка зрения, примеряющая первые две? Эту проблему пытался рассмотреть в своем творчестве аль-Фараби.

Одновременно аль-Фараби не только размышлял об отношении человека к жизни, но и пытался дать ему философское объяснение. Он погружал человека в миры эстетизированные по законам искусства и языка, где человек страдает и наслаждается, думает и созерцает, совершает добро и зло. Характер философского искания аль-Фараби не только описательное воспроизведение тех или иных идей, но и эмпирический анализ сущностных сторон проблем человека.

В нашем обществе сохраняется только то, что продолжает жить, что волнует последующие поколения, хотя интерпретация и понимание культурных памятников прошлого расходятся с восприятием современников. В этом отношении чрезвычайно велика роль творческого наследия аль-Фараби, призванного сберечь и обобщить духовно-нравственные ценности человека, помочь современному обществу в их осмыслении. Мыслитель взял на себя ответственность проникновения в тайну нравственной философии человека. Перед философом встает ответственность перед жизнью человека, которую он описывает, перед людьми, к которым он обращается. Как драгоценную находку, как награду после долгих поисков, надежд и разочарований он принимает открывающуюся ему истину: любовь, в которой гармонически сочетаются душа и тело – вот ключ к пониманию человеческих проблем, вот тот «магический кристалл», сквозь который просматривается эссенция и экзистенция, настоящее и будущее человека.

Прошедший век, вобравший в себя две мировые войны и серию локальных войн, жестокие тоталитарные режимы, как эпоха особой бесчеловечности и агрессивности, коррупции, утраты общечеловеческих ценностей, войдет в историю и как время выдающихся социальных и научно- технических достижений. В современном обществе, несмотря на прогресс, широко распространились порочные стороны человека: равнодушие, зависть и озлобленность. Все это говорит о дефиците ЛЮБВИ, о ее обеднении и сужении ее сферы. И поэтому в данное время будь то философия, литература, искусство и религия – нужно побудить в человеке чувство любви, в широком ее понимании. Вот главная квинтэссенция творчества аль-Фараби. Поэтому только в любви и через любовь человек становится нравственным. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины человеческих взаимоотношений, и не способное действовать нравственно, то есть не понимать свое собственное бытие, а тем более бытие других людей.

Философ сумел раскрыть непростую взаимосвязь, казалось бы, разнородных явлений, остроту и драматизм человеческих отношений. Таким образом, через творчество Аристотеля, аль-Фараби осознает свое собственное «Я», на основе которого уникальная особенность и целостность человека становится объектом его рефлексии и деятельности. В результате этой рефлексии — в его видении — по проблеме человека, возникает особая «третья природа», для которой характерно действие человека в природе. Причем новая структура человека в результате такого процесса подчиняется как рациональным, так и иррациональным аспектам, проявляет себя то как множество относительных персон, то как целостная личность. Аль-Фараби не пытается дать определение человеку, а пробует дать детальный и скрупулезный анализ индивидуальных человеческих качеств и добродетелей. Он пытался выявить природу и определить их — как любовь, справедливость, нравственность, доблесть и другое. Стремился найти способы разрешения дихотомий человеческого существования (Различают следующие дихотомии: материальные и духовные принципы организации жизни людей, авторитарное и гуманистическое сознание, агрессивный и рецептивный — послушный, любовный, ненавистный типы характера, экзистенциальные и художественные идеи), показать перспективы свободного, гармоничного развития личности, основанного на любви; рассматривает символику духовного как приоритетного над материальной ценностью, вводит понятие любовь как связующее звено между духовностью индивида и социальной жизнью общества.

По убеждению философа, устранение противоречий в человеке, зависит от социальных условий жизни людей, соотносится с построением общества, основанного на принципах гуманизма, активизации индивида посредством методов гуманистического управления, распространения нравственно-этических ориентаций. Разрешение экзистенциальной дихотомии он связывает со способностью человека к любви, вере и осознанию своего собственного бытия. В процессе гармоничного сочетания человеческой сути происходит изменение человека, в результате чего уважение к жизни, чувство идентичности, заинтересованность в единении с обществом, по аль-Фараби, становится превалирующим мотиватором. Ведь «человек настолько изменил окружающую природу, что для того, чтобы выжить в ней, он должен изменить себя». Развивая свои материальные потребности, трансформируя их, человек много изменил к худшему: неуправляемое развитие личности, поиск возможности дальнейшего нравственного прогресса, сменяющего нынешний регресс. В чем же заключается нынешний регресс? В том, что плоть и разум стремятся удовлетворить свои потребности – потребности собственности. Это и приводит к абсурдности человеческой жизни.

Детерменистский и иррациональный взгляд человека на жизнь — это объективные исторические законы. Из этих двух указанных аспектов аль-Фараби предлагает выбрать «золотую середину», то есть человек внутри себя должен отыскать высшую силу, которая должна править человеком. Этой силой, если проследить творчество аль-Фараби, является ЛЮБОВЬ. Именно в любви биологически неизмененного человека отыскивается потенциал, выживание и созидание в современном технократическом мире. И эта ценность позволит освободиться каждому отдельно взятому человеку от духовной деградации. Для этого не надо следовать одному идеалу, доминирующему в обществе, а каждому человеку, как этого придерживался в своей жизненной позиции философ, необходимо отыскивать свое собственное понимание гуманности, ценности, которая будет доминировать в человеке. Лишь тогда человек будет нравственным и свободным. Это является главной проблемой общества, ибо «в наш век, — пишет Тойнби, — главным в сознании общества является осмысление себя как части более широкого универсума, тогда как особенностью общественного сознания прошлого века было притязание считать себя, свое общество замкнутым универсумом». Эту проблему очень четко поставил аль-Фараби, который исходил из того, что видение жизни должно исходить из реальных гуманистических установок сознания и поведения человека, из четкого определения смысла того, для чего человеку надо жить дальше. Эти личностные установки хотя и зависят существенно от социальных условий, но оказывают и обратное воздействие на них. Гуманизм (любовь к человечеству) определяет, по аль-Фараби, меру человеческой жизни, в которой биологическое диалектически соединено с социальным, этическим, гуманистическим ее пониманием. Эта мера тесно связана с оптимальной реализацией сущностных сил человека и, следовательно, не сама по себе длительность индивидуальной жизни окажется целью человека и общества, а именно развитие нравственных ценностей человеческой природы как самоцель. То есть, степень причастности личности к общественной жизни и ее участия в реализации идеи духовного развития человека будут определять индивидуальные параметры жизни человека. Это предполагает качественное изменение как общих представлений о ценностях, о смысле жизни, соотношения в ней индивидуального и общественного, так и изменение отношения к жизни в социально-этических, нравственно-гуманистических аспектах.
Наконец, можно констатировать тот факт, что человеческая культурная жизнь — это сплошной поиск истины. И для каждого периода человеческой истории характерна своя интерпретация истины. Нам необходимо понять, что философская мысль может достичь своих целей лишь тогда, когда она находится в постоянном поиске. Анализируя те или иные философские воззрения, мы не постигаем истину в последней инстанции. Пытаясь решить проблему, обязаны отнестись предельно критически к собственным обобщениям и выводам, рассматривая их как материал для дальнейших размышлений, и на основе этого выработать объективно истинные, и новые для нас жизненно важные вопросы, какими, несомненно, являются и вопросы экзистенциональных проблем человека, которые исследовал в своем творчестве Великий мыслитель аль-Фараби.

Он делает для нас доступными те бескрайние горизонты по проблеме человека, которые в творческом полете видны ему одному. Нравственные идеалы человека он отразил в своих произведениях, тем самым предоставил возможность каждому человеку переосмыслить ценности жизни. Эти духовно оживляющие соки философских идей аль-Фараби мы должны впитать в себя, и руководствоваться ими в жизни.

Аскарбек Иманбаев, старший преподаватель кафедры «Философии и политологии» Таразского государственного университета им. М. Х. Дулати

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.