Городская общественно-политическая газета

Экологическая программа года

0 201

Газета «Jambyl-Taraz» начинает новую творческую программу.

Юрий ЕФИМОВ, фото автора

Посидим, подумаем
Тема экологии в местных СМИ не является редкой или беспроблемной. И в нашей газете мы много и довольно регулярно пишем на эту животрепещущую тему, благо, поводов к ней предостаточно. Но, как нам кажется, пришла пора заняться ею более плотно в плане масштабов и поиска решений существующих и, к сожалению, нарастающих проблем.

Отмечу, что большинство горожан считает экологическую обстановку в Таразе достаточно хорошей, особенно в свете сравнения с соседними городами. Действительно, воздух, которым мы дышим, куда приятнее алматинского смога, к которому так привыкли жители южной столицы. Наша питьевая вода, мало того, что самая дешевая в Казахстане, да еще даст сто очков вперед той жидкости из-под крана, что течет в той же Алматы, Шымкенте, и – особенно! — в Кызылорде. До сих пор не могу забыть свои впечатления от поездки в Кызылорду, когда в гостинице обнаружил, что мыло не мылится под струей воды из-за запредельной жёсткости последней. Не вода текла из крана, а какое-то известковое молоко! Но о нашей воде разговор еще впереди.
Большая химия, что некогда формировала нашу экологическую обстановку, резко сбавила обороты, и теперь, в сравнении с 80-ми годами прошлого века, не так сильно засоряет атмосферу. Да и вообще в городе количество промышленных предприятий можно сосчитать по пальцам одной руки. Может быть не зря горожане не считают ситуацию проблемной? Увы, это не так.

До идиллии далеко…
К сожалению, наш древний и молодой одновременно город в плане экологической ситуации переживает не лучшие времена. Истоки большинства проблем возникли, надо сказать, еще 40-50 лет назад, но и новое время добавило немало всяких вызовов. Итак, каков же (даже не полный) список этих самых проблем?

В городе постоянно сокращается площади зеленых насаждений. Главная причина – массовая застройка жилыми домами и бизнес-объектами рощ, парков, скверов, с частичным или полным уничтожением там деревьев и кустарников. При этом зачастую не проводится оценка воздействия таких объектов на окружающую среду (ОВОЗ), а жителей прилегающих территорий просто ставят перед свершившимся фактом. Достаточно вспомнить «неожиданное появление» в парке, прилегающем к шестому микрорайону большого детского сада, автозаправочной станции, да и нынче там строится еще один объект. Местные жители, сколь не пытались выяснить в разных госинстанциях истоки этого природогубительного процесса, нигде толкового ответа так и не получили. Даже если выясняется, что такой объект возник с нарушением закона, вступает в действие многократно обкатанная схема: да, объект признается незаконным и подлежит сносу, но он уже возведен, и хозяин должен получить компенсацию … из городского бюджета! Таких денег не находится, и торговый центр (супермаркет, магазин, и т.д. и т. п.) остается на месте. Думаю, подобных примеров вы сами вспомните немало.

Лишь единственный раз за всю историю Тараза официально была озвучена цифра сокращения зелёного фонда города. Еще в 2005 году тогдашний глава города Ильяс Тортаев на пресс-конференции сообщил, что с 1991-го года в областном центре площадь зеленых насаждений сократилась на 45 процентов! Столь чудовищная цифра произвела впечатление взорвавшейся бомбы! Наверное, поэтому подобные данные с высоких трибун больше не звучали.

Но как быть с тем, что ежегодно в Таразе высаживается десятки тысяч саженцев различных деревьев? Пусть не все из них прорастают и превращаются в мощные деревья, но все же? Вот тут мы подошли к еще одному аспекту «зеленой» проблемы.

Точкой отсчета гибели «легких» Тараза некоторые экологи считают строительство еще в 70-е годы прошлого века обводного канала, который отвел большую часть «городской воды» Таласа на нужды сельского хозяйства в низовьях этой реки. С тех пор всего за десяток лет в Джамбуле резко возросло число суховершинных тополей – некогда визитной карточки нашего города. Когда я в начале 70-х пошел в школу, моя родная улица им. Ворошилова (ныне Байзак батыра) представляла собой прекрасную тенистую тополиную аллею. Любой, приехавший поездом гость города, сразу попадал в этот маленький кусочек восточного рая. Теперь же моя родная улица голая, как кусок безводной степи и «украшена» лишь абсолютно высохшими стволами некогда величественных тополей, и напоминает постапокалиптический пейзаж. Причина – отсутствие арычного полива. На пересечении улиц Байзак батыра и Комратова часть арыков намертво забетонирована, оставив целый район без арычного полива. Никто не может (и не хочет) с этим беспределом ничего поделать – «священная» частная собственность! Тогда какой смысл на каждом субботнике чистить километры арыков, если половина из них перекрыта такими вот «хозяевами»? В результате «зеленые легкие города» засыхают и вымирают.

Еще одна проблема – растущее число автотранспорта на наших улицах. Ежедневно, по разным данным, по нашим улицам катятся 120-150 тысяч источников выбросов целого букета вредных газов – от угарного и углекислого до таких прелестей, как азид свинца и … . Экологически чистого транспорта в Таразе не имеется от слова «совсем». Если, конечно, не считать велосипеды и гужевые повозки. Но для велосипедистов наш город не имеет инфраструктуры и должной безопасности, трамваи исчезли в середине 90-х годов и не воскресли, несмотря на многочисленные к тому попытки. Автобусы на аккумуляторах – удовольствие сомнительное и очень дорогое. Они либо потребуют колоссальных дотаций из бюджета, либо станут дороже такси. То же самое можно сказать и об электромобилях вообще. Утилизация их аккумуляторов «съест» всю экономию на «экологии». Мы писали о возможностях городского пневматического автомобиля, но в наших краях этот несложный транспорт пока никого не интересует. Словом, идей тут – непаханое поле.

Мало кто знает, что уже много лет в нашем Таласе … нельзя купаться! Не из-за течения и отсутствия пляжной инфраструктуры (хотя и поэтому тоже!), а из-за состава речной воды. Наши соседи в верхнем течении много лет не имели систем очистки сточных вод в городе Таласе, так что Кировское водохранилище много лет было гигантской биологической бомбой. Потом стоки все-таки начали очищать, но в горах Киргизии продолжают работать золотые прииски, промышленные стоки которых попадают в верховья Таласа, а оттуда – к нам. Да еще сельское хозяйство соседей вносит посильную лепту в состав речной воды. В общем, окунувшись в речку городских пределов, у вас не выпадут зубы и волосы, но и здоровья точно не прибавится. Хотя насчет волос – кто его знает…

Что касается подпочвенных вод, то тут у нас и собственная экологическая бомба под боком имеется, и совсем даже не дремлет. Я имею в виду, конечно, наши поля фильтрации, что расположены за границей города, в Жамбылском районе. Уже 60 лет как они отравляют все, что есть под землей на территории от 400 до 1000 квадратных километров! В настоящее время ситуация (вроде бы) сдвинулась с мертвой точки, начались движения насчет проектно-сметной документации очистных сооружений, но так уже бывало не раз, и мы продолжаем отслеживать эту тему. Для полноты картины напомню, что в Жамбылском районе несколько лет назад какая-то добрая душа из тамошнего акимата дала разрешение о постройке частных жилых домов в … запретной водоохранной зоне (!) у самого городского водозабора, принадлежащего ГКП «Тараз су». Тоже был суд, постройки признали незаконными, но в бюджете не нашлось денег на компенсацию сноса уже возведенного жилья (см. выше). А почему, собственно, компенсацию должен платить бюджет? Как сказал кто-то умный, каждое нарушение имеет фамилию, имя и отчество. Вот если бы компенсацию заставили платить тем чиновникам, что дали незаконное разрешение на строительство, такая практика исчезла бы моментально. И это касается не только жилья.

Дело каждого
А вот следующая тема настолько многопланова, что ей можно посвятить целую серию статей и все будет мало. Вот уже тридцать лет и три года (только на моей памяти) решается в Таразе вопрос со строительством мусороперерабатывающего завода. Решается-решается, да все никак не решиться. Уже и инвесторы потенциальные приезжали из-за дальних и ближних рубежей, подписана куча протоколов намерений и стартовых документов, а мусор бытовой, в котором Тараз просто тонет, мы по старинке просто зарываем в землю на полигоне. Создавая еще одну экологическую бомбу потомкам. Переполненные контейнерные площадки – не тема, а просто песня бесконечная, как песня чабана в степи. Наши жители охотно создают стихийные свалки, а потом дружно жалуются на них власти на сходах. В тех местах, куда добираются на отдых горожане, волонтеры потом находят выжженные проплешины на земле от костров, кучу банок, стеклопосуды, объедков и прочих следов культурного отдыха. Причем неважно, где эта картина находится: по берегам ли Таласа и Асы или за сто километров от города.

Потому не всегда радуют новости о том, как и где проложены в живописные места новые автодороги. Появилась трасса до Акыртаса, хорошо, только теперь где-нибудь в Шошкалах (живописное такое ущелье, неподалеку от комплекса построек восьмого века), так жди теперь там толпу с вышеописанными следами пикника на обочине… Было у нас в Жуалах прекрасное место – Коксайское ущелье, до тех пор, пока туда не проложили дорогу и не возвели – кто его знает зачем! – огромную плотину поперек ущелья. Вместо красивого природного пейзажа получилось уродливое творение стиля «здесь начинается цивилизация Х».

Кстати, большинство горожан плохо или совсем не знают, что у нас находится за пределами Тараза. А вокруг располагаются живописные природные зоны, от степей до альпийских лугов. В области сотни видов растений-эндемиков, то есть не встречающихся более нигде. Одни тюльпаны Грейга, Кауфмана и Колпаковского чего стоят! Но нынче в местах, куда добираются горожане, тюльпанов совсем не осталось: в период цветения наши городские варвары уничтожили их почти полностью! Это ли не экологическая проблема? Разумеется, перевоспитать взрослых трудно, отношение к природе нужно закладывать с детства. Тут очередной раз всплывает вопрос воссоздания в городе станции юных туристов . Она была закрыта за ненадобностью в 1994 году, и с тех пор массовый и упорядоченный туризм в Таразе почил в бозе. Проблему новой станции юных туристов, оказывается, во всех областных центрах Казахстана уже решили, за исключением, как вы уже догадались, нашего богоспасаемого города. В решении этого вопроса, мы рассчитываем на сотрудничество с управлением туризма нашего областного акимата.

Так что данная тема многопланова, как никакая другая. И решить ее можно не одномоментно, а путем многолетней и упорядоченной работы органов власти и всего населения.

Вектор движения
Все вышеперечисленное касается не только нас, живущих нынче, но и тех поколений, кому мы оставим наш город и его природу. Или то, что от нее сохранится через …цать лет. Поскольку данная тема касается всех жителей города, предлагаем таразчанам высказывать свое мнение о ситуации и предложения выхода из нее на нашем сайте, в социальных сетях или связываться с нами по телефону. Мы ждем ваших предложений!

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.