Подлинная история тюркского народа, из мугулской ветви которого вышел создатель Великой империи Шынгыз-хан, изложена в средневековых трудах Рашида ад-Дина Хамадани «Жамиг ат-тауарих» и Шараф ад-Дин Али Йазди «Зафар нама» на персидском языке. Эти книги переведены на казахский язык впервые в 2018 и 2019 годах уникальным знатоком персидского языка Зарипбаем Оразбаем. В данной статье из «Жамиг ат-тауариха» и «Зафар намы» приведены отдельные сведения, которые могут дать читателю общее представление об истории тюркских племен и Шынгыз-хана.
Один из трех сыновей пророка Ноя по имени Яфес, его также называют Абулжа-ханом, отцом всех тюрков, отправился на восток и обосновался у подножия высоких гор Уртак (Таласский Алатау) и Куртак (Каратау). Он вел кочевой образ жизни (вблизи нынешных городов Тараз и Сайрам), имел зимовки в местностях Борсык, Какиян и Каракурум. Своих потомков Яфес отправил на север, северо-восток и северо-запад. Потомков сына Яфеса по имени Турк стали называть турками, а места их проживания Туркестаном. Он стал первым их ханом, внедрил институты государственного управления и ханскую структуру в Туркестане.
Эти данные играют важную роль в понимании истории возникновения тюркских племен, являясь одним из убедительных доказательств достоверности древней легенды казахского народа о том, что жизнь человечества после потопа началась с горы Казыгурт, которая находится в Туркестанской области.
Таким образом, тюрки относятся к числу древнейших народов мира (они появились более 5000 лет назад). А Туркестан – прародина, золотая колыбель, благословенная земля для всех тюркских народов. Ханское правление передавалось от поколения к поколению по наследству (Турк – Алынжа – Дебакуй – Гук – Алынжа-хан – Мугул-хан – Кара-хан – Огыз-хан). У Алынжа-хана были сыновья-близнецы Татар и Мугул, со временем их имена стали именами татарских и мугулских племен. Из татарской ветви произошли 8 правителей, из мугулской – 9.
Ключевой фигурой у древних тюрков был Огыз-хан, который выбрал путь Аллаха, начал бороться за улус и армию. Огыз дал своим родным братьям, другим присоединившимся к нему людям, прозвища «уйгур» (означает «объединение, оказание помощи»), «канлы», «кыпшак», «карлык», «калаш», «агаш ери», которые впоследствии превращаются в названия одноименных тюркских племен. Народы, возникшие до Огызского периода, и не присоединившиеся к нему двоюродные братья и общины, происходящие от его братьев и их детей, делятся на две части. Первая ветвь: жалаир, сунит, татар, меркит, курлеуит, тулас, тумат, булагашын, керемушын, урасут, тамгалык, таргут, ойрат, баркут, коры, толенгит, кустемай, орман уранхай, куркан и сукайыт. О происхождении этих родов ничего не известно из-за их древнего происхождения. Вторая ветвь: народы, которые только в эпоху Шынгыз-хана получили имя мугулов. Ранее у них были свои государства. Это керейты, найманы, унгиты, тангуты, бекирины, кыргызы. Об этих племенах все подробно известно.
Огыз в ходе походов подчиняет себе Иран, Сирию, Египет, Рим, германские племена и другие страны. Затем возвращается в свои исконные земли в Уртаке и Куртаке. У Огыза были сыновья Кун, Ай, Жулдыз, Кок, Тау и Тениз. Первых трех назвали Бозок, остальных – Ушок. От этих шести сыновей Огыза родились 24 внука. Их имена и прозвища впоследствии становятся именами, лозунгами племен, происходящих от их бесчисленных ветвей. После смерти Огыза трон переходит к его сыну Кун-хану, от него к Ай-хану, затем к Жулдыз-хану, Менли-хану, Тениз-хану и к Ел-хану. Ел-хан сражается с войсками Тура, тогдашнего царя Туркестана и Мавреннахра и его союзника, татарского царя Сайунж-хана. В той войне остаются в живых только сын Ел-хана – Киян, а также сын его дяди по материнской линии Нукуз и их законные жены. Эти события произошли через тысячу лет после смерти Огыз-хана.
В «Жамиг ат-тауарих» сказано об этом так: «В древние времена, приблизительно две тысячи лет назад, произошедшее между родом мугул и другими тюркскими племенами разногласие привело к войне, которая завершилась поражением мугулов. Кроме двух мужчин и двух женщин никто не выжил». «Жамиг ат-тауарих», как известно, написан в 1300–1316 годах. То, что произошло 2 000 лет назад до этого, соответствует VIII в. до н. э. Значит, Огыз жил в XVIII в. до н. э. Все роды мугулов происходят от этих двух людей по имени Киян и Нукуз, которые в VIII в. до н. э. вместе с женами спаслись в глубоком ущелье Ергене кон («кон» означает «подножье горы», а «Ергене» – «вертикальный», т. е. подножие вертикальной горы).
Местность под названием Ергене кон мы нашли на «Карте Российской империи и Великой Татарии» Ф. Л. Гюссфельда (Нюрнберг, 1786), она находится на левом берегу реки Или. По нашему мнению, Ергене кон – это Шарынское ущелье в Алматинской области, которое полностью соответствует его описаниям в «Жамиг ат-тауарихе». Шарынское ущелье имеет длину 154 км и ширину до 3 км, его растительный и животный мир очень богат и вполне приемлем для жизни людей. «Золотой человек» из Иссыкского кургана принадлежит именно этим мугулским родам.
Слово «мугул» обозначает «мұң ұл», т. е. «мұңлы бейшара» – «грустная бедняжка», «приветливый, добродушный, скромный». Мугулы, выходцы из Ергене кона, со временем разделились на две группы. Первая группа (мугулы-дурликкены) – племена, происходившие от потомков Кияна и Нукуза: нукуз, уранхай, конырат, келенгит, кунжун, усунь, сулдус, елдуркин, уранауыт, конкотан, арулат, екерес, олкунут, коралас, елжиген, кунлеут, баяуыт и гинжит. Вторая группа состоит из двух ветвей. Нируун: катаган, салжуыт, тайжуыт, хуртиган, сижуыт, шинас – их еще называют нукузом, нуякын, дурбен, барын, барлас, хадаркин, журият,будат, дукулат, бисут, сукан и кункайыт. Эти племена, исходя из приведенных в «Жамиг ат-тауарих» данных, появились только в VII в., после того как руководимые Борте шином племена обосновались в Бурхан Калдуне.
Харуун: они называются также киятами. Это возрожденное название племени Кият, которое берет начало от Кабыл-хана, третьего деда Шынгыз-хана, и только его потомки считаются киятами. Их состав: журкын, жаншиут, кият-жасар и кият-боржиген, что означает голубоглазый человек. Ветвь Кият-боржиген берет свое начало от отца Шынгыз-хана.
В «Жамиг ат-тауарих» неоднократно указано, что все вышеперечисленные мугулские роды относятся к тюркам, места их расселения и кочевки граничат между собой, территория каждого племени четко разграничена. Их внешний вид, языки и говоры близки друг другу. Их ареалы обитания в те времена простирались от границ Уйгурского уалаята до границ Китая и Журши (якутов), в так называемом уалаяте Мугулстан.
В «Жамиг ат-тауарих» и в других средневековых книгах на арабском, персидском и шагатайском языках слово «монгол» вообще не встречается. Это слово появилось только в XIX веке в результате неправильного прочтения и транскрипции старинных письменных трудов на персидском языке, а также из-за имеющихся особенностей в написании тюркских слов на парси.
От Борте шины, который был главой нескольких родов, вышедших из Ергене кона, появились на свет Баташы и Тамаш, от Тамаша родился Курышар, от него – Аужам Боригул, далее – Жеке Нидун – Сим сушы – Каржу – Дубун Баян. Они жили в долине рек Унан, Килуран и Тугла, которые берут свое начало с гор Бурхан Калдун. По нашему мнению, эти реки и горы – нынешние реки Бухтарма, Кара-Иртыш, Курчум и горы Тарбагатай (Бурхан) и Листвяга (Калдун) в Восточно-Казахстанской области. Выводы основаны на данных «Карты Киргизской степи и Туркестанского военного округа» (1866, Санкт-Петербург), карты «Верхнее Приобье и Прииртышье» Ф. И. Страленберга (1730, Стокгольм), «Калмыцкой карты» шведского офицера И. Г. Рената, карты «Русский Алтай», атласа «Туран на старинных картах», карты Восточно-Казахстанской области (2000), а также книги К. Риттера «Землеведение» (1866).
У вышеназванного Дубун Баяна была жена по имени Алан Куа из рода коралас. От их сыновей Билгенетая и Богенетая происходят два мугулских рода. После смерти мужа у нее появляются еще три сына – Букун Катаки, Букату Салджи и Боданжар, зачатые от святых лучей. Генеалогия всех родов, происходящих от Алан Куа, ясна и достоверна, так как мугулы учили своих детей сызмальства знать свое происхождение наизусть.
Династии, начинающейся с Аланы Куа, куда восходит родословная Шынгыз-хана, около 400 лет. Они существовали в первые периоды халифата династии Аббасидов, в период Саманидского государства. Правление династии Аббасидов началось в 750 году. Шынгыз-хан родился в 1155-м. Тогда время существования Дубун Баяна и Алан Куа соответствует 755 годам. А Дубун Баян является потомком Борте шины в седьмом колене. Если учесть, что в среднем каждое поколение появляется на свет раз в 28 лет, то получается: Борте шина родился в 559 году (755 – 28 x 7 = 559). И на момент прибытия в Бурхан Калдун он был примерно в 40-летнем возрасте.
Как представляется, основная причина переселения возглавляемых Борте шиной родов в Бурхан Калдун связана с распадом Тюркского каганата и образованием в другой части Алтая Восточно-Тюркского каганата. Из этого можно сделать вывод, что прародитель Шынгыз-хана Борте шина («Борте» – имя человека, «шина» указывает на род) произошел от племени ашина, основавшего Восточно-Тюркский каганат.
У внука младшего сына Алан Куа Боданжар-хана по имени Дутум Манин родились 9 сыновей. После смерти Дутум Манин-хана его жену и их 8 детей убили.
Оставшийся в живых 9-й сын по имени Кайду вскоре занимает ханский трон отца, перевозит свою орду в ложбину Жаралем у реки Иртыш. Там родились его сыновья Байсынкур, Шарака линкум, Жаушын. После Кайду-хана престол занимает Байсынкур-хан, передавший ханство своему сыну – Тумбине, у которого также было 9 сыновей.
По данным автора «Зафар нама» Шараф ад-дина Али Йазди, один из двух сыновей-близнецов Тумбине-хана Кабыл-хан – прапрадед Шынгыз-хана, а другой – Кажулы является предком Амира Темира в восьмом колене. От Тумбине ханство переходит к его сыну Кабыл-хану, от него – Кутла-хану, далее к другому сыну Кабыл-хана – Бартану баһадуру, от него – к Жесугей баһадуру.
Жесугей баһадур добился самых успешных побед над татарами, которые из числа тюркских племен в ту эпоху были самыми известными и самыми многочисленными по численности войск. В одной из таких войн Жесугей убивает татарского правителя Тимужина Уга и Коры Бука. Когда он вернулся с войны, у него родился первенец. Это событие сочли благодатным знаком и сыну дали имя Тимужин (Темиршын).
Когда Жеcугей умер, Тимужину было 13 лет. Он родился в местности Булук Булдак, в низовьях реки Унан (Бухтарма). Оттуда до гор Бурхан Калдуна можно добраться за шесть дней. Местность Булук Булдак мы нашли на картах С. У. Ремезова «Каменная степь» и «Чертежная книга Сибири» (1701). Расстояние от места впадения Унана (Бухтармы) в Иртыш до самой восточной части Бурхан Калдуна (горы Белуха) составляет 406 км, то есть действительно займет шесть дней на коне.
По воле переводчиков «Жамиг ат-тауарих» на русский язык место рождения Шынгыз-хана, его ставка в долине Каракурым, где Угетай каган построил одноименный город и великолепный дворец, без каких-либо пояснений с берегов Иртыша оказались «перенесены» на территорию нынешней Монголии. Таким образом, он и его славный род в один миг превратились в «монголов».
Чтобы указанное выглядело правдоподобно, вносились «необходимые» изменения в иностранные и российские карты XVIII и XIX веков. Названия земель озер и рек вокруг Алтайских гор, а также на территории нынешней Монголии (река Онон и другие реки) буквально расписаны от руки. Это наглядно видно в электронной версии вышеназванной карты Ф. Л. Гюссфельда от 1786 года. Все это, безусловно, является одним из ярких свидетельств фальсификации истории Шынгыз-хана.
В юности Тимужин переживал много трудностей, вел непрерывные войны. Когда ему исполнился 51 год, он подчинил себе все племена и, вступив на ханский престол, получил прозвище Шынгыз-хан, что означает «сильный и великий царь».
Шынгыз-хан умер в 1227 году во время похода на тангутов. Согласно завещанию, его тело было похоронено в Бурхан Калдуне. «Улы бузруг», где захоронены его останки и куда въезд был запрещен, охранял тысячник из орман уранхаев. На этом месте находятся также останки сына Шынгыз-хана – Толе-хана, а также его внуков Монке кагана, Кубылай кагана и других «ханзада» (принцев) из их династии.
Жошы, Шагатай, Угетай, их сыновья и потомки похоронены в другом месте. Тот «Улы бузрук» охраняют амиры из рода уранхай. Места проживания орман уранхаев (долина реки Чингутуй, которая берет начало из озера Бухтарма) и уранхаев (гора Уранхай под Усть-Каменогорском, река Уранхай, впадающая в озеро Маркакол, Уранхайский хребет в районе гор Улытау в Карагандинской области) сохранились на старинных картах.
По нашему мнению, часть Берельских курганов, находящихся в Долине царей в Восточно-Казахстанской области, возможно, принадлежат предкам Шынгыз-хана, царствовавшим в Бурхан Калдуне задолго до него. Также можно предположить, что «Улы бузрук» («Великий заповедник»), где похоронены Шынгыз-хан, его младший сын Толе и его потомки, находится где-то рядом.
В конце XIX века вблизи этого региона были обнаружены Орхоно-Енисейские древнетюркские рунические надписи (VII–VIII), ставшие бесценным культурным наследием человечества. Безусловно, они принадлежат тюркским и мугулским племенам, которые в древние времена жили в тех краях в указанном каганате.
Шынгыз-хан создал гигантскую империю на просторах Евразии и при жизни разделил завоеванные земли и народы между своими сыновьями и близкими родственниками. На долю Жошы выпали земли на западе, куда могли добраться конники его войск; Шагатаю – земли от Алтая до берегов Амударьи; Угетаю – долины Тарбагатая, Емеля и Кобыка; Толе – весь Китай.
Ставка Жошы находилась около озера Алаколь; ставка Шагатая – в Алмалыке у реки Или; ставка Угетая – в Емеле; ставка Толе, так как он был младшим сыном, на территории ставки отца – в Каракурыме на берегу Иртыша. После решения Таласского курултая 1269 года образовались три самостоятельных от Кублай кагана государства: улыс Жошы (Улык улус), улыс Кайду-хана (в начале XIV в. в его восточной части появилось государство дулатов – Моголстан) и улыс Шагатая (в 1369–1370 годы на западе этого улыса возникло государство, основанное Амиром Темиром из рода барлас, родственником Шынгыз-хана).
В 1465 году на земле между Шу и Козыбас в западной части государства Моголстан на историческую сцену вышло Казахское ханство, основанное потомками Жошы султанами Кереем и Жанибеком. Эти и другие данные вошли в книгу «Шыңғыз хан», вышедшую в прошлом году.
Ержан ИСАКУЛОВ, доктор политических наук.
«Казахстанская правда».