Городская общественно-политическая газета

Джут… не забыт

0 343

Ежегодно 31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий и голода. Этот день дает вспомнить еще раз прошлое казахского народа, почтить память погибших и ценить свою независимость. В память о страшных событиях голодомора на сцене Жамбылского драматического театра имени Аскара Токпанова прошла премьера спектакля «Джут» по пьесе Олжаса Жанайдарова.

Анара АБДИХАНОВА, фото Юрия КИМА

Спектакль повествует о страшных событиях, происходивших в казахской степи в 30-х годах ХХ века. Целое поколение интеллигенции нашего народа, защищающей его интересы, было уничтожено в период репрессий. Более половины населения погибло во время голода, и страна не забывает эти события. За годы репрессий и голодомора свыше 100 тысяч человек были отправлены в ссылку, свыше 25-ти тысяч человек приговорены к расстрелу. В результате перегибов и изъятия скота у населения, в период массового голода 1932-1933 годов в Казахстане, погибло более полутора миллионов человек. Свыше 600 тысяч казахов покинули пределы страны. Это время Великого джута, когда голод и смерть шли рука об руку, разрушая на своем пути все.

Автор пьесы рассказывает об ужасах начавшегося при Сталине голода на примере выживания семьи Ахмета и Сауле. Это пьеса молодого российского драматурга казахского происхождения Олжаса Жанайдарова. При написании пьесы «Джут» он опирался на рассказы своего деда, знавшего о голодоморе не понаслышке. Также знания об этой теме черпал из книги «Хроника Великого джута» Валерия Михайлова.

В течение двух часов спектакль держит в напряжении. Вместе с героями чувствуешь и холод, и отчаяние, и безысходность. «Джут» не стремится давать оценку произошедшим событиям, его задача – показать и напомнить об этой странице в нашей истории. Речь в спектакле не только о массовой гибели людей, это постановка о поиске ценностных ориентиров, о внутренней борьбе, о том, есть ли надежда среди непроглядной тьмы? Герои постановки – мужественные люди, проживающие тяжелые времена с поразительным достоинством. В условиях сцены жизнь и судьба одной молодой семьи свидетельствуют о масштабах национальной трагедии наглядно.

Действие пьесы происходит в двух временных измерениях – сегодняшнем и прошлом. В ней всего три действующих лица. Ербол повествует о судьбе своего деда, оставившего после себя дневник. Второе действие происходит в юрте в 1930 годах. Здесь главные действующие лица Ахмет и его первая жена Сауле. Молодая семья всеми силами пытается выжить. Время такое – голод по всей республике. Коллективизация. Скот забирали для нужд колхоза. От нехватки еды люди теряли рассудок, съедали тела умерших, разрывая свежие захоронения.

Зритель впервые видит пару в тот момент, когда они только похоронили первенца, трехлетнего сына. У них остается девочка-младенец Зере. Ахмет владеет грамотой, это помогает ему устроиться на работу. Он приносит еду, но ровно столько, чтобы не умереть с голоду. Сауле не одобряет, что супруг работает на партийных работников. Она – дочь бая, и не принимает новую власть, думая, что там все бывшие бедняки, которые мстят в прошлом баям. Именно ее социальное положение в прошлом становится причиной увольнения Ахмета, и семья снова оказывается один на один с голодной смертью. Вскоре у них умирает дочь, единственная надежда. Ахмет все свои мечты связывал именно с ее будущим и это придавало родителям хоть какие-то силы. Не в состоянии перенести смерть дочери, Сауле кончает собой, воткнув нож себе в предсердие, чтобы … накормить мужа. Перед смертью она просит мужа идти на юг, обрести счастье и продолжить свой род. На протяжении всего спектакля идет игра театра теней. Тени изображают спутников тех страшных событий — смерть, отчаяние и горе.

– Эта тема мне близка. Папа мне много рассказывал о том страшном времени. Он был совсем маленьким ребенком. Вспоминал, как их везли вагонах в период депортации, люди в дороге умирали, их просто сбрасывали с поезда. Их было пятеро детей, двое в те годы умерли от голода, — говорит заместитель директора Жамбылского русского драматического театра Валерия Сон. – Нужно показывать такие постановки, чтобы молодое поколение знало о годах голодомора. Чтобы ценило день сегодняшний. Сам спектакль передал всю боль людей на примере одной семьи. Рада сотрудничеству с автором пьесы Олжасом Жанайдаровым. Думаю, что это не последняя его пьеса, по которой мы будем ставить спектакли.

– Роль Ахмета в спектакле «Джут» мне не совсем близка, но я очень сочувствую моему персонажу, ведь его жизнь проходит в немыслимых условиях: коллективизация, голод, разруха. Я хотел выразить всю боль и отчаяние моего персонажа, – говорит исполнитель главной роли Анатолий Просалович.

Режиссером-постановщиком пьесы выступил Куандык Касымов. Главные роли исполнили Самат Махамбетов, Елена Казаченко и Анатолий Просалович. Роли в театре теней исполнили Марина Просалович, Виктор Майнашев, Павел Иванов, Адилет Кулмурзаев, Анель Мурзабекова, Санжар Ботбайбек, Нурсулу Токтамурат, Эльмира Аккулиева, Тимур Романюк, Нургиса Зулпыкаров, Нугайша Ибадилдаева, Надежда Новикова, Нурсейит Откыр, Шукуржан Хакимбаев, Нодыржан Раимбердиев, художник-постановщик Владимир Сизинцев.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.