Необычной была тема областного конкурса рисунков, посвященного 74-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Лейла МАЛЫШЕВА
Организатором выступил Областной центр проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий. Целью конкурса стало повышение уровня интереса детей и подростков к изучению истории Великой Отечественной войны через произведения литературы. В частности, через рассказ известного советского писателя-фантаста Кира Булычева «Можно попросить Нину?» показать значение Победы в истории Казахстана.
В конкурсе приняли участие более 70 юных художников в возрасте от восьми до 15 лет из десяти районов Жамбылской области и города Тараза. В составе жюри выступили казахстанский художники и скульпторы, дизайнеры, члены Союза художников РК, Международного союза педагогов-художников Кали Кораласбаев, Сержан Сагындыков, преподаватель Елена Халевич, завотделом профориентации ОЦПШО и ВМ Ольга Сагындыкова.
-Сюжет рассказа простой и незамысловатый, — рассказывает Ольга Сагындыкова. — Главный герой рассказа Вадим Николаевич безуспешно пытается дозвониться своей знакомой Нине. Он, набирая номер, попадает к девочке, которую тоже зовут Нина. Её ответы кажутся Вадиму Николаевичу странными, пока он не понимает, что каким-то необыкновенным образом разговаривает с ребёнком из Москвы 1942 года. Вспомнив своё голодное военное детство, герой рассказывает девочке, что в одном из московских дворов в Трубниковском переулке она может найти хлебные карточки, которые он обронил, играя с ребятами. На следующий день Вадим Николаевич по старому телефонному справочнику узнал адрес девочки и пошёл к ней, сам не понимая, что ему можно ждать от этой встречи. Искомый им дом оказался снесён при прокладке Нового Арбата, но ему удалось установить, что Нина переехала на юго-запад и найти её квартиру. Дверь ему не открыли. Вышедшая на лестничную клетку соседка сказала, что Нина Фролова с мужем уехала. Когда женщина узнала имя гостя, она вынесла оставленное для него письмо. Вадим Николаевич понял, что Нина все эти годы ждала его визит.
Прочитав рассказ, я сразу поняла, что важно побудить наших учеников нарисовать свой эмоциональный отклик в рисунке, — продолжает О. Сагындыкова. — В рассказе есть эпизод, где главный герой говорит: «Слушай, Нина, и не перебивай. Я знаю лучше. И Берлин мы возьмем второго мая. Даже будет такая медаль – «За взятие Берлина». Поведал о Юрии Гагарине и о луноходе. И даже насмешил Нину, рассказав о том, что женщины будут носить брюки-клеш и совсем короткие юбки. Я потеряла чувство реальности. Я сразу поняла, что мы можем прочитать с детьми рассказ и объяснить кружковцам, как бы вы рассказали Нине в рисунке, как мы сейчас живем? Что особенного в современном мире, что интересно было бы увидеть девочке Нине, которая жила 74 года назад? В апреле объявили областной конкурс.
В художественной школе «Мерей» областного Центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий сразу были организованы классные часы по данному рассказу. Педагоги прочитали детям текст и провели экскурс в домашний быт сороковых и семидесятых годов прошлого века. Показали фотографии предметов и людей, о которых говорится в рассказе. Старом телефоне с длинным проводом, телефонной станции, стилизованной стене из кирпичей, где каждый кирпич обозначает месяц года, медсестре в госпитале, о луноходе, старых часах с кукушкой, холодильнике «Север», старой электричке, затемнении на окнах, буржуйке с керосиновой лампой, хлебной карточке за октябрь…
Классный час закончили просмотром двух экранизаций рассказа. Первый фильм «Дорогой Вадим Николаевич!», участник интернет-фестиваля «Киноглаз-2015», дебютная работа детской студии игрового фильма «Зазеркалье» (ГДДЮТ, Нижний Тагил). Второй «Что-то с телефоном» — короткометражный художественный фильм, снятый режиссёром Константином Осиным. Кружковцы «Мерей» активно обсудили рассказ и приступили к работе.
Нашим детям очень нужно мирное и счастливое детство – без войны, ночных страхов и внезапно повзрослевших глаз. Говорят, если ясно и четко представлять свое желание, оно сбудется. Поэтому наш конкурс был посвящен миру без войны,- говорит директор ОЦПШО и ВМ Тараза Шариякуль Кашкинова.
Оценивались работы по следующим критериям: соответствие содержания работы целям и задачам конкурса, оригинальность, доступность понимания основной идеи работы, степень эмоционального и воспитательного воздействия. Члены жюри были просто удивлены тем, насколько глубоко конкурсанты прониклись тематикой рассказа, перенося красками, карандашами, пастелью, мелками на бумагу все свои эмоции и чувства.
Выбирать победителей было очень тяжело, ведь каждая работа неповторима и оригинальна как по своему содержанию, так и по цветовой гамме, — отметил Кали Кораласбаев.
Жюри определило победителей. В возрастной группе от 10 до 11 лет Гран-при завоевала Ясмина Ахметжанова из Центра технического творчества Тараза. В возрастной группе от 12 до 13 лет главный приз был присужден Гузаль Акбаровой из художественной школы «Мерей» ОЦПШО и ВМ Тараза. В возрастной группе от 14 до 15 лет Гран-при достался Арай Кораласбаевой из ДЮЦ села Толе би Шуского района.
Коротенький и невероятно трогательный рассказ, — говорит победительница Арай Кораласбаева. — Я сразу вспомнила своего прадедушку. Култай Кораласбаев прошел всю войну, прослужил пехотинцем. Мне очень понравилась эта книга, она захватывает. Мы живем в достатке, и я не представляю, что значит сидеть голодной, в холодном жилье. Я и мои ровесники с радостью бы помогли и отправили не только хлебную карточку, но и еду девочке Нине!
Я никогда не видела телефон, который висит в коридоре и к нему нужно подходить, когда он звонит. Или лампу, которая горит от керосина, — рассказывает Гузаль Акбарова. — Рассказ интересный и трогательный. Мне захотелось тоже сделать что-нибудь доброе!
Отмечу, что всего в конкурсе было 75 финалистов и 20 из них стали победителями.