Городская общественно-политическая газета

Утвержден новый генеральный план Тараза

0 523

Правительство Республики Казахстан утвердило новый генеральный план города Тараза, который является основополагающим градостроительным документом. Его цель — устойчивое развитие города и формирование благоприятной среды жизнедеятельности людей.

В соответствии с генпланом в Таразе появятся новые дорожные развязки и путепроводы через железнодорожное полотно, будет осуществлена пробивка ряда центральных улиц города. Так, например, предусматривается соединение проспекта Жамбыла с улицей Комратова до улицы Байзак батыра. А по проспекту Аль-Фараби намечено восстановление бульвара с выносом производственных и коммунальных объектов, которые были размещены стихийно, без учета проложенного здесь магистрального трубопровода. Словом, в плане развития градостроительства предусмотрено немало интересных решений. Подробности ниже.

ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Как известно, Тараз – это один из крупнейших промышленных центров и транспортных узлов Республики Казахстан. Он занимает удобное экономико-географическое положение в Талас-Ассинском земледельческом оазисе, находится в узле пересечения крупных транспортных артерий.
На начало проектирования площадь территории города составляла 18 787,0 га, за счет расширения границ города площадь территории к расчетному сроку составит 31693,7 га. Прирезаемые территории — 12 906,7 га. Это земли Байзакского и Жамбылского районов, а также дачно-садовые массивы — «Новоджамбулец» и «Дорожник».
Численность населения города Тараза, по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, на 1 января 2022 года составила 422,8 тысячи человек. Численность экономически активного населения в 2022 году составила 197,0 тысяч человек. Занятое население составляет 94,4 % от числа экономически активных граждан.
На расчетный срок ожидается увеличение количества занятых в 1,5 раза по сравнению с исходным годом, что составит 91,1 тысячи человек.
Изменение проектных границ города способствует формированию новой концепции расселения населения. Новая жилая застройка сосредоточится в основном в северной части города и будет представлена среднеэтажной застройкой, МЖК с плавающей высотной застройкой, с формирующимися центрами обслуживания населения в каждом планировочном районе. Также будет произведена реконструкция исторического центра с сохранением аутентичности облика города и строительством мало- и среднеэтажной застройки в местах реконструкции.
Южная часть города будет представлена преимущественно мало- и среднеэтажной застройкой с улучшаемой инженерной инфраструктурой и социальным обслуживанием.

Общий облик застройки в целом будет увязан с концепцией архитектурного развития южных городов страны с учетом климатических, орографических особенностей, местного уклада жизни и туристской привлекательности, а так- же комфортной среды обитания граждан.
На первую очередь обеспеченность жильем составит 25,0 м2 на человека.
На расчетный срок принята обеспеченность 27,0 м2 на человека.
Жилищный фонд к концу расчетного срока составит 15471,0 тыс. м2. Новое жилищное строительство – 7722,1 тыс. м².
Основными приоритетами развития социальной сферы города являются ее развитие, соответствующее статусу областного центра, а также центра индустрии туризма, отдыха и спортивной рекреации региона.
Планируется развитие общественных центров планировочных районов с полным комплексом обслуживающих объектов, парковыми и спортивными зонами, а также создание новых, реконструкция и благоустройство существующих парков, скверов и торговых зон.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

В целом в городе Таразе обеспечена макроэкономическая стабильность. Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках.
Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности.
Многоотраслевую экономику города в настоящее время представляют базовые отрасли: промышленность, транспорт и связь, строительство, финансово-кредитные учреждения, коммунально-эксплуатационные службы, учреждения здравоохранения, образования и культуры, предприятия торговли и общественного питания.
Дальнейшее развитие экономики Тараза будет направлено на наращивание научно-технического, инновационного и производственного потенциала в перспективных направлениях индустриального развития, что должно способствовать получению в будущем принципиальных конкурентных преимуществ, и позволит сформировать в будущем сервисно-технологическую направленность экономики города.
В этой связи предстоит наладить производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, создать предпринимательский климат, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество.
Значительное развитие получит «Индустриальная зона «Тараз»»: в генеральном плане предусмотрено расширение промышленной зоны на 500 га с организацией новых производств, ориентированных на развитие химической, машиностроительной, строительной промышленности.
«Промышленная зона ПОШ» в перспективе будет подвергнута модернизации. В связи с наличием на ее территории ряда производств со значительной СЗЗ, предлагается перенос производственных мощностей на территорию «Индустриальной зоны «Тараз»», что будет способствовать стабилизации экологической ситуации города.
Кроме того, для обеспечения населения товарами первой необходимости в городе планируется развитие производств легкой, пищевой и строительной индустрии, размещение которых предусмотрено в соответствие с классом опасности и СЗЗ.
Развитие малых и средних форм предпринимательства даст возможность дисперсного размещения предприятий пищевой промышленности для обеспечения продовольствием растущего населения города.
Генпланом предусматривается строительство двух транспортно-логистических центров (в направлении Алматы и Шымкента), которые в дальнейшем будут интегрированы в единую логистическую систему страны.

РАЗВИТИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Решения генерального плана направлены, прежде всего, на сохранение и развитие сложившейся на протяжении многих десятилетий планировочной структуры города. Дальнейшее развитие основных функциональных зон, формирование новых и преобразование сложившихся имеет последовательный характер.
Урегулирование городской черты предусматривается по всем направлениям: северо-восток, север, юго-восток и юг, приводя её к более обтекаемой форме с присоединением 14 пригородных поселков Байзакского и Жамбылского районов.
С восточной стороны в границы города включаются населенные пункты Акбулым (4022 чел.), Талас (4879 чел.), Кызыл Жулдыз (6342 чел.); с северной – Коныртобе (484 чел.), Шайкорык (4282 чел.) и Танты (214 чел.). С западной стороны в границы города включены села Бектобе (3292 чел.) и Кызылшарык (1315 чел.). С юга включение приграничных сел определяется желанием выравнивания очень сложной по конфигурации городской черты, сюда входят села Кемел (276 чел.), Турксиб (2974 чел.), Пригородное (6293 чел.), Жалпактобе (9836 чел.).
Таким образом, предусматривается увеличение площади территории города с 18 787,0 га (на исходный год) — до 31 693,7 га с населением 573,0 тыс.человек.
На первом этапе (первая очередь) будет завершено строительство уже начатых комплексов многоэтажной застройки 15-го и 14-го микрорайонов, а также начнется строительство на свободных территориях, расположенных к востоку и северо-востоку от жилого массива Кызыл Жулдыз, МЖК, Акбулым.
Реконструктивные мероприятия предусматриваются в застроенной части общегородского центра, главным образом в районе древнего Тараза.
В развитии промышленных территорий будут предусмотрены процессы внутреннего развития за счет интенсификации экстенсивно используемых территорий и освободившихся площадок неработающих предприятий. Предварительным этапом в этом процессе станет работа по инвентаризации используемых территорий промзон, выявлению внутренних резервов и возможностей по вторичному использованию неработающих предприятий.
На втором этапе (расчетный срок) и далее развитие сконцентрируется в пределах исторически сложившихся территорий усадебной жилой застройки средней этажности между кольцевыми улицами Байзак батыра и пр. Абая, а также между улицей Койгельды и проспектом Жамбыла.
В развитии планировочной структуры предусматривается максимальное завершение радиально-полукольцевой системы главных проспектов города: Абая и Жамбыла и новой кольцевой по улицам Лермонтова, Аль-Фараби, Аппасовой с пробивкой до улицы Койшибековой, далее — на северо-восток за железной дорогой через присоединяемые территории до окружной кольцевой автодороги.
В связи с чем предусматривается развитие кольцевых, исторически сложившихся магистралей:
— по проспекту Абая с развитием его в восточном и северо-восточном направлении до объездной автодороги с устройством путепровода через железную дорогу Тараз-Каратау, а также строительство путепровода через железнодорожную магистраль Алматы-Шымкент в южном направлении;
— проспект Жамбыла предусматривается соединить с улицей Комратова до улицы Байзак батыра.
Также планируется создание третьего кольца по пр. Аль-Фараби – ул. Аппасова – ул. Койшибекова от ул. Жибек Жолы в южной части города до проектируемой обводной автодороги в северо-восточной части города. По проспекту Аль-Фараби предусматривается восстановление бульвара с выносом производственных и коммунальных объектов.
Территория древнего Тараза в границах улиц Байзак батыра, Байтасова, Аккозиева, Казыбек би является особой зоной, предполагающей реновацию территорий вокруг историко-культурного комплекса «Древний Тараз», пешеходных аллей Арбат (1,2,3), комплексом «Шахристан», с малоэтажной застройкой и объектами туристической инфраструктуры (караван-сарай, восточные бани), воссоздающим среду средневекового города. Сюда же предлагается включить фрагмент городской застройки Аулие-Атинского периода в границах улиц Бектурганова и Пушкина, прилегающих к комплексу «Шахристан».
Эта историческая зона составляет ядро всей системы, от которого расходятся радиальные связи, сложившиеся еще в древности, по основным магистралям к внешним границам города. К ним относятся улицы Толе би, Сулейменова, Пушкина, Кошек батыра, Аскарова, Сатпаева, Кошеней, Сыпатай батыра, Балуан Шолака, Конаева, Ташкентская, Наманганская, Байзак батыра, Жибек Жолы и трасса на Алматы.
Между комплексом древнего Тараза и Тектурмасом предполагается создание системы озелененных пространств. Расширение Майской рощи до улицы Казыбек би, а также включение в программу реконструкции крытого зимнего сада, оранжереи, открытых спортплощадок повысят уровень значимости этой непривлекательной в настоящее время городской среды. Строительство канатной дороги, соединяющей древний центр с рекреационной зоной «Тектурмас» также расширит функциональные и пространственные связи исторического ядра.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

В городе, через который проходят магистральные железнодорожные пути, имеются всего три железнодорожных путепровода, что недостаточно для обеспечения связанности городской улично-дорожной сети и безопасности движения транспорта и пешеходов. В связи с чем на расчетный срок предусмотрено строительство 4-х дополнительных путепроводов.
Генеральным планом предлагается дальнейшее развитие улично-дорожной сети с учетом обеспечения транспортной доступности новых районов. Общая протяженность опорной улично-дорожной сети составляет 1531,0 км, в том числе магистральной – 310.65 км. На 1-м этапе планируемая протяженность улично-дорожной сети составит 1545.98 км, в том числе магистральной 325.63 км.
На расчетный срок протяженность улично-дорожной сети должна составить 1697.68 км, в том числе магистральной 477,33 км.
Протяженность маршрутной сети общественного транспорта в Таразе — 267,5 км или 1,42 км/км2. Низкая плотность маршрутной сети обусловлена большим количеством частной малоэтажной застройки, значительными площадями промышленного производства. Годовой пассажиропоток составляет около 30 млн человек. На проектный срок ожидается пассажиропоток до 94 млн. человек.
Генеральным планом рекомендуются замена существующего подвижного состава на новый, большей вместимости. Также для удобства пассажиров предложена организация пересадочных узлов на пересечении транспортных коридоров с большими пассажиропотоками.
Легковой транспорт. На расчетный срок прогнозируется рост городского автомобильного транспорта в 3,1 раза с учетом нормативной обеспеченности населения. В настоящее время места постоянного хранения автотранспорта это – гаражи, боксы, платные охраняемые автостоянки и приусадебные участки.
В новой застройке города рекомендуется предусматривать открытые парковочные места и подземные паркинги.
Для улучшения состояния воздушного бассейна города генеральным планом предлагается рассмотреть вопрос о переводе части автотранспорта организаций и предприятий с бензинового топлива на газовое.
Международный аэропорт «Аулие-Ата» является перспективным узловым авиационным сообщением между Европой, Средней Азией и странами Юго-Восточной Азии. Аэропорт и взлетно-посадочная полоса были реконструированы. Аэропорт полностью оборудован для обработки широкого спектра воздушных судов для приема и отправления пассажиров и грузов.
Развитие города в юго-западном направлении и продвижение этажной жилой застройки к аэропорту из соображения снижения шумового загрязнения окружающей среды требуют в дальнейшем вынос аэропорта (при соответствующем технико-экономическом обосновании).

ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Развитие систем водоснабжения в рамках генерального плана предусматривает на 1-ю очередь (2029 год) строительство магистральных водопроводных сетей диаметром 200-1000 мм общей протяженностью – 41 км, а также реконструкцию существующих магистральных сетей водоснабжения – 18,4 км.
Поскольку охват населения централизованной системой канализации составляет только 53%, на первую очередь строительства предлагается размещение сливных станций. Сливные станции предназначаются для приема сточных вод, доставляемых из районов города, не имеющих канализации, и спуска их после соответствующей обработки в канализационную сеть.
Действующая система теплофикации от ТЭЦ-4 и РК-4 «Таразэнергоцентр» с развитыми протяженными тепловыми сетями позволяет организовать гибкую систему теплоснабжения с взаимозамещением и взаиморезервированием всех звеньев системы при соответствующем их развитии.
На перспективу развитие системы ЦТ зон ТЭЦ-4 и РК-4 предусматривается в границах сложившейся существующей зоны теплоснабжения. К тепловым сетям зон ТЭЦ-4 и РК-4 предлагается присоединять объекты, размещаемые в границах действующих тепловых сетей, что не потребует больших капитальных затрат.
Строительство жилой многоэтажной (4-5 этажей) застройки в зоне влияния действующей системы ЦТ предусматривается на месте сносимой ветхой малоэтажной застройки.
Для крупных районов комплексной застройки города рекомендуется строительство групповых котельных, предназначенных для теплоснабжения группы домов или комплекса общественных зданий на базе блочно-модульных котельных с набором оборудования необходимой мощности.
В зонах теплоснабжения автономных котельных ГКП «Жамбыл-Жылу», ТОО «София» и ГКП «Таразтрансэнерго» в период до расчетного срока строительство новых многоэтажных жилых и общественных зданий не планируется.
В городе сохраняется существующая принципиальная схема электроснабжения. Покрытие перспективных электрических нагрузок города на первую очередь и расчётный период планируется обеспечить за счёт ТГРЭС и за счёт модернизации существующей ТЭЦ-4 с тем, чтобы довести мощность станции до 120 МВт.
Для повышения надёжности электроснабжения потребителей города рекомендуется сооружение кольца 110 кВ вокруг города, объединив ТГРЭС, ПС Южная, ПС Астана, ПС ЖБИ.
Численность электрических подстанций, находящихся в эксплуатации более тридцати лет, составляет около 40% от общего числа. Для повышения надёжности и бесперебойного электроснабжения потребителей города необходимо произвести модернизацию ПС, 110/6 кВ с постепенным переводом на напряжение 10 кВ и применением современного оборудования.
В новых планируемых микрорайонах и других селитебных зонах предусматривается строительство электрических подстанций закрытого типа (ЗРУ). Все вновь проектируемые сети 10 кВ предлагается выполнить в кабельном исполнении с прокладкой в траншеях.
Для административной и общественной застройки рекомендуются двухтрансформаторные подстанции, отдельностоящие или встроенные в здания. Для электроснабжения новых районов в восточной части, где планируется на расчётный срок строительство микрорайонов с среднеэтажными и многоэтажными домами, рекомендуется строительство новой подстанции «Восточная» закрытого типа ЗРУ-110/10 кВ.
Для обеспечения бесперебойного газоснабжения города на первую очередь строительства, а также на расчетный срок строительства предлагается расширение существующих газораспределительных станции (ГРС) и строительство новых газораспределительных станций, которые должны быть расположены за городской границей города.
На первую очередь строительства предусмотрено обеспечить вынос АГРС-1 и АГРС-2 «Тараз» за пределы разросшегося города. В генплане также значится и реконструкция газораспределительной станции АГРС-Амангельды для увеличения ее производительности.
В главном градостроительном документе обозначен также комплекс мер для снижения вредного воздействия выбросов. Предусматривается, в частности, обеспечить жесткий контроль за выбросами, поощрять использование для теплоснабжения нетрадиционных видов энергии, прежде всего солнечной, в районах малоэтажной элитной застройки. Также предлагается максимальное сохранение существующих зеленых насаждений, их реконструкция и создание новых насаждений. В этом же ряду — реконструкции ТЭЦ-4, РК-4 и тепловых сетей, вынос предприятий, расположенных в селитебной зоне, на территории промышленно-индустриальных зон.

Кукен ОРШАБЕКОВ

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.