Городская общественно-политическая газета

Учимся не сорить

0 203

Часто представители старшего поколения увидев, как молодые люди бросают мусор или просто хулиганят, вздыхая, вспоминают свою юность: «И воспитание другое было, и люди были другими». Так ли это, правда ли, что нынешнее поколение уступает в культуре поведения нашим бабушкам и дедушкам? Давайте разберемся и выведем ту самую формулу бережного отношения к окружающей среде.

Анара ТЕМИРЖАНОВА

Школа… Сколько воспоминаний вызывает эта пора у тех, кто много лет назад переступил ее порог. Лично я помню про нашу «Тимуровскую команду», когда мы ходили к ветеранам, помогали копать огород, мыть посуду, протирать полы. Мое детство прошло в селе. Раз уж пошли воспоминания, расскажу одну забавную историю, а потом продолжим тему выведения формулы.

Я выросла у бабушки с дедушкой. Мой дедушка Тасболат был ветераном Великой Отечественной войны, и, конечно, наша семья была в школьном списке «Тимуровской команды». На все наше село ветеранов в те годы (а это были 90-е) было немало. Как каждый уважающий себя школьник, я была в составе тех, кто оказывал помощь нашим старейшинам. Честно говоря, ходить в гости к бабушкам и дедушкам мы любили все, знали, что не уйдем без припасенных для нас сладостей. Когда дело доходило до нашего дома, то я заранее предупреждала домочадцев ничего не делать. А то к кому не придем, у всех убрано и чисто, а мы только чай пьем и альбомы смотрим. С раннего утра я строго следила за тем, чтобы моя апашка по привычке не протирала полы, а аташка не выносил мусор. Потирая руки, что у нас-то найдется работа, я гордая приходила с одноклассниками домой и зачастую меня ждало разочарование. Бонусом всегда были свежеиспеченные булочки с домашней сметаной. Но то чувство сплоченности, дружбы с одноклассниками и стремление быть нужными осталось у всех нас по сей день.

А как мы любили дежурства, честно, мне всегда нравилось дежурить по классу. Потому что кроме двоих дежурных обычно оставались помогать и те, кому идти было в одну сторону до дома. Мы дружно, обычно в составе пяти-шести человек, убирали класс. Тогда в наши обязанности входило мыть полы и доску. Я хорошо помню, как учителя учили мыть деревянную доску, чтобы не было разводов от мела. Полы тоже тогда были деревянными, и мыли мы их добросовестно, чтобы не услышать на следующий день от учителя в свой адрес слова, что «теперь понятно, какая хозяйка в доме растет». А утепление окон? Так это было целое событие! Из дома несли кто что мог. В ход обычно шли вата и белая простынь, которая рвалась на ровные лоскуты, их нужно было намылить и клеить поверх рам. Работа эта была для всех учеников без исключения. И сами белили и батареи красили. Не знаю как в городе, но в селе мы выезжали собирать картошку, а перед сбором обязательно два раза за лето на прополку. До сих пор помню, как бабушка собирала покушать, ехали-то на целый день. Покушать на «картошке» – это и было самым ожидаемым моментом для всех нас, школьников.

Можно много и долго вспоминать моменты, которые не только приучали нас к труду, но и объединяли. Мы учились тогда дружбе, взаимопомощи, поддержке. Свидетельством тому является большая дружба моих одноклассников. Наверное, у всех найдутся такие воспоминания, связанные с детством. И сейчас, конечно, многое по-другому, хотя бы потому, что наступил век, где порой виртуальное общение заменяет живое.

Кстати, вспомнила еще один случай, уже связанный с отношением современных родителей к уборке в классе. Было это года два назад. Детей из класса, где учится мой ребенок, отправили на посадку саженцев, и я помню двоих мам, которые угрожая чуть ли не судом, в группе WhatsApp подняли такой шум, что пришлось покинуть группу и пожелать терпения учителю. А все из-за того, что они были против эксплуатации труда несовершеннолетних. Была удивлена, что субботник в школе теперь воспринимается именно так.

Но вернемся к теме воспитания у детей чувства бережного отношения к окружающему миру. Для начала я провела опрос среди жителей города, считают ли они, что молодежь стала более равнодушной к охране природы.

Ирина Ступник:

Я с таким утверждением в корне не согласна, напротив, нынешнее поколение очень воспитанное. Посмотрите, какая чистота у нас в городе, это ведь не только потому, что убирают, а еще и потому что, не сорят. Я часто наблюдаю картину, когда дети, особенно младшего возраста, добросовестно идут до мусорного бака, чтобы выбросить тот же самый фантик. У нас во дворе высадили саженцы, так наши дети и помогают нам в поливе, где что попросишь, сразу бегут. Все им интересно, везде хотят помочь.

Абай Лугмаров:

Не знаю, когда как, конечно. Бывает, что и замечание сделать лишний раз боишься молодежи: огрызаются. Говорят, что я не сорил, не мне и убирать. Но бывает, что и с сумками тяжелыми помогут пенсионерам, не раз такое видел. В автобусе, конечно, культуры нет, вся молодежь с наушниками, не докричишься, и часто делают вид, что не заметили, что рядом человек взрослый, и место бы уступить не помешало. Но, в общем, молодежь у нас неплохая. Смотрю передачи, так за рубежом и на улицу-то порой страшно выходить, наверное, столько негатива от молодых людей. Не то что намусорят где, а пострашнее дела делают.

Гульмира Аймурзина:

Считаю, что хорошие у нас детки подрастают. Всегда младшие здороваются со старшими. Попросишь помочь – никогда не откажут. Насчет бережного отношения к природе, так здесь нужно в семье воспитывать этому. На своем примере детям показывать нужно, что можно, а что – нет. Если сами посидели на природе, не убрали за собой, то и ребенок таким вырастет, будет считать это нормой. Как бы школа ни старалась, если родители не закладывают с детства правила поведения и не поддерживают в этом учителей, то учи не учи, все равно на примерах взрослых и вырастет.

Как мы видим, детки действительно у нас хорошие. Согласна, все начинается с семьи, но раз уж со школы начали, то давайте узнаем, как идет воспитательный процесс в этом направлении в школах нашей области. За комментарием мы обратились к руководителю отдела воспитательной работы управления образования акимата Жамбылской области Гульзире Лесбаевне.

– В школах области ведется большая работа в воспитательном направлении. Да, действительно, сейчас дети не помогают взрослым убирать территорию и не участвуют в посадке тех же самых деревьев вне территории школы. Но это не значит, что им не прививаются навыки помощи взрослым. Все это проводится на территории школы. Санитарной службой города было принято решение не допускать учащихся к работам, где они подвергаются риску заражения. Ведь мы тоже несем ответственность за здоровье наших детей. Дежурство в классах осталось, как и раньше. Есть у нас дежурные классы, которые контролируют не только опоздания, но и уборку каждого класса. Все обязательно согласовывается с родителями учащихся. Проводится работа по разъяснению общих правил поведения в классе. Бывают, конечно, факты возмущения среди взрослых, но это происходит редко. Заставить ребенка что-то делать мы не можем. Но каждый должен сам понимать свою ответственность за ребенка. Ведь приучая его к труду, мы одновременно прививаем основные жизненные навыки, которые пригодятся в будущем. Дети с большим удовольствием втягиваются в культурный процесс школы. У нас с каждым годом воспитательная программа расширяется и становится более увлекательной. Взять хотя бы курс «Вторая жизнь ненужных вещей». Какие ребята делают поделки из, казалось бы, уже непригодных к использованию материалов. Раньше был урок ОБЖ, там в основном преподавалась культура поведения при непредвиденных опасностях и ситуациях. К примеру, как вести себя в кабинете химии и тому подобное. На уроках валеологии мы рассказывали об основных приоритетных ценностях. В данное время все это ребята узнают на уроке самопознания. В 2011 году, по поручению Первого Президента Нурсултана Назарбаева, в каждой школе был организован отряд «Жас Улан», где дети учатся помогать взрослым. Также посещают нуждающихся в той или иной помощи людей, приходят к ним с подарками, сделанными своими руками, это также большая воспитательная работа. Но нельзя забывать простую истину – воспитание должно быть всесторонним. Мы сами должны быть примером для детей. Не надо воспитывать ребенка – надо воспитывать себя. И если вы сами при детях ведете себя неподобающе в общественных местах или у себя дома, то не удивляйтесь последствиям. А мы, учителя, со своей стороны сделаем все, чтобы гордиться подрастающим поколением. Как сажать деревья, нужно учить детей на своих примерах. Чем слова, дела лучше отзываются в сердцах детей.

Рада, что в школах много внимания уделяется воспитательному процессу. Давайте помнить, что семья – это первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, страны. Мы должны научить ребенка любить родной край, страну, беречь природу. Вот та простая формула – ответственность плюс воспитание, в итоге мы получим поколение отзывчивых и трудолюбивых людей. И наверняка не будет так, что мы станем говорить, что когда-то все было лучше и культурней. Давайте сами начнем учиться не сорить.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.