Совершенствование института государственной службы – как важнейший инструмент для достижения целей государственной политики
В результате принятых изменений в действующее законодательство в сфере государственной службы существенно повышен качественный состав государственного аппарата, улучшаются показатели соблюдения принципа меритократии и кадровой стабильности. Определен дальнейший вектор развития государственной службы, ключевым ориентиром которого станет переход от состоявшегося профессионального госаппарата – к инновационному.
Для достижения поставленных целей помимо реализации практических мер, требуется также совершенствование законодательной базы.
Поэтому, одной из важнейших задач является обеспечение государственной службы конкурентоспособными кадрами.
В настоящее время создаются условия для привлечения на службу профессионалов, получивших образование в ведущих университетах мира и имеющих необходимый опыт работы.
Это транспарентная система отбора, возможность карьерного роста и достойная оплата труда.
Таким образом, в целях создания дополнительных условий для повышения качественного состава проведена работа по совершенствованию законодательства в сфере государственной службы.
Так, государственные служащие центральных госорганов получили возможность участвовать во внутренних конкурсах, проводимых их ведомствами и территориальными подразделениями.
Кроме того, конкурс для поступления на государственную службу сокращен на два этапа.
Внутренний конкурс среди служащих всех государственных органов объединен с общим конкурсом. Изменения вступили в действие с 17 июля 2020 года. Ранее государственными органами последовательно проводились три вида конкурсов: конкурс среди своих служащих, конкурс среди всех госслужащих и общий конкурс среди всех граждан.
Данное нововведение будет способствовать оперативному заполнению вакантных должностей государственных органов.
Кроме того, повысится мобильность государственных органов в принятии кадровых решений для достижения стратегических целей. При этом проведение трех видов конкурсов затягивало заполнение вакансий. Для проведения всех этапов конкурсов на замещение вакантных должностей требовалось от 50 рабочих дней. В настоящее время данная процедура сокращена на 15 рабочих дней.
Данный подход не нарушает карьерную модель системы, а придает ей большую мобильность и позволит ускорить процесс привлечения талантливых специалистов из частного сектора.
Длительный сбор различных документов теперь также в прошлом.
Так, при участии во внутреннем конкурсе, кандидату требуется предоставление всего двух документов – заявление и послужной список, а в общем конкурсе требуется три – заявление, документ об образовании, послужной список.
Более того, упрощен порядок участия госслужащих в общих конкурсах. Сравнительно недавно в законодательство внесены поправки, освобождающие госслужащих от прохождения тестирования при участии в общем конкурсе.
Таким образом, госслужащие теперь принимают участие в общих конкурсах не на общих основаниях, а по упрощенному порядку по аналогии с внутренним конкурсом. Сокращение этапов конкурса не окажет отрицательного влияния на принципы меритократии.
В заключение хотелось бы отметить, что внедренная система государственной службы не является раз и навсегда чем то определенным: представления о публичной государственной службы, о критериях ее эффективности и профессионализма будут и дальше совершенствоваться и изменяться по мере эволюции демократического, правового, гражданского общества.
Тумабеков Е.А. – Руководитель Управления государственной службы Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Жамбылской области.