Автор статьи-исследования из Узбекистана постаралась на основе письменных источников раскрыть особенности произведений великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. По ее оценке, стихи и проза казахского поэта отличаются богатством содержания и глубиной познания. Все они пронизаны нравственным стержнем и направлены на воспитание всесторонне развитой молодежи.
Казахский просветитель, общественный деятель, философ, композитор, основатель казахской письменной литературы и поэт Абай – Ибрагим Кунанбаев по праву считается одной из великих личностей, внесших огромный вклад в сокровищницу казахской литературы и культуры. Именно он ввел в казахскую поэзию письменный жанр эпоса, поэмы — «дастан».
Свою творческую деятельность Абай начал в юности со стихов и пения песен. Лирика Абая отражает народную жизнь, иногда впечатлительная, иногда веселая и озорная, а иногда и побуждающая к думам о смысле жизни. Он жил во второй половине ХIХ века. Родился 10 августа 1845 года в Семипалатинском уезде. Обучался в медресе, а затем русской школе.
В стихах Абая воспевается идея объединения разрозненных казахских племен, необходимости изучения наук и приобретения профессии. Приблизив своё творчество к народной жизни, он стремился к решению различных социальных проблем, имеющих место в жизни казахского народа.
Абай выступает против невежества, нечестности, лицемерия, подлости, корыстолюбия, стремления жить за счет других. С сожалением он пишет о том, что между людьми потеряно взаимное доверие, что среди них господствуют вражда и ненависть. «Не видя счастья, преследуя друг друга, хвастаясь друг перед другом, теряем мы бедную жизнь, ее губим непристойными поступками, пренебрегаем ею, как песком, как гнилой веревкой, а когда она подходит к концу, то плачем и не можем купить один день жизни за все свое состояние».
«Сплетни, обман, коварство, леность, расточительство» поэт называет пятью врагами человечества и призывает современников всячески избегать этих пороков. Этим пяти порокам Абай противопоставляет и возвышает пять высоких моральных качеств — «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту», которые настойчиво предлагает поддерживать и развивать. Разум и труд — вот те основные моральные качества, которыми должен овладеть, по Абаю, идеальный человек. Абай учил молодых людей находить свое место в обществе и свои знания направлять на то, чтобы помочь народу освободиться от невежества и бесправия.
Многие произведения Абая Кунанбаева написаны в форме нравоучений и моралистических бесед. В решении вопросов этики, как и других проблем, на первый план выступают его заветные просветительские идеалы.
Придавая серьезное значение форме стихов, поэт-просветитель с особой силой подчеркивал важность их идейного содержания. Многие люди сочиняют стихи, но отдельные лишь способны создать произведения, в которых внешняя красота гармонирует с внутренним содержанием. Выступая за высокую художественность поэзии и глубину ее содержания, Абай главную роль отводил идейному замыслу художественных произведений.
Его поэмы «Искандер» и «Масгуд», хотя и не велики по размеру, тем не менее, в них в полной мере проявилось мастерство поэта выдвигать передовые идеи через маленькие истории с помощью таких реалистичных образов, как Искандер и Масгуд. Если в таких сатирических стихах, как «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) Абай высмеивает административные порядки, имеющие место в то время в Казахстане, то в лирических, посвященных временам года стихах «Весна» (1890), «Лето» (1892),«Осень» (1889), «Зима» (1888) он стремится показать красоту родной природы, степных просторов Казахстана.
Абай внес в казахскую литературу новые стихотворные формы – шестистишие и восьмистишие, примером таких стихов являются «На воде, как челнок, луна» (1888), «Когда станет длинною тень» (1890), «Из времени выпадает миг» (1896), «Разве не должен, мертвый, я глиной стать» (1898) и другие.
Назидания Абая и сегодня имеют большое воспитательное значение. В 1882 — 1886-е годы Абай создал свои лучшие произведения. Он призывал: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». С 1890 по 1898 годы записывал свои мысли в прозе, которые позже оформились в 45 назиданий или философских трактатов своему народу. В 1933 году была издана «Книга слов, куда и вошли его философские раздумья по вопросам истории, просвещения.
Абай достиг духовного совершенства, питаясь из трех источников: казахское устное народное творчество, поэзия Востока и образцы русской и европейской литературы. Эти три источника помогли ему стать великим поэтом, сделали его известным. Произведения Абая переведены на русский, узбекский, татарский, киргизский, турецкий, каракалпакский, монгольский, китайский, чешский и другие языки. Его произведения считаются национальным, духовным богатством, гордостью казахского народа, достоянием всех тюркоязычных народов. Признанием его таланта и заслуг перед всем человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года — годом Абая во всём мире. Торжественное празднование 150-летия со дня рождения Абая Кунанбаева было первым юбилейным мероприятием для литературы и культуры Казахстана, которое проводилось под эгидой ЮНЕСКО.
Клара ФАЗИЛОВА,
преподаватель Гулистанского государственного университета
город Гулистан, Республика Узбекистан