Городская общественно-политическая газета

Общество – это каждый из нас

0 156

Возможность пройтись самостоятельно по улице, зайти в магазин, посетить кинотеатр – это именно те базовые потребности, которые обычный человек может выполнить без раздумий и затруднений. Для некоторых же элементарный спуск по подъездной лестнице – это уже одна из многих преград, стоящих на пути к самостоятельной и независимой жизни.

Ани БАЙМУХАНБЕТ

По официальному указу Первого Президента Нурсултана Назарбаева, каждое второе октября в стране отмечается День инвалидов. Указ этот был официально объявлен лишь несколько лет назад. Более того, принятую Конвенцию о правах инвалидов, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года, Казахстан ратифицировал лишь в феврале 2015.

Таким образом, только четыре года назад наша страна начала задумываться о том, чтобы на законодательном уровне поощрять, защищать и обеспечивать полное и равное осуществление инвалидами всех прав и основных свобод человека. Одной из целей Конвенции помимо прочих является право на личную неприкосновенность, свободу передвижения и индивидуальную мобильность. Эти факторы как раз таки и определяют равность между среднестатистическим человеком и человеком с ограниченными возможностями.

В последнее время в Алматы и Нур-Султане появилось большое количество блогеров, активно занимающихся защитой прав инвалидов. Снимая на камеру, эти ребята устраивают всевозможные тест-драйвы пандусам, тактильным дорожкам и прочим приспособлениям, предназначенным для облегчения жизни людей с ограниченными возможностями. Освещая проблемные участки на широкую аудиторию, блогеры-активисты добиваются того, чтобы права инвалидов были учтены не просто «для галочки», а с реальным учетом всех нюансов.

Как признаются многие граждане, имеющие группу инвалидности, благодаря действиям неравнодушных ребят они чувствуют свою причастность к жизни города, общества. А в столице, к примеру, врач-анестезиолог Азамат Базылов открыл первое кафе, в котором посетителей обслуживают глухонемые повара и официанты. Как оказалось, вести с ними беседу не так уж и сложно, как нам представляется – эмоции и мимика лица у них такая же, как и у нас. Ведь во всем мире улыбка означает радость. Если же нужно уточнить кое-какие детали заказанного блюда, гости всегда видят перед собой специальный алфавит языка жестов, таким образом вовлекаясь в беседу на том уровне, который удобен людям с ограниченными возможностями.

Мониторинг Тараза

В Таразе, однако, как и во многих других городах Казахстана, отношение к правам инвалидов все еще находится на критически низкой стадии. Подтвердил эти слова недавний мониторинг некоторых городских организаций. В специальную комиссию, проводившую проверку, вошли первый заместитель директора городского филиала партии «Nur Otan» Жанадил Оспанов, директор Толе би-Шуского казахского общества слепых Бауыржан Керимбаев, директор ТОО «Честное сотрудничество» Асет Ахатаев и частный предприниматель, депутат городского маслихата Жанар Буркитбаева.

Итак, отправной точкой мероприятия стала гостиница «Жамбыл», одна из старейших гостиниц города. Представитель заведения отказался назвать свое имя и практически сразу повел себя довольно агрессивно и неприязненно по отношению к рабочей группе, проводившей мониторинг. Нарушений здесь оказалось множество: несмотря на то, что пандус на входе все же имелся, установлен он был, так сказать, для галочки.

Ни по ширине, ни по высоте подъема он вообще не соответствовал установленным нормам, более того – на входе пандус может устанавливаться только стационарный, здесь же его можно было сдвигать в любом направлении. В общем, пандус был пандусом лишь по названию, на деле же перед посетителями стояла «горка», по которой любят скатываться дети, проходя мимо зданий. Горкой ее можно назвать еще и потому, что ни с одной стороны не было поручней. На все нарушения представитель гостиницы «Жамбыл» отвечал, что «за пять лет его работы в данном заведении ни один инвалид не был посетителем». Не удивительно, конечно, с таким отношением. Однако уважаемый работник забыл, что если люди с ограниченными возможностями до этого гостиницу не посещали, это вовсе не значит, что их нет на этом свете вообще. В любой момент может приехать гость на инвалидной коляске и пожелает заселиться.

На вопрос, что же делать в таком случае, работник гостиницы пожал плечами и ответил: «Если что – есть охранник, он поднимет инвалида и занесет его вместе с коляской внутрь. А если не хочет человек такого отношения – пусть идет в другую гостиницу». К концу беседы ответить уже было нечего – человек напрочь отказался проявить гуманность. Впрочем, как оказалось, в середине июля текущего года городской отдел занятости и социальных программ уже выносил гостинице «Жамбыл» предписание о необходимости заменить пандус, предоставив полгода.

Однако такие «бумажки» выписываются ежегодно, а «горка» как стояла, так и стоит вот уже несколько лет. К слову, внутрь представитель гостиницы пустить комиссию отказался – видимо, уборная и регистратура в здании также спроектированы без какого-либо учета прав инвалидов. Что ж, крайний срок для сооружения нового пандуса, соответствующего нормам, – 16 января 2020 года. Хотелось бы, конечно, чтобы руководители заведения на праздник Дня инвалида посетили хотя бы одно праздничное мероприятие, и в их сердцах проснулась доброта и отзывчивость. Ведь гостиница «Жамбыл» — это не какая-то ночлежка, а элитное заведение с высоким статусом, принимающее немалое количество иностранных гостей.

Следующим пунктом проверки стал магазин канцелярских товаров АО «Abdi Company». Каждый житель нашего города хотя бы раз, но заходил в этот магазин, поднимался по эскалатору. Учитывая цель мониторинга, большинство членов комиссии впервые задумались «а как же по этому эскалатору подняться человеку в инвалидной коляске?». Даже если каким-то образом ухитриться и подняться, придерживая сзади коляску, то спуститься в ней на эскалаторе равносильно самоубийству.

Как объяснил директор магазина Баянбай Карибаев, о существующих нарушениях его в курс никто не ставил – он пришел на должность в марте текущего года. В ходе мониторинга выяснилось, что необходимо лишь открыть для доступа внутрь главный вход, который находится вдоль улицы Желтоксан, и проблема с доступом решится, ведь пандус и прочие приспособления к нему уже имеются, просто не функционируют.

После этого члены мониторинговой группы отправились в головной офис Банка Центр Кредит, центр глазной хирургии «Оптимед», центр кардиохирургии и трансплантологии и детский сад № 38. Без нарушений не обошлось, но все они были негрубыми, а представители организаций с готовностью пошли на контакт и пообещали исправить ситуацию.

Мир другими глазами

Таким образом, за один день комиссии удалось посетить лишь семь точек, а ведь люди с ограниченными возможностями имеют право передвигаться по всему городу и быть посетителем любой организации и заведения. Понятное дело, что если проверить каждое встречное место на наличие хотя бы пандуса, количество нарушений поразит и возмутит любого.

Инвалидам ведь не требуется чего-то невообразимого: стандартный пандус, по размерам соответствующий нормам. И нормы эти придуманы не из чьей-то капризной прихоти, а потому, что в слишком узком пандусе могут застрять колеса, слишком низкие поручни могут повлечь за собой невозможность удержаться на подъеме или скате, неплавный переход с асфальта/плитки на горку застопорит движение. В результате установленный пандус будет стоять просто без дела, ведь использовать его при всем желании невозможно.

Помимо этого людям с ограничениями зрения необходима тактильная дорожка: все мы видели желтые квадратики с разными выпуклыми узорами на них. Так вот, у этих квадратиков есть только три вида узоров: кружки, диагональные полоски и прямые линии. Кружки – это знак «стоп», диагональные полоски ставятся при повороте влево или вправо, а прямые линии означают движение вперед.

Элементарно и просто, и установить их нужно лишь от входа заведения (или от парковки, если имеется) до стойки регистратуры. О том, чтобы установить специальный туалет, учитывающий размеры коляски и особенности людей с ограничениями в движении, речи уже нет: если даже в мелочах нельзя изменить ситуацию, то на большее пока рассчитывать и не приходится.

Конечно, любой читающий может подумать «а что здесь такого, можно взять под руку незрячего или докатить коляску до нужного места и все». Нет, нельзя. Задайтесь вопросом: было бы вам, взрослому человеку, имеющему свое личное пространство, свою самооценку, приятно, если бы вдруг вам пришлось при совершении элементарных действий обращаться за помощью? Если бы вы не смогли самостоятельно подняться по лестнице и ждали, когда вас, как немощного, поднимут на руки и донесут, и так везде – в ресторанах, кафе, гостиницах, кинотеатрах, магазинах.

Везде вы будете нуждаться. Разве это поможет вам быть самостоятельным, показать миру, что коляска – это не приговор? Признавать права таких людей равными нашим – не наша прерогатива. И не прерогатива государства. Мы не имеем права «признавать» этот факт, ведь это выглядит скорее как снисхождение. Мы должны в первую очередь уважать права каждого человека, независимо ни от чего. Только тогда можно будет говорить о светлом будущем и осознанном воспитании нового поколения. Мир собирается по камешку, общество также состоит из людей.

Каждый раз, когда у вас возникнет жалость или снисхождение к людям с повышенными потребностями, подумайте: ведь это такой же человек, как вы, с такой же душой, сердцем, желанием жить и потребностью в личной свободе. Кроме того, любой из нас может оказаться в инвалидной коляске, с тростью в руке или отключенным от мира звуков. Никто не застрахован от случайностей судьбы, и это не выбор или предпочтение, а стечение обстоятельств.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.