Переход в онлайн режим – сегодня единственный способ выжить для многих представителей сферы услуг. Предпринимателям необходимо иметь хоть какую-то выручку, чтобы удержаться на плаву. Вынужденные каникулы в Казахстане заставили руководителей компаний переосмыслить подход к ведению своего дела.

Кирилл БЕРДЕЦКИЙ

Оставшись дома, люди, как правило, проводят свободное время в социальных сетях. Эксперты отмечают, что в том же Instagram во время самоизоляции статистика по охватам и просмотрам выросла в два, а то и три раза. Горожане стали заказывать посредством различных интернет-площадок не только одежду и продукты, но и все необходимое для домашнего досуга, дистанционной работы, учебы и даже подготовки к дачному сезону. А если есть спрос, значит, и появятся предложения. Все мы наблюдали, как предприимчивые руководители бизнеса, стали предлагать свои услуги в сети. В период пандемии и карантина интернет-площадки – оптимальное решение для бизнеса. Они дают возможность не только поддерживать продажи, но и масштабировать их на весь Казахстан за счет своего трафика, логистических мощностей и инфраструктуры. Мы поговорили с экспертом в этом вопросе Айнур Заурбековой.

– На мой взгляд, сейчас из-за мировой пандемии практически во всех странах уровень стремительных изменений и полной неопределенности высок. И наша страна не исключение. Более того, принимая во внимание возможную вторую волну коронавируса и другие мировые катаклизмы, становится очевидным и бесспорным, что эти изменения и неопределенность будут теперь всегда. Мир изменился и никогда уже не будет прежним, и первостепенная задача каждого понять – как быть успешным в этой ситуации постоянных изменений и неопределенности? Простой пример: в Алматинской области совсем недавно сняли карантин, запустили предприятия и общественный транспорт, свободное передвижение людей, потихоньку налаживалась социально-экономическая жизнь региона. А пару дней назад там вновь ввели карантин. И эта мгновенно меняющаяся ситуация может быть в любой момент, в любой точке государства. Как быть в таких условиях предпринимателям, людям, которые производят необходимые товары и услуги, создают рабочие места, пополняют бюджет налогами, буквально кормят народ и поддерживают экономику нашей страны? – задается вопросом участник программы Пересборки Reinvantion Academy, NY Айнур Заурбекова.

Результаты исследования Европейского Банка Реконструкции и Развития при поддержке Правительства Казахстана, проведенного в период ЧП, в бизнес-секторе показали удручающие результаты. Так, о внутреннем состоянии как о «было тревожно, но держался», ответили 81,6 процента опрошенных. На вопрос: «Как на Ваш бизнес или деятельность повлиял COVID-19?», 44,9 процента ответили: «Сложно, но терпимо», а 40,8 процента заявили об остановке бизнеса. На вопрос: «Каких навыков работы не хватает в текущей ситуации?», 25 процентов ответили: «Навыков в области маркетинга», 30 процентов – «Автоматизации процессов», по 20 процентов – в области стратегии и дистанционной работы, причем 44,9 процента вынужденно перешли на дистанционную работу. На вопрос: «Работаете ли Вы дистанционно с командой с помощью онлайн-инструментов?», до 40 процентов используют Mail (электронную почту), мессенджеры и ватсап. На вопрос: «Как Вы можете оценить эффективность команды на удаленке?», только шесть процентов, а это каждый 16-й из опрошенных, по десятибалльной шкале смог оценить на 9-10 баллов, а каждый пятый – на 3-4 балла и почти каждый третий – на 1-2 балла.

– Хочу отметить, что такие же показатели оценки были бы, вероятнее всего, по системе и качеству дистанционного обучения на всех уровнях: школы, колледжи, вузы. А ведь через два-три месяца начало нового учебного года, и, исходя из информации в интернете, обучение также будет дистанционным. Кто-нибудь сейчас системно готовится к онлайн-инструментам обучения и работы? – интересуется Айнур Заурбекова.

Возвращаясь к исследованию, скажем, что на вопрос: «Какие меры планируете оставить как долгосрочные?», почти каждый седьмой из опрошенных планирует оставить персонал на удаленной работе, каждый пятый не планирует прием новых работников, каждый третий – увеличить ассортимент товаров/услуг, каждый четвертый – вывести новый продукт или услугу, каждый шестой хочет завоевать долю рынка конкурента и столько же – переориентировать бизнес. На вопрос: «С какими трудностями столкнулись?», почти десять процентов заявили о вынужденном сокращении персонала и снижении заработных плат с риском ухода сотрудников, почти каждый шестой – об отправке сотрудников в отпуск без содержания, 40 процентов среди трудностей отметили значительную потерю клиентов.

– О чем говорят данные исследования? О потерях, о значительном откате назад и о предстоящей жесткой борьбе за выживание. Слышали выражение «Меняйся или умри»? Готовы ли бизнесы «пересобраться», чтобы выжить: эффективно работать на удаленке, генерировать новые бизнес-идеи, тестировать их, учитывая потребности потенциальных клиентов, создавать минимальные жизнеспособные продукты и услуги с очень экономным бюджетом, упаковывать, продвигать их на рынок и продавать? Готовы ли они мыслить и принимать решения по-новому в соответствии с бесконечными изменениями и полной неопределенностью, потому что старые решения уже никогда не дадут нового результата? Нашим ответом в сложившейся ситуации стали четыре новые услуги, три из которых мы оказываем онлайн. Первая услуга – это помощь предпринимателям и желающими ими стать в привлечении государственных денежных грантов на создание, развитие своего бизнеса через предоставление бизнес-планов. На соискание государственного невозвратного беспроцентного гранта до 555600 тенге у нас три формата бизнес-планов: типовой, с сопровождением и с гарантией до результата. В ходе предварительной платной онлайн-консультации определяются индивидуальные особенности проекта, которые и влияют на итоговые сроки и стоимость разработки бизнес-плана. Для многодетных, оралманов/переселенцев, людей с инвалидностью, документально подтвердивших свой статус в ходе консультации, предусмотрены скидки. Наличие четырех экспертов-маркетологов с общим стажем работы в 31 год и партнерство с двумя адвокатскими конторами, позволяют нам обеспечить качество бизнес-планов и представление прав доверителей во всех инстанциях вплоть до судебных, – рассказывает руководитель консалтингового центра «Лучшая инвестиция» Айнур Заурбекова. – Вторая услуга – это обучение онлайн-инструментам преподавания, а также помощь в переводе образовательных услуг из офлайн в онлайн-формат для школ, учебных центров, детских садов, языковых и развивающих центров, а также коучей, бизнес-тренеров, репетиторов, которым в онлайн-формате важно визуализировать и вовлечь клиента в общий процесс. Третья услуга – это Акселератор. Акселератор – это программа интенсивного обучения и развития навыков у сотрудников/топов компаний по разработке, тестированию, упаковке и продвижению новых продуктов и услуг. Вот, например, как это может быть на практике. Возьмем туристическую сферу: выездной туризм запрещен, то есть налицо изменения и ситуация полной неопределенности. Можно подумать об альтернативном внутреннем туризме. И пока еще не вложены серьезные суммы в разработку и упаковку туристического продукта, рекламу, подготовку специалистов и инфраструктуры, можно генерировать и тестировать идеи, что это может быть: этноаул, экотуризм, экстремальный туризм, детский туризм или что-то вообще иное, кто же клиент в этих направлениях, чего он хочет, что мешает ему покупать именно у вас, за что и сколько он готов платить? Все эти гипотезы можно генерировать и тестировать специальными инструментами в Акселераторе и только потом, тщательно проверив свою идею на реальных потециальных клиентах, запускать ее на рынок для продаж, – продолжила она.

Говоря о четвертой услуге можно говорить о программе «пересборки» бизнеса. Что в действующем бизнесе в сегодняшних изменившихся условиях и полной неопределенности не только не приносит прибыль, а еще и разрушает, или что можно изменить в бизнесе, чтобы он отличался от бизнеса конкурентов и клиенты выбирали именно ваш продукт? Не изменяя, не «пересобирая» свой бизнес или себя, сейчас есть большой риск повторить печальную судьбу компании Kodak, а ведь сначала ничего не предвещало банкротства. Что же произошло с ними? Компания Kodak – лидер среди производителей фотоаппаратов и печати фотографий. Именно ее инженеры в 1975 году разработали первую в мире цифровую фотокамеру, и вроде все должно было быть хорошо. Но… сейчас эту компанию уже и не помнят. Всего три основные причины гибели Kodak: медлительность, снобизм и неудачные решения руководителей, которые уверовали в свою нерушимость, они не были готовы к цифровым фотокамерам, тем более к камерам на смартфонах и они не думали, что люди просто перестанут печатать фото на бумаге. И Kodak стал своеобразным «Титаником» в фотомире, который не сумел пересобраться в ситуации изменений. Как не сумели пересобраться Nokia, Hammer и еще 88 процентов компаний, которые исчезли из списка Fortune 500 за последние 60 лет (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний с наибольшей выручкой, которую много лет подряд возглавляет Wallmart с количеством сотрудников 2,5 миллиона человек; 13,643 миллиарда чистой выручки в 2017 году.

Как отмечают эксперты, 47,3 процента представителей предпринимательства считает, что «пересобирать» бизнес, чтобы выжить, нужно каждые три года или чаще. Шансы восстановить бизнес до исторического минимума, если начать «пересборку» в момент упадка, есть только у десяти процентов. Сейчас момент упадка, и если продолжать жить, как будто ничего не изменилось, то неминуем крах.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *