Городище Сарайшык – это уникальное достояние нашей независимой республики, великое наследие казахского народа. Этот город стал воротами между Европой и Азией, имея стратегическое военное и экономическое значение. Крепость обеспечивала защиту караванов Шелкового пути, следующих в разные концы, в центры средневековой торговли, города Средней Азии, Индии и Китая.
В переводе с казахского «сарайшык» обозначает «малый дворец», то есть по смыслу повторение нечто большего. В то время главным дворцом являлась Алтын Орда, границы которой по размерам площади подконтрольных земель со средних веков и поныне не превзошла ни одна империя мира. Город Сарайшык в период расцвета Золотой Орды являлся одной из ставок правителей государства – ханов.
Столица Сарайшык была не просто центром торговли и одной из столиц Золотой Орды и Казахского ханства, а необычайно красивым и развитым городом со своим водопроводом и канализацией, которые в то время не снились даже казалось бы развитой Европе. Согласно легенде, город был построен по приказу Батыя, внука Потрясателя Вселенной Чингисхана, покорителя Руси и Восточной Европы на стыке двух частей света – Европы и Азии (XII или XIII век). При его потомке Узбек-хане Сарайшык разросся, превратился в крупный торговый центр, а затем и в летнюю столицу ханов Золотой Орды.
Словно драгоценное ожерелье, город окольцовывала река Урал (до 1775 года она называлась Яик – от тюркского jajyk – «разостланный, широкий» ). Это был своеобразный оазис среди довольно пустынной земли – зеленый, богатый, оживленный, с белоснежными стенами, садами и даже искусственным озером с лебедями в центре. Величественный город на холмистом берегу полноводной реки был одним из центров Великого Шелкового пути, именно здесь пересекались маршруты торговцев и путешественников изо всех уголков мира. На улицах города можно было услышать китайскую, тюркскую, арабскую речь, встретить итальянских купцов и торговцев Хорезма.
«Я объездил весь мир. Оказывается, Сарайшык – самый крупный город после Багдада. В нем расположена ханская ставка, блистают своей красотой четыре мечети и множество гостиниц. Но меня удивило не это, а система водопроводов. В Сарайшыке вода сама приходит в каждый дом. Увидев это, я был несказанно удивлен», – так писал знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута в 1334 году в своей книге «Путешествие по Дешт-и-Кыпчаку».
В созданном в наши дни местном музее среди характерных экспонатов бережно хранятся найденные во время раскопок монеты XIII-XVI веков, хум (глиняный сосуд) с отрывками из поэмы Юсуфа Баласагуни, раковина каури, отражающая далёкие связи города, а также штампы, покрытые арабской вязью. Самые ранние монеты относятся к правлению хана Тохты. Найдены монеты крымских ханов Гиреев — Хаджи и Менгли.
По некоторым данным, население города составляло 370 тысяч человек, и каждый день в него прибывали целые караваны. Это был основной перевалочный узел, соединяющий дороги в Китай, Индию, Россию, Европу.
Несколько лет назад в одном из московских архивов был обнаружен уникальный документ. Это карта Сарайшыка, составленная русским топографом А.Е. Алексеевым. Документ от 1861 года указывает размеры древнего городища, говорит о наличии цитадели – укрепления внутри города. Найти эту загадочную крепость среди руин – очередная задача современных археологов.
Впрочем, одну из сенсационных находок историки уже сделали. Удивительно, но в XIV-XVI веках жители города Сарайшык уже вовсю пользовались благами цивилизации. Жить здесь было очень комфортно: было несколько мечетей, бани, место отдыха для путников – караван-сараи. Жилые дома строились просторными, зачастую двухэтажными, с 3-4 комнатами. Но самое главное – что к этим домам подводилась чистейшая вода. Во время раскопок были найдены водопроводные трубы, а стоки из сооружений уходили через умно устроенную систему канализации. То есть, когда в Париже или других европейских городах люди не мылись месяцами, а нечистоты выливались из окон прямо на улицы, в Сарайшыке, благодаря технологическим разработкам, жители наслаждались чистотой и уютом.
В карте топографа Алексеева указан и еще один интересный объект – Секер-коль (Сахарное озеро). Как гласит предание, его приказал выкопать один из казахских ханов для своей дочери, любившей лебедей. В озеро постоянно сыпали сахар, чтобы привлечь этих королевских птиц. Якобы дочь хана каталась по вечерам по искусственному водоему на разукрашенной золотом лодке. А когда она внезапно умерла от неизвестной болезни, убитый горем хан приказал положить в могилу вместе с дочерью и золотую лодку. После этого всех участников погребальной церемонии хан казнил. Говорят, что безуспешные поиски золотой лодки не прекращались вплоть до 30–40-х годов прошлого столетия.
Сарайшык был не только торговым центром, но и политическим. Здесь взошли на трон несколько ханов Золотой Орды, Сарайшык был их летней ставкой. И здесь же нашли свой последний приют ряд ногайских и казахских правителей. По одним сведениям, в окрестностях захоронены семь ханов, по другим – девять. Один из них – Касым-хан, он сумел присоединить к Казахскому ханству практически всю территорию между реками Волга и Яик.
Расцвет города пришелся на середину XIV века. Наряду с другими городами, Сарайшык был возведен в первые десятилетия становления империи в улусе Жошы, который впоследствии назывался Золотой Ордой, для управления огромной территорией от Иртыша до Дуная. Сначала эти города служили пунктами, в которых возводились дворцы и административные здания для знати – нукеров, нойонов и других управляющих подвластной им территорией. Вокруг центральных зданий вырастали жилища ремесленников, вольных жителей, купцов и торговцев.
Несколько раз он подвергался нападениям врагов, но затем, словно птица Феникс, восстанавливался. В 1395 году Сарайшык был разрушен войсками великого завоевателя Тимура, а в начале ХV века город был восстановлен и даже стал резиденцией ханов Ногайской орды. Именно здесь располагалась ставка ханов Ногайской орды, затем – первых казахских ханов.В 1580 году город был захвачен и разрушен казаками, но не прекратил своего существования. В 1640 году с разрешения правителей Сарайшыка русскими переселенцами был заложен острог, положивший начало новой истории города.
В 1999 году на основе исследованных объектов и экспонатов, собранных учеными за многие годы археологических раскопок, здесь был создан музей-заповедник «Ханская ставка – Сарайшык». Рядом построены мечеть и 17-метровый мавзолей с памятными досками, обозначающими, что здесь похоронены семь ханов. Местные власти ставят целью превратить Сарайшык в крупный международный туристический центр.
На месте легендарного города остались лишь руины. Люди пытаются спасти их от течения своенравной реки Урал, которая то и дело меняет свое русло, укрепляя берега. Исторические находки, сделанные во время раскопок, хранятся в местном музее, но широкомасштабные исследования все еще впереди. Слишком много загадок таит Сарайшык для ученых-историков.
Если обратиться к археологическим находкам, в частности, к сосудам с надписями, Сарайшык был городом с развитой культурой. В городе действовали уникальные водопровод и канализация из керамических труб. Имелось металлургическое и гончарное производство, чеканились монеты. Его жители занимались ремеслами, бахчеводством, садоводством и рыболовством. Об этом свидетельствуют выявленные в ходе раскопок многочисленные предметы быта горожан: керамические изделия, украшенные различными текстами арабской вязью, а также фрагменты трапезунских и крымских амфор, фрагменты чаш из китайского фарфора, а также большое количество изделий из кости, железа и бронзы.
Сегодня Сарайшык является объектом внимания не только ученых и археологов, это одно из довольно популярных мест в маршруте туристов и путешественников.Для развития туризма в данной местности разработан проект туристского комплекса «Средневековый Сарайшык», который планируется реализовать в селе Сарайшык Махамбетского района Атырауской области. Проектом планируется, что туристский комплекс будет копией древнего городка Сарайшык, который находится на Великом Шелковом пути, и его посетители – гости и туристы – должны получить ощущение, что они находятся в средневековом городе. По плану в городке будут располагаться гончарные и ремесленные мастерские, сувенирные торговые лавки, баня, мечеть, места размещения, питания и другие инфраструктурные стилизованные объекты.
История города Сарайшык золотой нитью вписана в историю колыбели казахской государственности – Золотой Орды. В нынешнем году в Казахстане отмечается 750 лет со дня образования государства Золотой Орды. Инициированная в 2019 году Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым идея празднования 750-летия Золотой Орды стала логическим продолжением идеи Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева.
Тема объективного и научного освещения роли Улуг Улуса — Улус Джучи, Золотая Орда — неоднократно затрагивалась в работах Елбасы, например, в таких фундаментальных монографиях, как «Поток истории», «Казахстанский путь», а также в статье «Семь граней Великой степи». 24 августа 2014 года Н.А. Назарбаев в своем интервью в Улытау фактически обозначил линию исторической преемственности казахов от Золотой Орды. 22 декабря 2014 года Первый Президент Казахстана еще раз озвучил тезис о том, что Золотая Орда является историческим предшественником Казахского ханства. 11 сентября 2015 года в Астане на торжественном собрании, посвященном 550-летию образования Казахского ханства, данный тезис был озвучен заново.«Казахское ханство является законным наследником государств саков, гуннов, усуней, а также Великого тюркского каганата, Дешт-и-Кипчака и Золотой Орды», – сказал Елбасы.
Пресс-служба Первого Президента РК – Елбасы на странице в Instagram опубликовала его слова об истории казахского народа: «Мои современники, последующие поколения в свое время отсчитывали историю лишь с периода Октябрьской революции. Для нас другой истории казахов словно и не существовало, но теперь мы должны ее глубоко изучать. Наши предки – гунны, еще ближе по времени – Великий тюркский каганат. Наша земля во все времена была центром тех государств. Далее – Золотая Орда. Если все это суммировать, наша история насчитывает две тысячи лет. Пройдя через такой огромный отрезок времени, мы сумели сохранить свой язык, религию, самобытность. И нам следует воспитывать нашу молодежь именно в этом духе».
Золотая Орда была полиэтничным и поликонфессиональным евразийским государством, которое было широко известно своей политикой толерантности по отношению к различным этносам и религиям. В то время как на кострах инквизиции в Европе сжигали иноверцев и еретиков, в Великой степи проживали мусульмане, христиане, буддисты, иудеи. Золотоордынские правители, воздвигая большие города, обеспечивая бесперебойное безопасное функционирование торговых путей, создали условия для диалога цивилизаций Запада и Востока, обмена товарами, знаниями, идеями и ускорили глобальное развитие.
Все историки, занимавшиеся историей средних веков отмечали, что казахи воспринимают себя как часть золотоордынского мира. По мнению ряда ведущих специалистов, этногенез казахского народа в основном состоялся как раз в золотоордынский период, и на момент распада Орды недоставало только современного названия «қазақ», которое появилось позже, в связи с рядом политических обстоятельств. Однако уже тогда существовал практически единый кочевой народ Дешт-и-Кипчака, от которого напрямую происходят современные казахи, ногайцы и каракалпаки – три этноса, чрезвычайно близкие друг другу, имеющие практически идентичный единый язык.
По материалам интернета подготовил Бауржан БАТАНИН.
(Источники: Сайт Первого Президента РК; Алия СУЛТАН информ-портал 24Мир; Дана ТЕМИРГАЛИЕВА, Атырауская область.)