Городская общественно-политическая газета

Виноват водитель или пешеход?

0 496

За последние десять месяцев в Жамбылской области зарегистрировано 997 дорожно-транспортных происшествий, более ста из которых с летальным исходом. В прошлом году показатель составлял 942 ДТП. Кто виноват в авариях и как не стать жертвой водителя?

Как известно, сотрудниками батальона патрульной полиции осуществляется круглосуточное патрулирование территории, проводится разъяснительная работа для водителей транспортных средств, а также с пешеходами о соблюдении ПДД и мерах безопасности на дорогах. Но, несмотря на это, практически каждый день можно наблюдать новости из разряда: «Задавило человека. Авария. Два транспорта врезались друг в друга.» и так далее. С чем это связано?
По статистике 99 процентов всех дорожно-транспортных происшествий происходят по вине водителей, которые либо не замечают знаки, либо превышают скорость, а то и вовсе выезжают на встречную полосу, дабы обогнать пробку. А автомобильные заторы у нас больная тема. Выезжаешь утром пораньше, чтобы быстрее на работу попасть, а оказывается, что так подумала большая часть водителей. И вот стоишь ты и думаешь: выехал раньше, а приеду позже. Это связано с отсутствием «умного светофора» на определенных перекрестках, который так нужен. Как известно, на 14 основных перекрестках города они установлены, и должны в автоматическом режиме менять циклы регулирования в соответствии с нагрузкой.
С начала года организовано и проведено около 20 оперативно-профилактических мероприятий и 67 локальных отработок по снижению ДТП. Прочитано более четырех с половиной тысяч лекций и бесед в трудовых коллективах и в учебных заведениях. В результате принимаемых мер в два раза увеличилось выявление нарушений ПДД в сравнении с прошлым годом, около 600 водителей задержаны за пьяное вождение, которые решением суда лишены водительских прав.
Громкий случай был 11 ноября, когда рано утром 22-летний водитель маршрутного автобуса на пересечении проспектов Жамбыла и Толе би совершил наезд на 58-летнего пешехода – женщину, которая переходила дорогу справа налево относительно движения транспортного средства. В результате наезда женщина скончалась на месте ДТП. Следствие по данному делу ведется, но таких случаев много (благо, они не всегда летальные).
Все дело в том, что пешеходы часто переходят дорогу в неположенном месте (нет пешеходного перехода или светофора), а то и вовсе перебегают дорогу на запрещающий сигнал светофора.

Почему же люди продолжают рисковать здоровьем и жизнью?

Этот вопрос не риторический, и на него можно ответить. Краткий ответ звучит следующим образом: для пешеходов не созданы условия для комфортного пересечения дороги. Есть три основные причины: необоснованно долгое ожидание разрешающего сигнала на перекрестке, отсутствие надземного или подземного перехода и так называемый «П-образный переход». Разберемся подробней.
У первой причины светофор работает в соответствии с неграмотно рассчитанными фазами. У пешехода нет возможности пересечь улицу, не переходя на бег, или же он вынужден ждать свой зеленый неоправданно долго. И в том, и в другом случае пешеход ощущает неправильность подобного подхода, в результате чего, как правило, и переходит улицу на запрещающий сигнал.
Вторая причина до боли проста в объяснении. Всего в Жамбылской области 716 пешеходных переходов. Из них три подземных и пять надземных (что крайне мало). По правде говоря, они особо не вызывают доверия: шаткие ступеньки, грязь, неприятный запах… И многие решаются перебежать этот отрезок дороги, дабы не ждать на светофоре 30-60 секунд.
Третья причина самая распространенная в нашем городе, когда на перекрестке реализован «П-образный» пешеходный переход. То есть пешеход, идущий по одной из сторон пересекающихся улиц, обязан перейти проезжую часть три раза вместо одного. Считается, что такая организация перекрестка облегчит левый поворот для одного из потоков, но давайте не будем забывать, что при левом повороте водители все равно обязаны уступить встречному потоку, так что пропускной эффект от ликвидации четвертого перехода на перекрестке, как правило, минимальный. Зато временные затраты пешеходов возрастают как минимум в три раза. Максимально очевидным примером послужит перекресток между микрорайонами Каратау и Акбулак, возле крупного комплекса «Arai Plaza» и развлекательного центра «Avatariya». Желание перейти по самому короткому пути интуитивно, и пешеходы пересекают улицу там, где переход формально отсутствует.
Существуют ли способы исправить эти типовые ситуации? Конечно!
Если фазы светофора провоцируют пешеходов перебегать, не дожидаясь зеленого, светофор необходимо перенастроить так, чтобы красная пешеходная фаза была адекватной (20-25 секунд для малых и средних улиц, 40-45 для крупных перекрестков или проспектов).
Если на перекрестке недостает четвертого перехода, его нужно оборудовать. Альтернативно можно рассмотреть варианты оборудования выделенной пешеходной зеленой фазы (когда транспорту по всех направлениях горит красный) вкупе с разрешением перехода по диагонали.
Надземные и подземные пешеходные переходы необходимо продублировать наземными, вернув маломобильным горожанам право пользоваться улицами.
Внедрение этих мер приводит к уменьшению количества нарушений со стороны пешеходов и, как следствие, уменьшению аварийности. Если мы хотим, чтобы улицы нашего города были безопасными, нам следует не поучать горожан, а создавать для них удобные и достойные условия пользования городом.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК 

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.