Городская общественно-политическая газета

Важен каждый голос

0 44

За годы независимости избирательные органы Казахстана заметно эволюционировали, внеся значительный вклад в формирование ключевых институтов государственной власти. Все это время они сохраняют приверженность высоким мировым стандартам в области избирательного права, выстраивают открытый диалог с обществом. О трансформации избирательной системы страны нашей газете рассказал председатель Жамбылской областной избирательной комиссии Сергали Айдапкелов.

– Основной принцип всемирной избирательной системы направлен на обеспечение доступа граждан к власти путем демократического голосования, – говорит Сергали Омирзакович. – Поэтому избирательная система в мире сложилась в этом направлении. В последние годы в ходе трансформации избирательной системы в Республике Казахстан в стране внедрена мажоритарная и пропорциональная избирательные системы на основе вышеизложенного принципа всемирной избирательной системы.
В результате 30 процентов депутатов Мажилиса Парламента, 50 процентов депутатов областного маслихата избирались по партийным спискам, а Президент Республики, депутаты городского, районного маслихатов, акимы и члены иных органов самоуправления избирались гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права с применением полностью мажоритарной, то есть одномандатной избирательной системы.
Напомню, что особенностью мажоритарной избирательной системы является то, что избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство избирателей.
– Расскажите, пожалуйста, о принципах выборов депутатов законодательных органов в нашей стране.
– Как известно, высший орган, осуществляющий законодательную власть в стране, – Парламент – состоит из двух палат, Сената и Мажилиса.
Депутаты Сената избираются сроком на 6 лет при наборе более 50 процентов голосов выборщиков (которыми являются депутаты маслихатов), принявших участие в тайном голосовании на основе косвенного избирательного права.
Депутаты Мажилиса и областного маслихата избираются сроком на 5 лет, если за его кандидатуру проголосует большинство избирателей, принявших участие в тайном голосовании по одномандатным территориальным избирательным округам.
Изменения выборного процесса заключается и в том, что процедура распределения мандатов между политическими партиями была снижена с 7 до 5 процентов, что облегчило участие большинства политических партий в процессе распределения депутатских мандатов.
Для каждого списка политических партий, преодолевших пятипроцентный барьер, устанавливается квота, поделенная на количество депутатских мандатов, распределяемых в зависимости от набора голосов избирателей. В соответствии с этой установленной квотой политические партии могут иметь депутатский мандат.
В результате на выборах депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней, состоявшихся в марте 2023 года, представители шести партий получили депутатские мандаты.
Еще одно обстоятельство, которое следует учитывать, заключается в том, что по территориальному избирательному округу допускается регистрация только одного списка от одной политической партии, в котором численность женщин и молодежи в совокупности должна составлять не менее тридцати процентов от общего числа включенных в него лиц.
Депутаты районного маслихата, города областного значения избираются населением сроком на пять лет путем тайного голосования по мажоритарной системе на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при условии, что большинство избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовали за его кандидатуру.
Как известно, до первого полугодия 2021 года акимы городов районного значения, села, поселка и сельского округа избирались маслихатом района на альтернативной основе сроком на четыре года из числа кандидатур, достигших двадцати пяти лет, выдвинутых акимом района и согласованных с местными представительскими органами. Эти выборы проводились в соответствующих административно-территориальных единицах на основе косвенного выбора.
В соответствии с изменениями, внесенными в закон о выборах, с июля 2021 года, выборы акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, а также акимов районов и городов областного значения были переведены в мажоритарную систему, и избирательное право было передано непосредственно населению.
Также компетенция по выдвижению кандидатов в акимы передана политическим партиям из числа их членов, гражданам в порядке самовыдвижения и вышестоящему акиму в случае выдвижения менее двух кандидатов на дату окончания срока выдвижения.
При этом кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным акимом сроком на четыре года.
– Как этот процесс проходит в нашем регионе?
– В целом, с 2021 года в области проведены прямые выборы 171 акима в 156 городах районного значения, селах, поселках и сельских округах. Из них в 25 округах выборы проводились дважды, а в двух округах — 3 раза.
При выдвижении кандидатов в акимы активность была значительно выше от политических партий и отдельных граждан в порядке самовыдвижения.
Так, в ходе подготовки выборов сельских акимов из 645 кандидатов число самовыдвиженцев составило 470 или 72,8 процента. Среди избранных акимов самовыдвиженцы составили 22,8 процента.
В 2023 году выборы 45 районных и городских акимов областного значения в республике прошли в пилотном режиме путем прямых выборов с участием избирателей.
В нашей области в пилотном режиме прошли выборы акимов Жуалынского района и района Т. Рыскулова.
Выборы акимов районов и городов областного значения, срок полномочий которых истек с этого года, будут проводиться по этой системе на постоянной основе.
Таким образом, избирательное право способствует участию наших граждан в процессе демократизации общества, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, формированию новой политической культуры избирателей, прозрачности и честному проведению выборов.
– Сергали Омирзакович, расскажите об организации избирательного процесса.
– В организации и проведении избирательного процесса «условно» участвуют три стороны. Это избирательные комиссии, избиратели, наблюдатели и представители СМИ.
Организаторами подготовки и проведения выборов в стране являются государственные органы и избирательные комиссии.
Единую систему избирательных комиссий образуют центральные, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии.
Состав территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий избирается соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий.
Срок их полномочий составляет 5 лет.
Члены избирательных комиссий являются представителями государственных органов и находятся под защитой государства.
На сегодняшний день в составе 714 избирательных комиссий области работают 4 586 членов комиссий. Из них 23,2 процента -молодежь.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, гласности и открытости.
В связи внесением изменения в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» о переводе членов территориальных избирательных комиссий на профессиональную постоянную основу, с 2023 года все семь членов областной территориальной избирательной комиссии, три члена городской и районной территориальных избирательных комиссий, председатели, заместители и секретари работают на профессиональной постоянной основе.
Что касается деятельности территориальных избирательных комиссий региона, то территориальные избирательные комиссии обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, акимов и других членов органов местного самоуправления.
А окружные избирательные комиссии организуют проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов по одномандатным территориальным избирательным округам.
Участковые избирательные комиссии проводят организационные мероприятия по избранию Президента, депутатов Парламента и маслихатов и акимов.
Право участвовать в выборах независимо от происхождения расы, пола и других установленных обстоятельств предоставлено гражданам республики, достигшим 18-летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также находящихся по приговору суда в органах лишения свободы.
По состоянию на январь текущего года в Жамбылской области более 729 тысяч избирателей включены в «Список избирателей», из которых 233 тысячи, или 32 процента, составляет молодежь.
Конституцией Республики Казахстан определены избирательное право и право граждан республики избирать и быть избранным государственные органы и органы местного самоуправления, а также право участвовать в республиканском референдуме.
То есть выборы в Республике основаны на свободном осуществлении гражданином права на выборы и избрание.
Участие граждан в выборах является добровольным, и никто не имеет права их принуждать к участию или не участию в выборах, а также ограничивать его волеизъявление.
Если остановиться на правах избирателей в странах мира, то,и например, в Перу по закону граждане страны должны обязательно участвовать в выборах. Не проголосовавшие не могут претендовать на государственную службу. А молодое поколение может получить свой первый паспорт только после участия в первых выборах.
В Бельгии те, кто не участвовал в выборах без уважительной причины, в первый раз заплатят штраф в 50 евро, во второй раз – 125 евро. Лицо, не явившееся на голосование четыре раза подряд, лишается избирательных прав на 10 лет и не может претендовать на государственную должность.
В развитой демократической Швейцарии женщины получили право голоса на выборах только в 1971 году.
То есть, можно с уверенностью сказать, что принятый в нашей стране закон о выборах, принят на основе принципа защиты прав человека.
– Хорошо, а что насчет третьих лиц, наблюдателей, которых вы упомянули?
– В ходе трансформации избирательной сферы в стране формируется институт наблюдателей.
В соответствии с Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» при аккредитации республиканских и региональных общественных объединений и некоммерческих организаций, в уставе которых определены функции по наблюдению за выборами от политических партий, их наблюдатели вправе участвовать в выборах.
В связи с последними изменениями в закон о выборах, функция аккредитации региональных общественных объединений и некоммерческих организаций для осуществления деятельности по наблюдению за выборами в уставной деятельности передана в компетенцию областной территориальной избирательной комиссии.
На сегодняшний день в рамках своей компетенции в избирательном процессе участвуют 4 общественные организации, получившие аккредитацию в области. Назову их: молодежные общественные объединения «Жастар-зерттеу» и «Молодежный маслихат Жамбылской области», общественные объединения «Phoenix» и «Энигма-Тараз».
Очень важна роль наблюдателей в обеспечении прозрачности выборов и проведении их в соответствии с требованиями закона.
Например, в прошлом году на референдуме на избирательных участках присутствовали 1809 наблюдателей от политических партий, иных аккредитованных общественных объединений, некоммерческих организаций и представителй СМИ, которые внесли свой вклад в выполнение требований закона. 60 процентов этих наблюдателей составляла молодежь.
Здесь также стоит отметить, что перед наблюдателями, доверенными лицами и представителями СМИ стоит задача провести ряд работ по повышению культуры и профессионального уровня участия в выборах. Ведь не секрет, что некоторые из них в ходе выборов становятся эмоциональными, вмешиваются в процесс и мешают профессиональной работе членов участковых избирательных комиссий в день выборов.
Законом установлено, что вмешательство в деятельность избирательных комиссий при осуществлении ими своих полномочий недопустимо.
Возникновение таких проявлений во время избирательного процесса происходит из-за их низкого профессионального уровня и культуры, а также недостаточного делового опыта.
В связи с этим в прошлом году мы встретились с руководителями политических партий и общественных организаций и провели семинар-совещание с целью разъяснения действующего законодательства в данном направлении.
В работе зарубежных наблюдателей таких промахов не было. Они представляют свои рекомендации и требования председателю соответствующей комиссии в письменном виде, если заметят какие-либо нарушения или процедурные ошибки со стороны избирательной комиссии. Таким образом, они законно реализуют свои права.
В целом, у наблюдателей и организаторов избирательного процесса одна цель — обеспечить прозрачность и справедливое проведение выборов.
– А какая проводится работа для повышения активности избирателей в нашем регионе?
– Для этого важно в предвыборной работе обеспечить избирателей соответствующей информацией о выборах и проводить агитационную работу.
В Послании Президента К.Ж. Токаева в марте 2022 года предложено эффективно использовать потенциал динамично развивающихся технологий связи в организации информатизации и агитационной работы в избирательной сфере и законодательного регулирования работы наблюдателей.
В связи с этим, если в прошлом, информирование избирателей о выборах или приглашение к голосованию проводились через СМИ, то в ходе трансформации в последние годы информирование избирателей о выборах ведется через социальные сети, операторами мобильной связи, на онлайн-платформах и путем раздачи каждому избирателю индивидуальных пригласительных листов. Отличие здесь в том, что в лист приглашения, выдаваемый избирателю, вносилась не только дата и адрес проведения выборов, но и информация о кандидатах, баллотирующихся на выборы, через QR-код. Избиратель, получивший пригласительный билет, получает полную возможность сделать свой выбор заранее, получив соответствующую информацию о кандидатах, отсканировав этот код.
А созданные в акиматах Call-центры и онлайн-сервисы на портале Egov в день выборов на избирательных участках создают оптимальные условия для голосования избирателей.
Также избирательные комиссии информируют пользователей Сети о выборах, публикуя в социальных сетях отчеты о работе по подготовке избирательного процесса.
Тем не менее, мы должны признать недостаточный уровень профессионализма членов избирательных комиссий и сторон, участвующих в подготовке избирательного процесса, в области медиа — это информирование избирателей с использованием социальных сетей во время избирательного процесса, подготовки краткой и понятной информации для Сети. Чтобы реализовать потенциал динамично развивающихся технологий связи в сфере выборного процесса, мы должны провести определенную работу для повышения знаний, направленных на овладение цифровыми технологиями.
– Как вы можете оценить сознательность электората на выборах?
– Хочу отметить, что в целом на выборах республиканского уровня активность избирателей высока, чем в местных выборах.
Причина низкой явки избирателей в некоторых округах на местных выборах заключается в том, что из-за недостаточности опыта работы политические партии, сами кандидаты и их доверенные лица в ходе агитационной работы не могут эффективно использовать новые форматы медиа-коммуникационных платформ.
Кроме того, Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» является одним из основных руководств местных исполнительных органов по проведению масштабной информационно-разъяснительной работы среди населения для разъяснения проводимой государственной политики в стране, однако при подготовке к выборам работа в этом направлении неэффективна.
Поэтому координирующим органом в организации и проведении данной работы должен быть местный исполнительный орган. Потому что статья 85 Конституции Республики Казахстан возлагает ответственность за состояние дел на территории на местные представительные и исполнительные органы.
В соответствии с Законом Республики Казахстан о выборах избирательные комиссии в предвыборной компании ведут не разъяснительную работу, а занимаются информированием избирателей о выборах. В этой связи 23 мая прошлого года областной избирательной комиссией был организован семинар-совещание для заместителей акимов районов, городов курирующих сферу внутренней политики и руководителей отделов местных исполнительных органов, руководителей филиалов всех политических партий области и представителей районов. На совещании была рассмотрена результативность взаимодействия политических партий и общественных организаций и местных исполнительных органов при подготовке и проведении избирательного процесса.
На встрече обсуждалась одна из основных задач местных исполнительных органов во время избирательного процесса-демонстрация политического значения и законности выборов в обществе через призму конкуренции с проведением масштабной информационно-разъяснительной работы среди населения. Было проанализировано, насколько эффективно политические партии страны реализуют предоставленные им полномочия в ходе подготовки и проведения избирательного процесса.
Также проанализировано взаимодействие избирательных комиссий всех уровней с уполномоченными государственными органами и общественными организациями, участвующими в избирательном процессе.
Если коротко, были обсуждены вопросы налаживания качественного диалога между государственными органами и общественностью, вопросы формирования положительного мнения о выборах в нашем регионе и повышения активности избирателей, доведения до населения оперативной, нейтральной и подробной информации о новостях, внесенных в избирательную систему в результате проводимых в стране политических реформ. Самое главное — разъяснение того, что участие избирателей в выборах – это их гражданский долг.
Активность избирателей в день голосования является их первым шагом в принятии демократического выбора, и на каждых выборах оформляется конституционное право избирателя, учитывается его голос. Это исторически обусловленный способ формирования и преобразования власти. Мы с вами должны помнить, что мы-неотъемлемая часть механизма, реализующего право выбора власти.

Подготовила Айгуль Махмудова

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.