Городская общественно-политическая газета

Талантливый человек талантлив во всем

0 157

Джинлиров Мехар Харсанович – ветеран педагогического труда, обладатель медали «Күрметтí ұстаз», автор учебников для национальной школы, автор сборников стихов «Серебряная чаша», «Сбереги свое чистое сердце».

– Расскажите подробней о Вашей трудовой деятельности. Как мне известно, Вы проработали в одной школе от учителя до директора.

– С детства мечтал стать учителем русского языка и литературы. Поэтому после окончания средней школы в 1969 году сдал документы в Джамбулский педагогический институт имени 50-летия Октябрьской революции на филологический факультет.
Полувековой юбилей окончания вуза – хороший повод вспомнить былое, друзей – товарищей, своих преподавателей, студенческие будни, зачеты, экзамены, строительный отряд, культпоходы. Мне очень повезло: в наших группах Р–1 и Р-2 учились замечательные юноши и девушки.
Но самое главное – это годы учебы в институте. Забыть его невозможно. Сегодня я хочу выразить искреннюю благодарность деканату филологического факультета (декан Оспанов Жумажан Кундакович), преподавателям родного вуза за то, что дали нам глубокие и прочные знания. Они остались в моей памяти надолго, это преподаватели по старославянскому языку Сивкова Нина Федоровна, по морфологии и синтаксису русского языка Василенко Сергей Федорович, по советской литературе Шуканов Апутан Гапарович, по введению в литературоведение Токарева Елена Абрамовна, по немецкому языку Муминов Абдумутал Эминович. В каждодневной педагогической деятельности мне очень пригодились знания, полученные на занятиях по русской и зарубежной литературе, по истории КПСС, по педагогике и психологии.
В 1973 году после окончания института меня направили в мою родную школу имени Масанчина, в которой я проучился 10 лет. Это обстоятельство, естественно, накладывало на меня особую ответственность: как молодой специалист должен был работать с максимальной отдачей. Помня об этом, все свои силы, знания и умения, полученные в институте, полностью отдавал работе. Через год меня назначили заместителем директора по воспитательной работе. Занимаясь воспитательным процессом в школе, я часто вспоминал великих педагогов А.Макаренко, К.Ушинского, Ибрая Алтынсарина, опыт в воспитательной работе которых считается ярким примером для педагогов всех поколений. Масанчинская средняя школа постепенно стала хорошо узнаваемой в районе, благодаря активному участию наших школьников во всех районных мероприятиях. Такие положительные изменения в работе педагогического коллектива школы не остались не замеченными в районе.
После трехлетней работы в школе меня пригласили третьим секретарем Кордайского РК ЛКСМ Казахстана, в обязанности которого входила работа со школьной и студенческой молодежью района.
Через некоторое время меня перевели на партийную работу- инструктором отдела пропаганды и агитации Кордайского районного комитета партии, где я курировал деятельность районных учреждений образования, здравоохранения, торговли, административно — правовых органов. О своей трудовой деятельности в райкоме комсомола и райкоме партии подробно рассказывать не буду, а лишь остановлюсь на одном, действительно историческом событии не только для Кордайского района, но и для жителей всей Жамбылской области.
В 70-80 годы прошлого века Кордайский район часто становился победителем не только областных и республиканских соцсоревнований, но и победителем общесоюзных социалистических соревнований. В связи с этим наш передовой район посетил первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Конаев Д. А. Это была великая честь кордайцам, которые никогда еще не встречали гостя такого высокого уровня. На встрече Д.А. Конаева с сельчанами в колхозе «Трудовик» всех присутствующих поразила необыкновенная простота общения высокого гостя, его чуткое и внимательное отношение к людям. Он разговаривал со всеми, как с давно знакомыми людьми, много шутил и смеялся. Память об одной из таких встреч сохранилась в фотографии.
Признаюсь, работа в райкоме комсомола и районном комитете партии была очень интересной и весьма насыщенной, но меня все время тянуло в школу. Я стремился реализовать себя именно как языковед, как учитель русского языка и литературы. Так, в 1981 году, то есть через восемь лет после окончания института, меня назначают директором Трудовикской средней школы. Таким образом, я вновь оказался в родной стихии. Так начался второй этап моей педагогической работы непосредственно в школе. Предыдущая трудовая деятельность в Масанчинской средней школе, затем в райкоме комсомола и в районном комитете партии не прошла даром — она впитала и взрастила во мне необходимые качества руководящего работника. Будучи директором школы, я проявлял требовательность вначале к себе, затем к членам педагогического коллектива, всегда соблюдал принцип справедливости и открытости.
Я сам на уроке уделял особое внимание дифференцированному методу обучения, а также требовал от учителей повысить качество работы с сильными, слабыми и одаренными учениками.
Стремясь добиться хороших результатов, прихожу к убеждению, что начинать надо: 1) с изучения личности школьника, чтобы знать, как отнестись к слабому и сильному, одаренному ученикам, как с ними работать, чтобы все получили полноценные знания. 2) с воспитания у школьников интереса и любви к своему предмету, без которых немыслимо и серьезное его изучение. Главное в учебном процессе – уметь раскрыть скрытые способности каждого учащегося и учить их не ограничиваться только материалами урока, но и искать дополнительную информацию, то есть важное место отводил самостоятельной работе на уроке. Теория постоянно должна подкрепляться практической деятельностью: очень важно научить детей умению применять полученные на занятиях знания в повседневной жизни, чтобы они всегда были готовы адекватно ответить на любой вызов времени. Большое внимание уделялся также проблемному, комбинированному, исследовательскому и другим методам обучения. Благодаря целенаправленной работе педагогов по повышению качества знаний учащихся, школа достигла хороших показателей по учебно-воспитательной и методической работе, а школьники стали добиваться неплохих результатов на районных олимпиадах. Ежегодно многие учащиеся завершали учебный год с отличными знаниями, а некоторые из них становились обладателями золотых и серебряных медалей.

– Помните ли Вы своих выпускников? Один из ваших выпускников – действующий аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов. Что Вы помните о нем?

– Выпускники – это гордость любой школы, это результат многолетнего труда педагогов всего учебного заведения. Я горжусь тем, что мною руководимая школа была в числе лучших школ района и она давала своим воспитанникам глубокие и прочные знания. Подтверждением этому является дальнейшая судьба наших выпускников после окончания школы. Сегодня они успешно трудятся не только в Казахстане, но также в ближнем и дальнем зарубежье. Среди них имеются передовики производства, врачи, учителя, ученые, военнослужащие, строители, работники правоохранительных органов, спортсмены, деятели культуры, руководители производственных коллективов, руководители регионов. Да, вы верно заметили, что один из наших выпускников является акимом Жамбылской области. Повторюсь, как руководитель школы, я горжусь своими выпускниками, в том числе руководителем нашей области Нуржаном Нуржигитовым, которые, получив глубокие и прочные знания в стенах родной школы, успешно реализует их в реальной жизни. Когда Нуржан Молдиярович поведал нам о том, как преподаватель Ленинградского вуза, где он учился, был искренне удивлен тем, что в Джамбулской области, а именно в Кордайском районе, то есть в глубинке, еще есть такие педагоги, которые дают школьникам такие фундаментальные знания, заставили меня вдвойне обрадоваться за нашего выпускника, нашу школу: это ли не высшая оценка труда педагогического коллектива и школы в целом. Пользуясь случаем, хочу пожелать выпускнику нашей школы Н.М. Нуржигитову дальнейших плодотворных успехов в экономическом и социальном развитии Жамбылской области и Республики Казахстан.

– Как мне известно, Вы выпускали книги. Расскажите о них подробней.

– Помимо педагогической деятельности я также занимался научно-методической работой. Учитывая то, что ученик не может обойтись знанием только родного языка и он нуждается в языке той национальности, где он проживает, я стал соавтором нескольких книг, как «Казахско — дунганский и дунганско — казахский словарь», изданный в 2014 году в рамках государственной программы «Развития языков на 2011- 2020 годы» Центром обучения государственному языку акимата Жамбылской области, а также учебников «Дунганский язык для 8-9 классов», «Наша литература» для 6 класса. В то же время я занимаюсь поэзией, издал два сборника стихотворений «Серебряная чаша» и «Сбереги свое чистое сердце». В настоящее время работаю над третьим сборником, сегодня хочу поделиться с вами своими новыми стихами, посвященными Родине, нашей столице Астане и городу Таразу.

– Что Вы думаете о современном образовании, в частности, о дистанционной форме образования?

Министерством образования Республики Казахстан приняты конкретные учебные программы обучения, оно пытается, чтобы их содержание максимально соответствовало мировым стандартам. Как педагог, как родитель, как гражданин Республики Казахстан я всегда ратую за качественное, конкурентоспособное обучение и воспитание подрастающего поколения. Современная школа должна сформировать у школьников не только определенные знания, но и необходимые умения и навыки: в первую очередь, научить детей учиться, во- вторых, привить им умение применять полученные знания на практике. Считаю необходимым повышение качества подготовки обучающихся как в общеобразовательной, так и высшей школе.

– Поделитесь мнением о роли русского языка в обществе.

В Казахстане русскому языку всегда уделялось особое внимание. Его изучали в общеобразовательных школах, в средне-специальных и высших учебных заведениях. Кроме того, в нашей стране русский язык был и остается языком межнационального общения. Всем хорошо известно, что 2023 год в Казахстане объявлен Годом русского языка. Наш Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно говорил о повышении роли казахского языка как государственного. С каждым годом в стране увеличивается число дошкольных и общеобразовательных учебных заведений с государственным языком обучения. Выучить язык, научиться на нем свободно разговаривать, конечно, нелегко. Но каждый казахстанец должен проявлять терпение и стремиться к овладению государственным языком. Эту задачу нужно решать всем миром, всем обществом. И все-таки первую скрипку должен играть учитель казахского языка, выдвигая мощную мотивацию, применяя на уроках самые эффективные методы обучения, умело используя наглядные пособия и технические средства обучения. Учитывая, что Казахстан является многонациональным государством, где старшее поколение еще недостаточно владеет государственным языком, русский язык некоторое время еще будет выполнять роль языка межнационального общения.

Интервью подготовил Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.