Городская общественно-политическая газета

Право на покупку

0 511

Не секрет, что в последнее время покупатели стали активней защищать себя и свои права. Но есть и неочевидные запреты, о которых многие не знают. Сегодня мы разберемся, что можно и что нельзя делать покупателю.

Анара АБДИХАНОВА

Недавно в социальных сетях, на сайте, где подписчики могут выложить ту или иную ситуацию и получить оценку, правы они или нет, активно обсуждалась ситуация. Когда покупателю, который зашел в аптеку перед закрытием, нагрубил фармацевт, и с неохотой, комментариями продал медицинский препарат. При этом подключил охрану аптеки, когда до закрытия оставались минуты. Мнения подписчиков тогда разделились. Мы решили узнать, прав ли был потребитель. А также ознакомить читателей, что можно и нельзя делать покупателю.

Иногда администрация магазина ограничивает вход в него за 15-20 минут. Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца четко обозначить режим работы и сообщать покупателю об этом в доступном виде, а также соблюдать режим. Но бывает так, что некоторые покупки требуют времени, а задерживать кассира после завершения рабочего дня мы не имеем право. Вы можете зайти в магазин за пять минут до закрытия, но только если вы успеете выбрать и оплатить товар за это время. Администрация магазина, в свою очередь, должна предупреждать посетителей о скором закрытии.

Также часто бывает ситуация, когда случайно задетый товар разбивается. До того как покупатель заплатил за товар, тот считается собственностью магазина. Соответственно, если что-то упало и повредилось по вине покупателя, он, по идее, должен заплатить за эту вещь. Но только в том случае, если было доказано, что это сделано умышленно. Если повреждение товара произошло по вине продавца, то оплачивать его не нужно. В каких именно ситуациях? Если в зале узкие проходы между стеллажами; товары разложены неустойчиво, так, что их легко задеть и уронить; в магазине мокрый пол, а об этом не предупредили; кассир слишком резко запустил ленту с товарами, отчего они упали. В этом случае покупатель не может быть виноватым в порче имущества.
Еще бывают случаи досмотра вас охранником. Интернет пестрит такими действиями в торговых точках. Так вот, досматривать вас имеют право только сотрудники полиции, только в том случае, если есть основания. Сотрудник безопасности не имеет права требовать показать содержимое сумки, он может только задержать до приезда полиции.

Во многих магазинах покупателей в обязательном порядке заставляют сдавать вещи в специальные камеры хранения. При этом за оставленные там ценности, как правило, никто ответственности не несет. Законы Республики Казахстан говорят, что вы не обязаны расставаться со своим имуществом во время покупки, так как принуждение к сдаче вещей в камеру хранения магазина нарушает ваше право на добровольное заключение договора, в данном случае — договора хранения. На это указывает Гражданский кодекс РК.

В магазинах порой можно увидеть надпись: «фото и видео запрещено». Однако подобный запрет не основан на законе. Видео или фотосьемка товара – это ничто иное, как одна из форм получения информации. Закон не только это не запрещает, а наоборот, указывает в числе важнейших прав потребителей. Запретить можно лишь получение информации, которая составляет тайну, охраняемую законом. Ценники и оформление витрин в магазине не являются тайной, каждый может свободно зайти в зал и ознакомиться с ними.

Недовольны качеством купленного продукта? Помните, что в таких случаях Закон «О защите прав потребителя» на вашей стороне. Отметим, что возврат товара для граждан Казахстана возможен даже при его надлежащем качестве. Покупатель вправе вернуть непродовольственную продукцию, если ему не подошла расцветка, размер или фасон. Но только в том случае, если приобретенная продукция сохранила товарный вид, все пломбы и ярлыки на месте, вы не успели им воспользоваться, сохранен документ подтверждающий факт покупки. Чтобы осуществить возврат, покупателю нужно обратиться в место покупки в течение 14 дней с ее момента. Продавец должен заменить товар с учетом пожелания, если подходящего товара нет в наличии, вы вправе требовать обратно уплаченную сумму. Важно знать, что на лекарственные препараты и медицинские изделия, мобильные телефоны, чулочно-носочные изделия, нижнее белье, растения и животных, товары на метраж (ткани, ковры, кабели и другие) такая возможность не распространяется.

Давайте узнаем, что нельзя делать покупателю в магазине.

Есть ситуации, когда покупатели не доносят до кассы продукты, а начинают потреблять их прямо в торговом зале. Подобное поведение – предмет множества споров: можно так делать или нельзя? По закону, до внесения денег в кассу все продукты находятся в собственности магазина, даже если покупатель планирует за него заплатить. Так что такой поступок считается незаконным.

Случается, что клиенты крупных супермаркетов «забывают» оставить тележку на выходе. Многие вывозят тележку на парковку, чтобы было легче загружать покупки, а кто-то и забирает ее с собой, чтобы использовать в личных целях. Так делать нельзя.

Помимо прочего в магазине нельзя шуметь. Такое поведение сочтется за нарушение общественного порядка. Кроме того, подобное поведение может стать причиной разбитых витрин или товаров.

На дверях магазинов часто наклеены пиктограммы с запрещающим изображением собак. Возникает вопрос, можно ли с собакой в магазин. Закон позволяет везде ходить с собакой-поводырем только незрячим людям. В продуктовые лавки вход с домашними животными запрещен. Не всякая собака воспитана. Кроме того, у посетителей магазина может возникнуть аллергия на животных.

Самое главное, не забывайте о том, что помимо прав, у каждого есть еще и обязанности.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.