Городская общественно-политическая газета

Под чутким взором

0 234

Продолжаются отчетные встречи с населением акима Тараза Айтказы Карабалаева. На минувшей неделе градоначальник встретился с жителями семи округов. Он также внимательно ознакомился с состоянием учебных заведений, где проходили собрания.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК, Юрий Ефимов, Кирилл БЕРДЕЦКИЙ, фото Сакена АБЖАПАРОВА

Проблемы решимы

Айтказы Карабалаев выступил перед населением округа №5, где присутствовали председатель и члены городского совета ветеранов, представители политических партий и общественных организаций, депутаты областных и городских маслихатов, руководители областных и городских учреждений, районные инспекторы отделов полиции, председатели уличных, квартальных комитетов и кооперативов собственников квартир, а также жители 5 округа.

Поднимались такие вопросы, как продление маршрута №23 до улицы Д. Баянова, а также о незаконном строительстве семи домов по этой же улице, освещении, об установлении моста через канал Карасу и другие.

Аким отметил, что данные вопросы будут решаться, а также назначил ответственных лиц для исполнения поручений.

Права и обязанности

На встречах главы города с населением, на первый взгляд кажется, что основные проблемы у жителей окраинных районов, ведь центр Тараза имеет густую и качественную дорожную сеть, здесь проходит много автобусных маршрутов. После завершения модернизации городских газовых сетей Жамбылским производственным филиалом АО «КазТрансГаз Аймак» заметно выросло качество газоснабжения, а подземные газопроводы показали полную стойкость к погодным катаклизмам. Вообще нынешней зимой, которая, правда, выпала мягкой, жалоб на газоснабжение практически нет.

Тем не менее, на отчете Айтказы Карабалаева перед жителями округа номер шесть, что прошел в актовом зале школы номер восемь имени Толе би, жители высказали немало различных просьб и пожеланий. Например, жительница улицы Айтеке би, дома 7 Нурия Досанова крайне низко оценила работу АО ТЭЦ после приватизации: вода, текущая из кранов – «условно горячая», для того чтобы дождаться, пока пойдет действительно горячая, нужно спускать воду чуть не полчаса. И такая ситуация не только в этой многоэтажке.

– За что же мы платим? – патетически спросила жительница. Сразу скажу, что ответ заключается в самом вопросе. Дома, о которых идет речь, построены более тридцати лет назад, и с тех пор ремонтов внутридомовых сетей там никто не делал. Почему об этом говорю так уверенно? В пик жалоб на отсутствие тепла и горячей воды жителей дома с магазином «Скарлетт», в нулевые годы, в строй ввели многоэтажку на перекрестке Айтеке би и Койгельды батыра. Так вот в новом доме, запитанном от той же теплосети, зимой не закрывали форточки – так было жарко в квартирах. В доме напротив жильцы ложились спать словно англичане – с электрогрелками под одеялом, в пижамах и халатах. Дорогие горожане! Прежде чем посылать громы и молнии на теплопроизводящие и транспортирующие организации — ГКП «ТаразТрансЭнерго», например, независимо от их форм собственности, сначала убедитесь, что теплосети вашего дома не забиты накипью, имеют исправную арматуру, то есть обеспечивают нормальную циркуляцию теплоносителя. Для полноты картины обратите внимание на продуваемые всеми стужами свои подъезды, без дверей и стекол в окнах. В моем подъезде (ул. Желтоксан 254) зимой температура плюс 16 градусов, потому что все аккуратно загерметизировано, и есть две исправные двери на входе – деревянная и железная. Как все просто, когда жители не живут по принципу «моя хата с краю» и «пусть нам сделают!». Кто сделает, господа? Дома со всеми их потрохами — наша с вами собственность, и никто не обязан, тем более за счет бюджета приводить в порядок нашу собственность. Но большинство горожан совершенно не считают нужным хоть как-то вкладываться в подготовку к зиме, три четверти многоэтажек не входят в КСК, в лучшем случае имея старших по дому. Забитые накипью стояки и ржавые вентили в подвалах, нередко затопленных, настолько привычная картина для бригад «ТаразТрансЭнерго», что жалобы жителей, звучащие годами и десятилетиями, лично у меня не вызывают уже ничего, кроме раздражения. В видении жителей проблемных домов виноваты все – акимат и аким лично, коммунальные предприятия, но только не они сами! У дома припаркованы десятки недешевых авто, но собрать деньги на ремонт подвала – дело непосильное. Хватит лить слезы, горожане ненаглядные! Займитесь – летом!!! – подготовкой дома к зиме, замените забитые стояки и вентили, и произойдет вами ожидаемое чудо – в квартирах будет тепло, а из кранов потечет горячая вода! Правда, на это потребуются ваши деньги, дорогие собственники. И никто вам ничего не должен!!! Если кому-то моя позиция кажется излишне жесткой, приведу простой пример. Кто-нибудь слышал, чтобы владельцы частного жилья требовали, чтобы им за счет бюджета починили бы крышу или заменили систему отопления? Конечно, нет – это же частное жилье! А чем, простите, по форме собственности отличается дом от квартиры?

Жительница улицы Западной, 171 Людмила Кочанова поблагодарила акима за проведенный в их районе ремонт проезжей части, и попросила решить вопрос с уличным освещением. Также она указала на просьбу жителей провести на перекрестке улиц Лермонтова-Кыпшакбаева дорожный переход – «зебру», обратила внимание на то, что местная школа №20 была построена еще в 1950-х годах и нуждается в ремонте. На перекрестке Лермонтова – Кыпшакбаева, как рассказала Людмила Кочанова, из-под земли все время бьет рукотворный родник, а водники ничего с этим не могут поделать. Как оказалось, участок принадлежит предприятию «Темир Жол Су Шу», а водные сети в районе железнодорожного вокзала запредельно изношены – вместо труб просто прессованная ржавчина, и ремонтировать их невозможно, нужна полная замена. А на это у водников-железнодорожников банально нет средств.

На вопрос об уличном освещении аким уточнил, что в городе будут установлены 14 тысяч новых фонарей.

Прозвучало несколько жалоб и на некачественную работу общественного транспорта – автобусы и маршрутки часто не останавливаются где положено, и пассажирам приходится выходить прямо в лужу или грязь, а пожилым людям неудобно забираться на ступеньки и спускаться по ним. Между тем по правилам общественный транспорт должен останавливаться с максимумом удобств для пассажиров. Правда, сейчас ситуация со многими рейсами, ставшими нерентабельными, оказалась совсем уж сложной, так что этой темы мы отдельно коснемся ниже.

Жительница дома №159А (улица Абая) Гульнара Джантаева рассказала что их 12-этажка представляет собой «обитаемый остров», где зимой холодно, а кухонные печи, работающие на электричестве, – просто разорение для жильцов. Они пробовали провести в дом природный газ, но эта затея оказалась жильцам не по карману. Представитель Жамбылского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» объяснил, что жителям было выдано технико-экономическое обоснование (ТЭО) для газификации дома, а далее жильцам предстояло найти производителя данных работ – частную фирму. Проблема оказалась в том, что большая часть квартир в доме занята квартирантами, которые, естественно, платить за газификацию не будут, а хозяевам – квартиро-сдатчикам все равно, поскольку у них за услуги платят квартиранты. Так что сумму за работы по газификации придется разделить на немногих «настоящих» жильцов, оттого она и выходит неподъемной. Типичная история для нашего города, увы. Разумеется, КСК там нет и не предвидится – кому хочется брать на баланс дом, принятый когда-то в эксплуатацию фактически недостроенным,да еще с такими «сознательными» жильцами?

Так что общение с жителями шестого округа вышло у акима очень насыщенным.

Дайте нам остановку!

Встреча с жителями округа №7 прошла в актовом зале школы №13, которая, несмотря на «несчастливый» номер, много лет входит в число лучших сузов города. Здесь после доклада акима тоже нашлись выступающие, среди которых, впрочем, многие вышли к микрофону не пожаловаться на жизнь, а поблагодарить власть за проделанную работу.

А вот жительница улицы Есенберлина (б. Фрунзе) Галина Зверева принесла на встречу целую петицию, касающуюся многих актуальных вопросов данного района. Так, на пересечении улиц Маяковского и Байзак-батыра требуется благоустроенная автобусная остановка для маршрута №15. По словам заявительницы, остановку жители просят уже более десяти лет. Дело в том, что этот район в последние годы стал очень оживленным. Здесь имеются пять улиц с переулками, шесть новых пятиэтажных домов, три двенадцатиэтажных, два больших и три малых магазина, компьютерный клуб и – главное – новый Миграционный центр, очень посещаемое место. Данное место расположено аккурат между двумя остановками – «Железнодорожная больница» и «Школа №33». Так что всем посетителям Центра, невзирая на возраст и состояние здоровья приходится совершать пешие марши на расстояние около километра. В жару – летом, по грязи – весной и осенью. Вообще-то расстояние между остановками не должно быть менее 800 метров, но жители просят что-нибудь придумать конкретно для такого случая. Далее речь идет об освещении улиц частного сектора, конкретно – имени Громовой и Есенберлина (б. Фрунзе). Также говорили о светофорах, создании дополнительных и оборудованных пешеходных переходах на оживленной улице (Байзак-батыра); о том, что некогда «зеленые ворота» города – проезд от железнодорожного вокзала до улицы Абая остался без своего украшения – тополей (о чем мы писали в прошлом номере), о бытовом мусоре, заполонившем дворы, улицы и даже скверы. Но тут речь идет о сознательности самих жителей, которые по-прежнему считают нормой бросать пустые бутылки, пачки от сигарет и чипсов где попало.

Для полноты картины на встрече-отчете еще раз выступил житель «обитаемого острова» — двенадцатиэтажки на Абая, 159А, и пожаловался на жестокую долю жителей недостроенного дома без природного газа, КСК и сознательного актива. Но об этом мы уже рассказали выше.

Все высказанное было старательно зафиксировано, о письменных ответах мы расскажем позже.

Не без внимания

На каждой встрече глава города знакомил жителей с основными показателями социально-экономической сферы за 2019 год и рассказывал о дальнейших планах работы проводимой в областном центре. По традиции жители 8-го округа высказались о своих наболевших проблемах и поделились своими предложениями. Так, жительница микрорайона «Самал» пожаловалась на своих соседей в «открытый» микрофон во время отведенного времени для граждан.

– Я прошу принять меры в отношении жильцов дома №3. Они постоянно выгуливают свою собаку без намордника прямо на детской площадке. Сама хорошо отношусь к животным, но это бойцовская порода, а там дети. Мало ли что может произойти, когда сами хозяева не смогут совладать со своим питомцем, находясь в непредвиденной ситуации, – высказалась акиму пенсионерка В.Абраменко.

Помимо этого жительница девятого микрорайона «Мынбулак» рассказала о наболевшей проблеме стихийной торговли вдоль домов №45, №52 и №58. Это, по мнению женщины, доставляет неудобство и портит общий облик областного центра. Также от продавцов остается много мусора, который разносится по всему микрорайону. Аким в свою очередь дал поручение ответственным лицам разобраться в этой проблеме и доложить о результатах.

Известная многим активистка-пенсионерка Ольга Пименова попросила Айтказы Даулеткуловича очистить «Комсомольское озеро», а ныне зону отдыха «Зербулак», и установить пешеходный переход между девятым и восьмым микрорайонами, так как переходить дорогу пенсионерам в ближайшую поликлинику сложно и небезопасно.

– Бывшее «Комсомольское озеро» в летний период является практически единственным оазисом свежести для горожан в жару. Туда часто приходят целыми семьями, чтобы отдохнуть от городской суеты. Многие купаются, однако санитарное состояние оставляет желать лучшего. Помимо этого, я бы хотела, чтобы Вы обратили внимание на дорогу, возле которой расположена четвертая поликлиника. Там много пожилых людей, которые не могут нормально перейти проезжую часть. Бабушкам и дедушкам приходится бегать между машинами, – пожаловать женщина градоначальнику.

Айтказы Карабалаев обещал разобраться и рассмотреть вопрос установки пешеходного перехода и не оставить без внимания каждое выступление.

Также жители этого округа пожаловались на автобус №23, который, по их мнению, ходит очень редко. Кроме того, жильцы сетовали на плохое состояние дворов, отсутствие освещения и многое другое. Некоторые выражали недовольство по поводу мусорных баков. Зачастую в них сбрасывают свои отходы расположенные вблизи банки и магазины. Контейнеров попросту не хватает, и мусор лежит прямо на земле. Многих горожан волнует вопрос общедомовых счетчиков, которые не везде установлены.

В «Арай» пешком?

Отчет акима города в девятом округе проходил в школе номер 48, туда пришли жители микрорайонов. И обитатели считающегося (по внешнему виду многочисленных 2-3-этажных особняков) элитным массива «Арай». В микрорайонах нет многих проблем окраин, застроенных частными домами, здесь неплохая дорожная сеть, а на автобусе можно без проблем добраться до любой точки областного центра. Но, кажется по выступлениям жителей массива «Арай», что это самые несчастные горожане в Таразе. С одной стороны, уже выполнено главное для района – заасфальтированы улицы и снята главная головная боль, с другой стороны, идут жалобы на то самое автобусное сообщение. Местный 23-й маршрут не устраивает своей работой «арайцев». Оказывается, в городе нешуточная проблема.

– У нас много маршрутов, которые не приносят прибыли и просто убыточны, — рассказал по ходу встречи заместитель директора ТОО «Саяхат» Мурат Бультеков. – Маршрут номер 37, о котором идет речь, убыточен: он самый длинный в городе, 38 километров, круг водитель делает за три часа, это еще и очень утомительно. В результате мы от него отказались еще два месяца назад, но, поскольку понимаем ситуацию, продолжаем выпускать на этот маршрут по несколько машин. Такие же убыточные маршруты – навскидку – 9-й, 54-й, 23-й и далее. Без дотации их дальнейшая работа по этим направлениям невозможна! А вы сами понимаете, что это значит.

Аким города в ответ сообщил жителям, что вопрос с дотацией таких маршрутов решается и размер субсидий перевозчикам будет определен в самое ближайшее время. Тогда жители массива «Арай» и района аэропорта не будут чувствовать себя оторванными от городской жизни. Хочется напомнить и о «оторванных» в массиве Тектурмас, которым приходится добираться до цивилизации по 3-4 километра пешком. А если появятся хоть по паре автобусов утром, в обед и вечером, уже станет легче. Также жители нового массива пожаловались на то, что берега канала, протекающего вдоль «Арая», сделали любимым местом «отдыха» алкоголики и наркоманы, по вечерам там боятся появляться законопослушные граждане.

Жители улицы Гоголя, в районе железнодорожного вокзала, просили поставить им спортивную площадку, также звучали традиционные просьбы об укладке асфальта и уличном освещении.

А возле поликлиники «Мейрим» (№8), что возле железнодорожного вокзала, местные и приезжие «бомбилы» создали эдакую самодеятельную стоянку, экспроприировав при этом стоянку у поликлиники. Создали свой «пятак», говоря по-простому. Работницам медицинского учреждения никак не удается прогнать наглых захватчиков со своей земли.

– К нам едут пациенты, среди которых много пожилых людей, тех, кому тяжело передвигаться самостоятельно, — с возмущением рассказывала сотрудница поликлиники Мухабат Шлыкова. – А наша стоянка просто захвачена! Улица и без того узкая, на ней тяжело маневрировать, и все забито этими таксистами. Там негде припарковаться, и все знаки эти бомбилы просто игнорируют! Просим акимат и полицию решить нашу проблему! Также просим оборудовать нашу автобусную остановку с учетом большой нагрузки и специфики пассажиров.

Аким пообещал проконтролировать выполнение этих просьб и сообщил, что на благоустройство автобусных остановок в этом году в городе выделено 60 миллионов тенге. Это важное дело, если учесть, что в том же районе железнодорожного вокзала многие из них нуждаются в ремонте. Как сообщил Айтказы Карабалаев, в городе не хватает 120-150 остановок, которые еще требуется создать. В общем, работы много.

Жительница улицы Мичурина, 51 Надежда Гурова посетовала на работу перегруженных, по ее словам, автобусных маршрутов № 29 и №30, которые начинаются еще в поселке Красная звезда, и в центре города идут забитыми под завязку. Ждущим их на пересечениях Жамбыла-Пушкина и Пушкина-Аскарова в час пик в автобусы просто не пролезть: вдоль маршрутов много учебных заведений, соответственно масса учеников и студентов. Да еще водители часто устраивают гонки прямо на проспекте, не обращая внимания на мытарства пассажиров.

Житель восьмого микрорайона Геннадий Будовский, в отличие от остальных выступающих, свои просьбы озвучил за две минуты. На улице Сейфуллина на светофоре горит «зеленый» всего 16 секунд, но пробежать через улицу за это время просто невозможно. Да и водители, у которых так же мало времени на проезд начинают газовать еще на желтый свет. Далее, по словам Г. Будовского, магазин «Фиркан» пользуется такой шумной вентиляцией, создающей акустический удар в 46-60 децибелл, что очень неудобно для жителей прилегающих к нему домов. А контейнерную площадку за домом №14, куда сносит отходы и «Фиркан», кто-то регулярно поджигает. Обычно считается, что этим грешат работники ТОО по вывозу ТБО, но и местные бомжи тоже греются у таких костров в холода…

Словом, в девятом округе нашлось что сказать жителям, и аким взял на контроль тут же розданные им распоряжения. Например, разогнать бомбил у поликлиники для полиции – дело двух минут.

Под чутким взором

По приезду в среднюю школу №18 аким города Тараза ознакомился с кабинетами информатики и робототехники, на которые были выделены дополнительные деньги в учебных заведениях для нововведения в школьную программу. Стоит отметить, что на данный момент вместо 860 детей, на которых рассчитано здание, там обучается 1616 школьников. Перед важным мероприятием Айтказы Карабалаев внимательно осмотрел школу, узнал о состоянии учреждения.

На работу общественного транспорта пожаловались и жители 10-го округа. Они не довольны работой маршрутов №37 и №5. Основные же нарекания людей, живущих здесь, – это дороги. Так, председатель 57-го квартального комитета Альфия Наам пожаловалась градоначальнику на работу подрядной организации, которая некачественно проложила тротуар. Помимо этого она сообщила, что в средней школе №21 постоянные проблемы с давлением воды и попросила заменить устаревший там насос. Она же озвучила и ряд других проблем и предложений.

– Я бы хотела обратить Ваше внимание на улицы Прибалхашская, Тараза, Усть-Каменогорская. Они находятся в ужасном состоянии, ремонт дорог тут был очень давно. Что касаемо АСП. Я предлагаю включить председателей уличных комитетов в комиссию по назначению помощи. Ведь мы непосредственно живем тут, постоянно работаем со всеми людьми и знаем, кто нуждается, а кто и не очень, – сказала в своем выступлении Альфия Наам.

Председатель 31 квартального комитета попросила посодействовать в снесении старого здания подстанции ТОО «ТГЭС».

– Это стало местом сбора мусора. Никакой функции эта постройка уже не выполняет, думаю, ее можно просто снести. Также прошу Вас помочь нам с вопросом уличного освещения. В нашем районе проживает много детей, они поздно возвращаются со школы в кромешной тьме. Считаю, что нужно довести до ума улицу Патриса Лумумбы, и проложить на ней асфальт до конца, а не частично. А на улице Аппаева просим проложить тротуар и установить искусственную неровность в месте, где дорогу переходят дети. В последнее время по ней ездит много большегрузов. По-моему мнению, нужно запретить въезд на эту улицу и установить соответствующий знак, – посетовала акиму Ирина Ойдина.

«За линией» – это, пожалуй, один из немногих районов, где еще функционирует арычная сеть. Жители этого района попросили Айтказы Карабалаева помочь им провести очистку каналов и арыков к новому поливному сезону.

Дачно-городские связи

Округ №11 занимает в Таразе особое место, это как бы окраина вдвойне. До 2011 года эта территория относилась к Жамбылскому району, здесь находились семь поселков и 28 дачных кооперативов. Но потом – как нужно было сделать еще лет 30 назад – эти земли отошли к Таразу, что обернулось немалыми хлопотами для жителей, зато и пришли надежды на улучшение жизни. Ведь областной центр куда богаче района. И эти надежды оправдались. Как сообщил главный советник акима Мурат Аккулиев, в округе проживают почти 20 тысяч человек; шесть поселков и 13 дачных кооперативов газифицированы, в этом году выделены 8,3 миллиона тенге на проектно-сметную документацию на обеспечение питьевой водой и 15 миллионов – на электрификацию.

Жители округа, собравшиеся в спортивном зале школы №56, с интересом слушали доклад акима, а также обозревали видеокартины о том, какие новинки появились в архитектуре Тараза, и какие появятся в ближайшее время. Но, конечно, своя рубашка ближе к телу, так что по завершении доклада выстроилась очередь у микрофона для жителей.

Екатерина Беликова, проживающая в дачном кооперативе «Радуга», подняла вопрос о том, как жителям бывших дач приходится оплачивать из своего кармана бюрократические особенности присоединенной территории. Так, в 2011 году жители, оказавшись таразчанами, заплатили по 13 тысяч тенге за свой кадастровый номер и вздохнули свободно. Как оказалось, рано радовались. Они стали владельцами «жилых участков», а нынче за статус «жилого дома» им придется заплатить еще по 17 тысяч тенге. Для кого-то это смешная сумма, но для большинства бывших дачников – совсем не смешная.

– У нас большинство жителей – пенсионеры, оралманы, малоимущие, — пожаловалась акиму пенсионерка. – Для многих эта сумма – чуть не половина месячного дохода.

Аким поднял соответствующих специалистов, но те ничем не смогли обрадовать дачников – оформление таких документов происходит за счет владельцев участков, а цена услуги установлена на республиканском уровне для всех регионов страны.

Равиль Мосин поднял сразу два важнейших для дачников вопроса. Как сообщил однофамилец знаменитого оружейника, работа единственного связывающего с «городом» здешнего автобусного маршрута №54 является, мягко говоря, неудовлетворительной.

– По установленному графику автобус должен приходить через каждые 20 минут, мы согласны и на 30, — начал свой невеселый рассказ пенсионер. – Но я лично простоял раз на остановке два часа пятьдесят минут, пока ждал этот злосчастный 54-й! В среднем он ходит в час-полтора раз, невозможно предсказать, сколько ты проторчишь на этой остановке! Если посчитать длину маршрута, получается, что для выполнения расписания требуются всего восемь автобусов. За последние шесть лет куда мы только не писали по этому поводу, получили кучу ответов, вернее отписок из разных органов, но ничего не меняется! У меня соседку уволили с работы в городе за постоянные опоздания, а что она может с этим поделать? Выигрывают одни бомбилы, эти нелегальные таксисты, услугами которых мы вынуждены пользоваться!

Руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог городского акимата Зият Турсынулы сообщил в ответ, что данная проблема решается, а в ближайшее время на 54-й маршрут выйдут долгожданные восемь автобусов, и проблема будет решена. Вообще, как уже было сказано выше, в городе предстоит решить множество вопросов с мало — или нерентабельными автобусными маршрутами , и речь должна идти о дотациях из бюджета. От себя добавлю, что следует обратить внимание и на состояние тамошних автобусных остановок, ведь жители при ожидании «неуловимого Джо» №54, часто просто стоят на обочинах…

Второй вопрос Равиля Мосина был о стоимости электроэнергии для бывших дачников.

– Если для горожан она стоит где-то в пределах 14 тенге за киловатт, то нам она обходится в 22-23 тенге за киловатт, как юридическим лицам, — еще раз напомнил выступающий. – Об этом мы говорим на каждом сходе, на каждом отчете.

Аким ответил, что его первый визит сюда в новой должности состоялся через два дня после назначения – уже пятого декабря прошлого года. Так что проблема ему известна, она решается. Проблема эта возникла давно, когда дачные кооперативы еще в советские времена, запитали от большой химии, да с тех пор все и висит в проблемной стадии.

Жительница массива «Жидели» подняла вопрос о газификации, аким обратился к представителю Жамбылского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак». Как оказалось, проблема в том, что массив насчитывает несколько десятков домов, а от места, откуда можно подключиться к газопроводу до «Жидели» порядка четырех километров, стоимость газификации в исполнении частной фирмы наверняка окажется высокой. Что касается газификации массива «Кольтоган», то филиал КТГА готов подать туда природный газ после опрессовки и продувки сетей. Так что все зависит от подрядной организации, проводящей там работы.

Айтказы Карабалаев, как всегда, дотошно разбирался на месте со всеми поднятыми проблемами и жалобами, требовал от подчиненных конкретных ответов и дат исполнения тех или иных работ. Жители дачной окраины ушли с отчета главы города с новыми надеждами и ожиданиями.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.