Еще не век, а каких-то 20-25 лет назад и представить было нельзя некоторых вещей, связанных со всемирной глобализацией и цифровизацией. А сегодня простая таразская улица полна прохожих, беседующих вроде как сами с собой, на самом деле, конечно, у них у всех мобильные устройства и наушники.
Лариса ГУБАШЕВА
Порой глянешь – и оторопь берет: юные бегут, на ходу общаются, селфятся. Со смартфонами и айфонами в транспорте, в кафе, в лифте, на работе, в школах, в детсадах. Селфи для молодых уже нечто рядовое. Каждый второй мнит себя полноценным фотографом, блогером, вайнером. Да хотя – почему мнит? Детство давно круто развернулось спиной к поколению «динозавров», которые ровно ничего не знают и не смыслят в гаджетах и приложениях. Да и отрочество нынче начинается раньше, чем каких-нибудь десяток лет назад. Первоклассник во многих компьютерных штуках разбирается почище любого взрослого, порой даже программиста.
Что притащили с собой Сети?
Где они вообще бродят, чем живут и дышат, во что играют и чем увлечены наши дети во Всемирной глобальной и не только? В целом, страшно признаться, но прав был один из моих любимых сатириков Михаил Задорнов, поколение «кнопкотыков» привело к развитию тактильных органов – пальцев. Соответственно, все, что связано с пальцами и их тренировкой, возведено в некий культ. Человеческому пальцу пора ставить памятник. Не верите? Судите сами!
Где они вообще бродят, чем живут и дышат, во что играют и чем увлечены наши дети во Всемирной глобальной и не только? В целом, страшно признаться, но прав был один из моих любимых сатириков Михаил Задорнов, поколение «кнопкотыков» привело к развитию тактильных органов – пальцев. Соответственно, все, что связано с пальцами и их тренировкой, возведено в некий культ. Человеческому пальцу пора ставить памятник. Не верите? Судите сами!
Просто смотрите внимательней, что становится популярным сейчас у совсем молодых еще созданий. Во-первых, никогда еще не было так много игрушек-антистрессов: это всевозможные «лизуны», сквиши и слаймы, которые можно мять и придавать им разную форму, это спиннеры, которые можно вертеть, складные змейки и кубики – разновидность четок. С одной стороны – развитие компьютерных технологий, распространение и чересчур активное использование мобильных устройств и гаджетов даже в среде малышей приводит тех к стрессам, с другой стороны – игрушки-антистрессы, помогающие развивать моторику пальцев, а пальцы быстрее начинают управляться с гаджетами. Своеобразный замкнутый круг.
Компьютерные игры-квесты, бродилки, стрелялки, все эти «Майн Крафты» и «100 дверей» в виртуальную реальность, чего скрывать, захватывают не только детей, но и некоторых взрослых, внутренне так и не покинувших пубертатный период. У маленьких девочек – если раньше была Барбимания, то сейчас настоящая LOL-эпидемия. LOL-куклы, запрятанные в пластмассовые шарики, с нарядами-сюрпризами, меняющими цвет от воздействия холодной или горячей воды. LOL-питомцы, кукольная мебель и другие приложения и аксессуары. Игрушка построена на живущем в каждой женщине (пусть даже совсем юной) желании распаковывать, разворачивать, раскрывать подарки и сюрпризы. Интернет рекламирует все эти игрушки и новинки, пропагандирует, заставляет покупать, приобретать. А при вечно занятых и загруженных работой родителях еще и некому толком обучить детей, как надо играть в куклы. И вот появляются целые специальные телевизионные и веб-каналы с трансляцией передач и мультсериалов про то, как можно играть в эти куклы. И дети смотрят, спрос растет!
Новое поколение игрушек также навязывает некий культ скорости – игры на логику и скорость выполнения определенной задачи становятся популярными. Передвигаются современные дети тоже быстро, они обожают скоростные устройства для быстрого перемещения в пространстве (хорошо, пока не во времени). Если сравнительно не так давно еще модными считались ролики и скейтборды, сейчас – гироскутеры, физических усилий прилагается все меньше: стоишь себе да едешь, приводя устройство в движение собственным весом. Обозревая действительность, стремительно меняющуюся на глазах. И главное – руки свободны, опять-таки чтобы уткнуться носом в виртуальную гладь гаджета.
У современных чад появились новые модные жесты. Если на заре компьютеризации и вхождении англицизмов в общий лексикон модно было показывать пальцами «окей» и «виват», то есть от буквы V – «победа», то сейчас в моду вошел так называемый жест DAB. Википедия объясняет Dab (дэб) как танцевальное движение, когда танцор одновременно роняет голову во время поднятия руки по локоть в жесте, который похож на «жест чихания». Этот танец был придуман в 2014 году в США. В 2015 году французский футболист Поль Погба́ исполнил этот танец после удачно забитого гола, а в 2016 году итальянский певец Фабио Ровацци станцевал его во время песни «Tutto molto interessante», после этого танец стал популярным в Европе и в России. В 2015 году дэб завоевал общенациональную известность в США, а журнал «XXL» сообщил, что «то, что начиналось как региональный стиль экспромта, быстро становится очень популярным в клубах и на улицах». Означает этот жест: «получилось!» или просто «круто!».
Наши дети в Интернете порой одиноки и заброшены, они болтают с ботами и роботами, типа «Алисы» или Siri, когда им не с кем поговорить. Они беззащитны и открыты для пагубных влияний: порно-индустрии, рекламы наркотиков, пропаганды насилия и опасных игр, типа пресловутого «Синего кита». Под маской увлекательных квестов может скрываться вербовка на работу наркокурьером. Причем завлекают в Интернет таким образом через надписи прямо на заборах. Так, в октябре прошлого года жамбылские полицейские со специальным рейдом, вместе с волонтерами из общественных и неправительственных организаций, проехали по городу и удалили граффити-надписи с рекламой наркотиков в Таразе. Но надписи продолжают появляться то тут, то там на стенах домов, подъездов и в других местах.
С одной стороны, цифровизацию и технический прогресс не остановить, знания основ электроники и мобильных технологий закладывать нужно еще в детстве. Это понимают и у нас в стране, повсеместно открывая IT-лицеи, школы робототехники, где обучают талантливых ребят. Человечество вплотную подобралось к порогу создания таких биороботов, которые, возможно, станут вскоре умнее своих создателей. С другой стороны, читая детям сегодня классику, типа: «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца!», вы уже вряд ли легко объясните им не только, кто такой тятя, но и что сети эти всего лишь рыбацкие. Кто вам поверит? А дальше, помните, как? «Врите, врите, бесенята,— заворчал на них отец. — Ох, уж эти мне робята! Будет вам ужо мертвец!» Поневоле подумаешь: все-таки провидец был этот Пушкин! Ведь переход в виртуал – по большому счету, это путь к самоуничтожению.
Так что же делать?
Нынешние подростки уже выросли с телефоном в руках, а завтра, возможно, при условии повсеместной чипизации, со встроенными мобильными устройствами будут расти уже и младенцы. В то же время «радиус активности» детей, то есть площадь пространства вокруг дома, в котором они свободно исследуют окружающий мир, значительно сократился. Нынешние дети не бегают по улицам и дворам, не лазят по деревьям, не болтают друг с другом, а часами сидят, уткнувшись в смартфоны или планшеты. Эти тенденции отрицательно сказываются на развитии мозга. Самостоятельное исследование внешнего мира стимулирует развитие независимого мышления, помогает ребенку осмыслить свои впечатления и опыт. Также оно учит ребенка делать выводы и планировать свою активность. Если вместо естественной среды детский мозг взаимодействует с Интернетом, дети в буквальном смысле вырастают оторванными от реальности. Дети, бесконтрольно использующие Интернет, не умеют адекватно оценивать риски окружающего мира, испытывают трудности в общении и не умеют сопереживать. Став взрослыми, они будут сталкиваться с проблемами и в карьере, и в личной жизни. Время живого общения неуклонно сокращается. Растет число одиноких людей, у которых настоящую дружбу и любовь заменили виртуальные отношения.
А еще интернет-зависимость приводит детей к нервным срывам, гиподинамии, искривлению позвоночника и осанки, испорченному зрению, ранним головным болям, потере аппетита и интереса к реальной жизни, — комментирует врач-терапевт одного из частных медицинских центров диагностики Тараза Эрика Касымбекова.
Психологи советуют родителям не паниковать. Прежде всего, необходимо установить со своим чадом как можно более доверительные отношения. Если ребенок доверяет вам, он сам расскажет о своих интересах, в том числе виртуальных. Тут главное – не останавливать его, не затыкать, не прерывать на полуслове, не показывать, что вам это неинтересно, хоть и незнакомо. Затем, есть такая замечательная штука, как установка режима родительского контроля на мобильном устройстве или компьютере вашего ребенка. Да, Интернет кишит вирусами, мошенниками, опасными знакомствами, хейтерами и троллями, провоцирующими наших детей на опрометчивые шаги, вплоть до самоубийства. Но совсем запретить туда лезть детям взрослые не смогут, ибо при строгом запрете интерес, как известно, только возрастает, и тогда подросток найдет доступ в Сеть где-то у знакомых, приятелей. Поэтому важно либо ограничить нахождение вашего ребенка в виртуальном пространстве временными рамками, либо отслеживать и контролировать доходящую до отпрыска информацию. Можно и нужно также показать ребенку полезные свойства Интернета: как читать книги онлайн, смотреть хорошие развивающие фильмы, проходить различные обучающие тренинги и семинары по саморазвитию, путешествовать по разным странам в Сети вместе с онлайн-экскурсиями, заниматься творчеством. Лучше даже делать что-то вместе с вашим чадом, сидя перед монитором. Короче, надо интересоваться жизнью собственных детей, пусть она и насквозь виртульная. Чтобы наши дети, выражаясь современным языком, были и обласканы, и отлайканы.