30 августа 1995 года для каждого казахстанца имеет особую значимость.
Именно в этот день на республиканском референдуме наш многонациональный народ, исходя из своего суверенного права, принял Конституцию.
Являясь фундаментальным документом, определяющим пути дальнейшего развития Казахстана как демократического, светского, правового и со-циального государства, Основной закон признал высшей и абсолютной ценностью человека, его жизнь, права и свободы.
С принятием Конституции последовали правовые реформы, направ-ленные на укрепление демократических институтов и верховенства закона. При этом регулятивный потенциал Конституции не исчерпан и позволяет совершенствовать правовые основы деятельности государства.
На современном этапе конституционные нормы существенным образом усилили влияние прокуратуры на состояние законности и правопорядка.
Прежде всего, укреплен правовой статус прокуратуры, законодательно расширен перечень актов прокурорского надзора, в том числе имеющих огромное профилактическое воздействие. Впервые прокуратура определена ядром правоохранительной системы и наделена правом инициирования оперативно-розыскных мероприятий. Эффективными инструментами прокуратуры в борьбе с преступностью и коррупцией, стали функции координации деятельности правоохранительных органов и уголовного преследования.
Поступательно развиваются и органы военной прокуратуры.
Принимаемые военными прокурорами меры позитивно влияют на минимизацию преступности в армии, повышение морального и боевого духа солдат и офицеров.
В военной сфере прокурорский надзор в основном акцентирован на уязвимые участки в системе обороны и национальной безопасности государства. В частности, это вопросы обороннопромышленного комплекса, мобилизационной работы, организации призыва граждан на воинскую службу, сохранности вооружения и антитеррористической защищённости объектов военной инфраструктуры.
Первоочередное внимание уделяется реализации конституционных прав и социальных гарантий военнослужащих, особенно в условиях, принимаемых в стране мер по предупреждению и противодействию распространения коронавирусной инфекции.
В период чрезвычайного положения, введенного в связи пандемией СОVID-19, совместно с военными ведомствами и местными исполнительными органами оперативно решались вопросы создания необходимых условий несения службы военнослужащим, задействованных в карантинных мероприятиях, обеспечения их дезинфицирующими и защитными средствами, питанием и дополнительным пайком.
Большое значение придается охране жизни и здоровья личного состава.
Благодаря профилактическим мерам сокращаются факты гибели и травматизма военнослужащих. Изжиты массовые заболевания военнослужащих, ранее имевшие распространенный характер.
Строгого соблюдения конституционных прав военнослужащих органы военной прокуратуры добиваются в сфере военного управления, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.
В рамках борьбы с казарменным хулиганством, негативно влияющим на состояние боеготовности воинских подразделений, повсеместно внедрены видеоконтроль, установлены телефоны доверия, проводится анонимное анкетирование, повысилась эффективность мер военной полиции по поддержанию правопорядка.
В профилактических целях судебные процессы по уголовным делам о неуставных взаимоотношениях и преступлениях против установленного порядка несения воинской службы практикуются в выездном формате с участием армейской общественности.
Принимаются все предусмотренные законом меры и в вопросах целевого использования бюджетных средств. Законность их расходования подвергается постоянному мониторингу военных прокуроров. Наряду с этим активизированы юридические службы министерств и ведомств в организации претензионноисковой работы.
В целом деятельность органов военной прокуратуры основана на глубоком анализе правоприменительной практики и воинской дисциплины. Это позволяет заблаговременно определять негативные тенденции в воинской среде и принимать меры к обеспечению режима конституционной законности в войсках.
Арман КАПЕЗОВ, военный прокурор Южного региона, полковник юстиции