Городская общественно-политическая газета

Музыкальный регресс

0 567

Многие из нас либо слышали, либо сами высказывались о деградации современной музыки. Песни из различных платформ с каждым годом становятся все менее выразительными и более похожими друг на друга, а интернет заполонили без конца повторяющиеся и популярные песни про «кадиллаки» и «фенди худи». Этому есть несколько причин, о которых хотелось бы рассказать читателям.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Большинство исследований и анализов показывает, что со временем песни становятся все проще и проще: текст не имеет рифмы и смысла, а музыка сделана только для того, чтобы можно было потрясти головой под мелодию.

Тембральное разнообразие складывается из количества используемых инструментов и вокального диапазона. Если совсем просто, то оно характеризует «глубину» и «богатство» произведения. Оказалось, что за последние десятилетия тембральное разнообразие в популярной музыке заметно снизилось, музыка стала более простой и менее насыщенней на мелодичность.

Снижение оригинальности также было доказано статистически. Большинство современных песен построены практически на одной и той же комбинации клавиш, драм-машины и сэмплера (мелодии). Особый интерес у ученых вызвал так называемый «крик миллениала». Сотни артистов используют один и тот же переход от пятой ступени мажорной гаммы к третьей и обратно к пятой. Чаще всего эту комбинацию сопровождают словами: «Wow, wow».

Этот прием – одна из самых простых форм так называемых hooks (крюки). Это любой элемент композиции, который должен цеплять слушателя. Например, удачный гитарный рифф, запоминающийся мотив, необычный звуковой эффект, красивая фраза в тексте, вокальный мелизм и так далее. Хуки могут встречаться и в припевах, и в куплетах, и в проигрышах, и в любых других частях произведения, и количество их строго не ограничено.

Позитивные чаще всего характеризуются заметным, но не резким отличием от основной гармонии, оригинальностью и точно выверенными таймингами повторения. Примерами позитивных хуков можно назвать проигрыш в песне «In my time of dying» от Led Zeppelin или же слово «yesterday» в одноименной композиции Пола Маккартни.

Негативные крюки отличаются как можно большим количеством неуместных повторений и примитивной структурой. Чаще всего они приобретают форму, для которой придумали термин earworm или brainworm – ушные или мозговые черви. В первый раз подобные названия были использованы в новелле Десмонда Бэгли 1978 года «Свободные». Песня, насыщенная такими «червями», остается в голове надолго, за короткий срок становится знакомой и заставляет снова и снова слушать композицию, а в большинстве случаев и напевать ее. Мозг устроен так, что чаще всего он не любит все новое, потому что для его восприятия и усвоения необходимо намного больше ресурсов, чем для тех же действий со знакомыми явлениям.

За последние десятилетия в звукозаписи стали очень часто использовать простой и очень эффективный прием – усиление громкости с помощью компрессии, то есть снижения разницы между самыми громкими и самыми тихими звуками. Этот метод позволяет дольше удержать внимание слушателя, но всю композицию делает менее выразительной. Барабанные партии меньше выделяются, а разница тембров сглаживается.

Как же так вышло? Конечно, никто не хотел снизить качество музыки для отупления населения или деградации. Причины деградации в основном рыночные. Мировая девальвация привела к удорожанию любых проектов, в том числе в сфере медиа. Вслед за стоимостью выросли и риски. Крупные лейблы тратят огромное количество человеко-часов и ресурсов на создание максимально усредненного продукта, который понравится абсолютному большинству людей, а проверенные методы используют снова и снова. Отсюда и бесконечные повторения, снижение глубины и выразительности. Но это вовсе не значит, что вся музыка деградирует. Речь идет лишь о коммерческих проектах. Благодаря интернету сфера независимой музыки получила мощный рывок, который позволил многим талантливым музыкантам показать свое творчество миллионам людей, что еще 15 лет назад для большинства из них было невозможно.

Разница поколений
«Как вы можете слушать эту дребедень? Это же просто шум! То ли дело наша музыка…» – так говорит бесчисленное количество мам и пап, и еще больше бабушек и дедушек. Причем «дребедень» – в данном случае – эвфемизм.

Недавно я поймал себя на мысли: «Неужели мы такие заскорузлые? Я совершенно не могу слушать никакую молодежную музыку! Вот уж не думал, что это коснется и меня в столь юном возрасте».

Однако коснулось действительно, что за дребедень играет из всех колонок и телефонов? А эти рэп-баттлы – через две секунды откуда ни возьмись вырастает непреодолимое желание выключить, появляется дикий, невыносимый стыд, такой же, как от плохой актерской игры. Неужели нынешнюю популярную музыку можно сравнить с легенадрными Боб Диланом, Элвисом Пресли, Виктором Цоем, Queen и Deep Purple?

Конечно, нельзя сказать, что вся современная музыка плохая, а в Казахстане нет достойных исполнителей, способных составить конкуренцию на мировом уровне. Однако стоит включить телевизор и там идет концерт небезызвестных Димаша Кудайбергенова или Кайрата Нуртаса. Заходя в социальные сети, сразу видишь то, как пользователи сети со всего мира слушают отечественных исполнителей, таких как Скриптонит, Jan Khalib, Масло Черного Тмина и других, песни которых многократно занимали лидирующие строки в различных музыкальных хит-парадах. Как отмечают слушатели, их песни доводят до мурашек, одновременно расслабляют, держат в интриге и позволяют просто покачать головой в клубе или дома. Многие эксперты и критики отмечают, что исполнители из Казахстана очень музыкальны, а тексты чаще всего наполнены смыслом.

Я не родился в 90-е года прошлого века, но до сих пор считаю, что это был один из самых лучших периодов в «современной» музыке. Стоит только начать слушать мэтров отечественной или зарубежной эстрады, как на душе появляется ощущение удовлетворенности от песни. AC/DC, Земфира, «Руки Вверх», Сплин, Цой, «Агата Кристи», «Linkin Park», «Тату» – список можно перечислять до бесконечности – все исполнители тесно связаны как с детством, так и юностью. Наверняка все знают эти группы, все слышали хоть одну песню, а потом сутками ходили и напевали ее.

Задумаешься – и сразу появляется этакое неприятное чувство где-то в затылке слева. Неужели действительно существует таинственный психологический механизм, запрещающий предыдущим поколениям оценить красоту творений молодого поколения, которое старается сделать свою музыку более продаваемой, нежели душевной? Неужели неумолимая шестеренка прогресса движется лишь в одну сторону – так, что человек грядущего способен воспринимать шедевры прошлого, но в обратную сторону — никак, от слова «вообще»?

Проанализировав все свои «за» и «против», пообщавшись с разными поколениями, мне удалось понять, что ответом на данный вопрос является «нет». Расслабьтесь, товарищи, дело вовсе не в том, что мы устарели или новая музыка более бессмысленна. Это легко можно доказать с помощью нескольких простых тезисов.

Начнем с работы, которую необходимо проделать для того, чтобы полюбить какое-то направление искусства. Ну-ка, признайтесь сами себе, кто из вас сразу, с первой ноты полюбил классическую музыку? Тем, кто вырос в семье консерваторских музыкантов, просьба не встревать и не портить нам статистику. Я вот, например, долго сопротивлялся. Ну скучно же! Однако через какое-то время оказалось – что нет, не скучно! А, наоборот, – мелодично, вдохновляюще и оживляюще. Чтобы прийти к этому, пришлось, во-первых, потратить усилия на то, чтобы вслушаться. А во-вторых, был нужен контекст. Музыке очень плохо существовать самой по себе: важно, где вы ее услышали, что при этом чувствовали, кто вам ее преподнес. Поэтому знакомство с классикой лучше начинать с той музыки, которую часто играют в кино – она человеку уже знакома, и к музыке примешиваются чувства, ассоциируемые с просмотром фильма. Так музыка становится для слушателя «своей».

Итак, чтобы полюбить музыку, нужно проделать работу, и лучше при этом связать ее с интересным и приятным контекстом. Проблема в том, что работать мы чаще всего не хотим (у нас и так полно работы, музыка нам нужна как раз для отдыха), а контекст, особенно приятный, не вдруг найдешь.

Почему же какая-то музыка нравится нам от живота, безо всякой работы, спросите вы? Чаще всего – это синдром утенка: кого первого увидел – тот и мама. В голове у большинства людей есть несколько слотов под музыку (у кого-то больше, у кого-то меньше), они заполняются первым, что человек услышит. Или первым хорошим, что он услышит, если у человека есть вкус. Два, три, пять, десять направлений, но так или иначе – конечное число. А вот если хотите расширить парк слотов – придется заплатить усилиями.

В результате можно сделать логичное предположение о том, почему взрослый, состоявшийся человек (или пожилой человек, которому не так много осталось до последней черты) не готов проводить эту работу по отношению к новой музыке, которая отбор временем еще не прошла. Зачем вслушиваться в очередной, изначально чуждый тебе дабстеп или рэп, чтобы через некоторое время убедиться, что это тебе действительно не нужно? Если проживем достаточно долго, что-то из этого выплывет само – тогда и заценим.

Итак, нет никакой проблемы вкуса поколений, есть вполне себе полезный механизм отсечения излишнего. По умолчанию он всегда включен. Но если интересно новое, передвиньте рычажок на «потратить время и усилия на то, чтобы попробовать полюбить рэп-баттлы» Это может показаться трудным, ведь нам не привычно слушать оскорбления другого человека в жесткой форме, так еще и с матерными словами. Хорошо, если рядом есть человек, который может ввести вас в это искусство, создать тот самый эмоциональный контекст. Через какое-то время вы поймете это искусство, поймете, что именно нравится в нем тем, кто его любит. И потом сможете полюбить его или отринуть уже сознательно. Нехотя признаюсь: я на такой отчаянный шаг пока не готов.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.