Городская общественно-политическая газета

Магия чисел

0 446

Мы часто замечаем, что в магазине ценники оканчиваются на «девятку»… Кто-то же верит в необычное значение числа «13». Поговорим о мистике чисел, психологии и страхах…

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Суеверия, связанные с числами, пожалуй, одни из самых живучих и распространенных. Человек, не верящий ни в какие приметы, все-таки стукнет три раза по столу, «чтобы не сглазить» или трижды плюнет через плечо.

У многих людей есть «свое», то есть любимое число, и они почти серьезно верят, что оно приносит им удачу. Нынешние наши суеверия – это отголоски древних представлений о мистической силе числа. В племенах, у которых счет ограничивался числами два или три, все, что было связано со счетом предметов, превосходящих два или три, было равносильно понятию «много» или «тьма».

То, что не поддавалось счету, находилось как бы за пределами разума: было таинственным, наделялось сверхъестественными свойствами, считалось священным. Была даже придумана специальная наука о числах – нумерология. Нумерология уходит своими корнями в глубокую древность — числами пользовались еще первобытные племена.

Число три
Суеверия, возникшие вокруг числа три, относятся к тому времени, когда счет наших предков не доходил дальше трех. Во многих религиях это число считается священным.

В античном мире мы сталкиваемся с трехликостью или тремя ипостасями женских мифологических персонажей (три грации, горы, горгоны, эринии). В буддизме понимание познания воспринимается как трикайа («трехтельность»). Кроме того, есть символ трех драгоценностей (тритарна) и три признака буддизма – трилакшна.
На этой основе в христианской религии построено представление о пресвятой Троице – едином Боге, выступающем в трех лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, и совершаются почти все церковные обряды и ритуалы: трехперстное сложение пальцев правой руки при крестном знамении, трехкратное погружение при таинстве крещения, троекратное целование при встречах и расставаниях.

На третий день после смерти душа покидает тело. Число три – символ трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви. Чтобы защитить покойника от злых духов, у его изголовья зажигают три свечи.

Подобных примеров множество и в других религиозных учениях. Да и не только в них. Число три – одно из самых популярных в фольклоре. Вспомните: три сына у мужика или три дочери у царя, три задания сказочных героев, три головы у змея, за тридевять земель в тридевятое царство отправляются три богатыря.
В народе говорят: «Бог Троицу любит», «Без Троицы дом не строится», «Троица перстов крест кладет».

А «треклятым» называют человека как бы проклятого всеми земными и небесными силами. Хороший работник трудится за троих, могучее дерево в три обхвата, в трех соснах можно заблудиться, а наврать с три короба; беда или болезнь может согнуть в три погибели, а от страха в глазах троится.

Счастливая семь
Семь – это цифра везения, самое магическое и священное число, олицетворяющее мудрость, святость и тайное знание. В этом числе древние люди видели как бы отражение многих явлений мира. В Древнем Вавилоне люди наблюдали на небе семь подвижных планет, которые якобы вращались вокруг Земли: это Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн.

Вавилоняне обожествляли их и полагали, что семь богов, поселившихся на планетах, управляют судьбами людей и народов. С числом этих небесных тел, по-видимому, связано происхождение семидневной недели лунного месяца. Так как Луна на небосклоне видна в течение 28 суток, то этот период делился на четыре фазы по семь суток. Для арабов, ассирийцев, евреев это число было клятвенным.

«Крепко как семь» — клятва французов. Число семь часто встречается в Библии (семь дней творения, семь таинств, семь смертных грехов). В алхимии долго признавали только семь металлов. На земле было известно семь чудес света.

Но, например, в Китае число 7 обладает символикой отрицательного значения. В китайской культуре число семь считается несчастливым, «злым» числом, особенно негативно относятся к дате «7 июля» (7.07). В этот день нежелательно заключать брак, считается, что если свадьбу играют седьмого июля, то это не принесет счастья. Это поверье связывается с трагической легендой о любви пастуха и ткачихи («История пастуха и ткачихи).

Ткачиха (вега) является внучкой небесного бога. Она украдкой пришла к людям и тайно вышла замуж за бедного пастуха (волопаса), за что была жестоко наказана и посажена в небесную тюрьму. Ей было разрешено встречаться с мужем и детьми ежегодно только один раз – седьмого июля. В народе считают седьмой месяц июль – «злым месяцем», и по лунному календарю пятнадцатое июля традиционно называется «День мертвых».

Также легенда говорит, что в этот день неспокойная душа умершего идет в народ просить милостыню, и все становится мрачным. Китайцы считают, что на седьмой день душа усопшего поднимается на новый уровень, как на новый этап жизни, а в течение первых семи дней после смерти душа прощается с родственниками. Семь раз по семь дней играет большую роль в культе мертвых — на каждый седьмой день после смерти (до 49 дня) совершается поминовение, надо сжигать бутафорские деньги в знак приношений загробной жизни.

Чертова дюжина
По-английски «13» часто еще называют «дюжина булочника». Происхождение этого названия связано с тем, что в Средние века булочники, боясь действовавших в то время суровых наказаний за обман покупателей (вплоть до отсечения руки), обычно добавляли лишнюю булочку к каждой дюжине, чтобы случайно не ошибиться.
Во многих европейских городах нет домов, этажей, квартир под номером 13.

Эту цифру пропускают при нумерации кресел в самолетах и автобусах, в зрительных залах и вагонах поездов. Вы не увидите «этот ужасный» номер и над дверью больничной палаты… а почему? Да потому, что все знают: по древнему народному поверью число 13 издавна называют чертовой дюжиной и считают, что оно приносит несчастье. А уж если приходится оно на пятницу – то уж точно жди беды! Эту дату именуют «днем сатаны» из-за ее зловещей непредсказуемости. Если понедельник — «день тяжелый», то и пятница далеко не самый любимый день недели. Страх перед пятницей 13-го называется труднопроизносимым словом параскаведекатриафобией или фриггатрискаидекафобией.

Все иначе обстоит с этим числом у жителей азиатских стран. В Индонезии, Саудовской Аравии и Индии число 13 любят, в крайнем случае относятся к нему нейтрально. В Китае такое число считается даже счастливым, а вот к цифре 4 у них примерно такое отношение, как у европейцев к числу 13. Так, у китайцев цифра 4 вызывает тихий ужас, потому что на китайском языке цифра «четыре» созвучна слову «смерть».

Трудно продать дома или квартиры с таким номером. И даже телефонные номера, которые содержат в себе цифру 4, продают с огромными скидками. А в Индонезии телефонные номера, содержащие число 13, наоборот, продаются по более высокой цене, и их даже необходимо заказывать заранее.

Психологическая девятка
На ценниках мы в основном видим нечетные цифры. И если вы считаете, что это сделано специально, вы совершенно правы. Такие «скидки» в несколько единиц играют большую роль в маркетинге. Они создают иллюзию, что вы платите намного меньше, чем на самом деле. Обычно человеческий разум округляет цену в 4990 тенге до 4000, нежели до 5000. Нечетные цифры на ценнике являются частью метода, которые эксперты называют психологией ценообразования.

Психологическое ценообразование — тактика, использующая эмоциональную реакцию клиента на конкретные цены для повышения продаж. Она устанавливает необычные цены на товары или услуги, чтобы они выглядели намного дешевле, чем на самом деле.

С помощью незначительного снижения цены психологическое ценообразование старается сохранять продукт в пределах «ментальных границ» рядовых покупателей. К примеру, сравните две расценки — 1000 и 990 тенге. Первая цена состоит из четырех цифр и не входит в «ментальные границы» потребителей, предпочитающих видеть на этикетках трехзначные числа. С другой стороны, вторая цена входит в эти барьеры: для этого потребовалось сделать скидку в один рубль. Удивительно, но эта небольшая разница может убедить человека, что товар продается по достаточно низкой цене.

Хотя рациональное мышление должно подсказать, что разница в расценках совсем незначительная, клиенты часто действуют иррационально. В этом большую роль играет тот факт, что люди читают слева направо. Вначале они видят крайнюю левую цифру.

Таким образом, у покупателя возникает иллюзия, что стоимость ближе к крайней левой цифре, хотя на самом деле это не так. Концепция психологического ценообразования фактически применяется больше века. Она возникла во время газетной войны в конце 19 века. В начале 1900-х Bata, чехословацкий производитель обуви, представил цены, заканчивающиеся на 99. В наши дни метод используется повсеместно, начиная от стоимости на топливо и заканчивая расценками на недвижимость.

Числа являются не просто выражением количества, а представляют собой определенные идеи-символы, являясь некоторым мифологическим кодом национальной языковой картины мира.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.