Городская общественно-политическая газета

«Казфосфат» – гордость Казахстана

0 2 162

На прошлой неделе прошла экскурсия по Новожамбылскому фосфорному заводу и заводу «Минеральные удобрения» лидера химической отрасли Казахстана ТОО «Казфосфат» для депутатов городского маслихата во главе с секретарем Таразского городского маслихата Батырбеком Кулекеевым и представителей СМИ.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Началось все в непринужденной обстановке. По пути в завод НДФЗ главный менеджер по производству Сергей Ерошенко рассказал присутствующим о предстоящей экскурсии.

– Для начала мы отправимся в цех-2, где производят агломерат. Агломерат – окускованный рудный концентрат, полученный в процессе термического окускования пылеватых мелких руд, концентратов и металлосодержащих отходов путём их спекания. Вы посмотрите на его процесс производства и увидите изнутри, как и что работает. Затем мы отправимся в цех-5 по производству нашего фирменного желтого фосфора. По ходу дела если будут вопросы, то мы все расскажем и покажем, – объяснил Сергей.

А вот и первая остановка: завод НДФЗ, цех-2. Внутри цеха нас сразу ошарашил специфический запах, который даже словами не описать. Свойственный туман дал понять: здесь идет работа. Нас сразу предупредили, чтобы мы были осторожны и не боялись запаха – он не опасен. После предупреждений нам рассказали о самом процессе работы.

– Типичная шихта, идущая на производство железорудного агломерата, состоит из следующих компонентов: мелкий железорудный материал, как правило, концентрат; измельченное топливо — кокс (фракция 0—3 мм), содержание в шихте 4—6 %; измельченный известняк (фракция 0—3 мм), содержание до 8—10 %; возврат — некондиционный агломерат от предыдущего спекания (фракция 0—8 мм), содержание 25—30 %; железосодержащие добавки — колошниковая пыль из доменных печей, окалина прокатных цехов, пиритные огарки сернокислотного производства и др. (фракция 0—3 мм), содержание до 5 %.

Отдозированные в заданном соотношении компоненты перемешивают, увлажняют (для улучшения окомкования) и после окомкования без уплотнения загружают на колосниковую решетку слоем 300 – 400 мм. Затем включают нагнетатель — вентилятор, работающий на отсос. Под колосниковой решеткой создается разрежение, благодаря которому в слой вначале засасывается поток горячих горновых газов, обеспечивающих «зажигание» шихты, то есть происходит нагрев поверхностного слоя примерно до 1200 °С (в течение 1,5—2,0 мин). Поступающий затем в слой в остальное время процесса атмосферный воздух обеспечивает интенсивное горение частиц кокса шихты. В зоне максимальных температур (1400—1450°С) происходит частичное плавление рудных зерен, их слипание, а затем в ходе последующей кристаллизации образуется пористая структура — агломерационный спёк, – рассказали нам специалисты данного цеха и Сергей Ерошенко.

Почувствовав на себе жар агломерационной печи и запах компонентов, мы отправились в цех-5, где занимаются производством жёлтого фосфора. Здесь занимаются составлением шихты и выпуском из нее желтого фосфора методом электровозгонки в руднотермических печах типа РКЗ-80; сливом и разработкой феррофосфора и гранулированного шлака; транспортировкой полученного фосфора-сырца на склад жёлтого фосфора для дальнейшей разработки и отгрузки потребителям; перевозкой феррофосфора на склад; отгрузка гранулированного шлака в думпкары. Особенно на данной территории выделялись трубы, которые, на первый взгляд, выделяют слишком много дыма. Хорошо, что рядом с нами ходил главный специалист по охране окружающей среды Карлыгаш Мустафаева, которая рассказала про безопасность работы и отходы, выпускаемые в окружающую среду.

– Завод относится к первой категории опасности. Перед постройкой нового здания у нас разрабатывается проект оценки воздействия на окружающую среду. Так как это химическое производство, чтобы не приносить вред населению, мы находимся более чем на 1000 метров от жилой застройки. У завода есть определенное разрешение на выбросы. У нас есть своя аккредитованная лаборатория, в которой мы каждый день смотрим за ситуацией. Если идет какое-то нарушение, то делаются замечания. Сотрудникам в обязательном порядке выдаются средства индивидуальной защиты. В основных цехах они должны работать в противогазах, которые также выдаются. За то, что сотрудники получают вред для здоровья, им идет определенная процентная надбавка к зарплате. Помимо этого, им ежедневно выдаются талоны на лечебно-профилактическое питание. В него входят полностью молочные продукты: кефир, творог, сметана и так далее. Так как здесь круглосуточная смена, то столовые работают ночью, – пояснила Карлыгаш Мустафаева.

После мы отправились в цех-7: доработка и отгрузка желтого фосфора. На территории данного цеха находятся специальные контейнера для хранения и отправки за границу материалов.

– Сам по себе желтый фосфор это сильно ядовитое, огнеопасное кристаллическое вещество от светло-жёлтого до тёмно-бурого цвета, в воде не растворяется, на воздухе легко окисляется и самовоспламеняется. Горит ослепительным ярко-зелёным пламенем с выделением густого белого дыма – мелких частичек декаоксида тетрафосфора P4O10. Так как фосфор реагирует с водой лишь при температуре свыше 500 °C, то для тушения фосфора используют воду в больших количествах (для снижения температуры очага возгорания и перевода фосфора в твёрдое состояние) или раствор сульфата меди (медного купороса), после гашения фосфор засыпают влажным песком. Для предохранения от самовозгорания жёлтый фосфор хранится и перевозится под слоем воды (раствора хлорида кальция). Мы работаем в основном на экспорт, поэтому у нас условия хранения хорошие, – отметил Сергей Ерошенко.

Помимо рассказов нам показали этот самый фосфор, который находился в воде. Трогать его, естественно, нам не разрешили. Однако специалисты достали небольшой кусочек и положили его на асфальт, дабы показать нам то, как фосфор воспламеняется. Он загорелся на сразу, а спустя минуту, потому что был мокрым. Но даже несмотря на это, он горел и дымил так, будто это старинная русская печь. Для присутствующих депутатов и журналистов это стало настоящим шоу. Потушив фосфор, мы отправились уже на другой объект – завод «Минеральные удобрения».

Здесь первым делом нас встретил директор Таразского филиала ТОО «Казфосфат» Толепбек Исаев. Первым делом мы отправились в учебную базу, где проходят практику студенты колледжей и институтов. Депутатов и представителей СМИ ознакомили с аудиториями и лабораториями. Как нам рассказали, лекции здесь преподают главные специалисты завода.

– К нам приходят ребята из колледжей и университетов порой даже не знающие свою профессию. Конечно, мы не можем отказаться от них и обучаем. Во время карантина мы вели занятия дистанционно. Трудно объяснить суть работы завода дистанционно, но наши специалисты справились, – отметил Толепбек Исаев.

На выходе из учебной базы нас встречал генеральный директор ТОО «Казфосфат» Мукаш Искандиров. Заключительную часть экскурсии провел уже он, рассказывая о истории завода.

– Территория НДФЗ составляет 640 гектаров, он построен в 1978 году. К слову, в мире есть всего четыре страны, где существует производство желтого фосфора – это США, КНР, Нидерланды и Казахстан. Сегодня на предприятиях завода производят до двадцати всевозможных видов фосфорной продукции, это непосредственно сам желтый фосфор, а также триполифосфат натрия, различные фосфорсодержащие минеральные удобрения, кормовые фосфаты, серная кислота и многое другое. В состав нового промышленного гиганта вошли: горно-перерабатывающий комплекс «Каратау», Новоджамбулский фосфорный завод, завод минеральных удобрений, железнодорожный транспортный комплекс, завод по производству синтетических моющих средств, – рассказал Мукаш Зулкарнаевич.

Стоит отметить, что территория двух заводов находится в идеальном состоянии: зеленые газоны, высажены деревья, чисто и, можно даже сказать, уютно. Нет ощущения того, что ты находишься на химическом заводе. Это заслуга всего коллектива, который неустанно следит за порядком.

В ходе завершающих этапов экскурсии нам показали места по производству аммофоса и строительство нового производственного объекта аммофоса на 500 тысяч МАР (аммофос 10-46), отдел технического контроля и испытательную промышленную санитарную лабораторию. Депутаты отметили, что несмотря на стройку, здесь нет грязи и большого скопления пыли, мусора, как это бывает в городе. На самом деле это удивительно, ведь по территории завода ездят огромные Белазы, которые перевозят готовую продукцию.

Помимо прочего, Мукаш Искандиров рассказал про железнодорожный транспортный комплекс.

– Комплекс обслуживает предприятия, находящиеся в промышленной зоне города Тараза. В его состав входят 18 локомотивов типа ТЭМ и ТГМ, а также 6 железнодорожных кранов грузоподъемностью 16, 20 и 80 тонн. Вагонный парк насчитывает 678 единиц, включая 368 железнодорожных цистерн для перевозки желтого фосфора, 76 цистерн для перевозки фосфорной кислоты и 244 прочих емкостей. Развернутая длина железнодорожных путей составляет 136,3 километра. Три станции комплекса – «Заводская», «Химпром» и «Фосфорная» оборудованы электрической централизацией стрелок и сигналов, оснащены громкоговорящей связью и стыкуются с магистральным транспортом по двум станциям ЗАО «Казахстан Темир Жолы»- Асса и Чайкурук. Железнодорожный комплекс компании – это современная транспортная организация, в которой большинство трудоемких процессов механизировано и автоматизировано. Предприятие обладает мощным техническим потенциалом и стабильным квалифицированным персоналом, – поведал он депутатам.

Уже при запуске нового производства была поставлена цель – в самые ближайшие годы довести выпуск минеральных удобрений до одного миллиона тонн в год. Для этого была проведена реконструкция ЭФК-2, построен цех по производству минеральных удобрений расширенного ассортимента. Годовая мощность производства на первоначальном этапе – 220 тысяч тонн экстракционной фосфорной кислоты, которая в основном шла на внутренней рынок. А уже сегодня продукция предприятия поставляется на рынки 27 государств мира. Перед заводом стоят амбициозные задачи – увеличить выпуск минеральных удобрений. С 2022 года здесь планируют уже выпускать один миллион тонн минеральных удобрений ежегодно. А это значит, что появится ещё один цех по производству аммофоса.

В завершение встречи все обменялись словами благодарности за экскурсию и отметили, что данный завод – флагман химической промышленности страны, один из ведущих производителей желтого фосфора в мире. У нас есть все возможности выходить со своей продукцией на международные рынки.

Необходимо и дальше повышать конкурентоспособность.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.