Кого и как учить – насущный вопрос в эру соцсетей и быстрого развития технологий. Что нужно экономике знаний, а чего хотят сами студенты? На это можно посмотреть сквозь призму поколенческого подхода. Действительно ли новое поколение Z отрицает небходимость высшего образования, разберемся в материале.
Дионисий ПЛЯШЕШНИК
Для того чтобы ощутить все положение вещей, как оно есть, следует углубиться в науку, а именно понять, что такое теория поколений. Это исследовательский подход, получивший популярность в начале 1990-х годов, авторами которого являются Нил Хау и Уильям Штраус.
Они утверждают, что исторический контекст определяет поведение человека: у групп, родившихся в одинаковый промежуток времени, есть сходные социально-психологические черты, универсальные для всего поколения. Соответственно, следует различать пять циклов поколений: беби-бумеры (1943-1961 годы), поколение Х (1962-1981 годы), поколение Y или «миллениалы» родились в период с 1982 по 1995 годы, поколение Z, которых также принято называть цифровыми аборигенами, рождались с 1995 по 2010 годы.
И последнее – поколение Альфа, которое предположительно будет рождаться с 2010 по 2025 годы, изучается в настоящее время и информации про него мало. Временные границы поколений «плавающие». Дело в том, что для разных стран они сдвинуты на пять-шесть лет и более. Это связано с разными темпами индустриализации, экономического развития и переживаемых общественно-политических изменений. Также это обусловлено стадией так называемого демографического перехода – смены темпов рождаемости и смертности (снижение того и другого), в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений, а не приросту численности.
Социологи постсоветского пространства считают, что поколение Z появилось после 2000 года. Рожденные в период с 1995 по 2000 годы относятся к переходному поколению и по ценностным ориентациям и информационному поведению относятся скорее к поколению Y.
Но зачем же изучать поколения? Поколенческий подход чаще всего используют маркетологи для того, чтобы понять, как продать товар разным целевым аудиториям. Социологи смотрят на поколения через призму исторического контекста и демографических процессов, а политики рассчитывают, как повлиять на выбор при голосовании. Есть и еще одна сфера, для которой изучение поколенческих сдвигов и изменений ценностных ориентиров становится жизненно важным – это система образования. Специалистам этой области необходимо понять, как учить детей, которые садятся за парты школ и поступают в университеты. Как выйти из круга «они не понимают» и вести диалог с теми, кто «по другую сторону» учительского стола.
А может быть этот стол давно уже пора выбросить и заменить чем-то другим? Сейчас высшая школа имеет дело с представителями двух поколений – Y и Z. Мы поговорим подробнее про последних.
Если мы говорим о так называемых цифровых аборигенах, то стоит объяснить, почему их так называют. Принято считать, что поколение Z привязано к большому количеству устройств, доверяет информации, публикуемой друзьями, а также рекомендациям блогеров и лидеров мнений, а концепция «Word of Mouth» («из уст в уста») стала непосредственной частью модели коммуникаций представителей поколения. Для нас также характерна вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, экономность и замкнутость.
Согласно недавнему исследованию глобальной компании Nielsen, 54 процента представителей поколения Z (рожденные после 1997 года) хотят открыть собственную компанию. В предпринимательстве их привлекает самостоятельность, свобода от долгов, а также возможность помогать планете и добиваться какой-то цели в жизни. При этом часть молодежи считает, что для открытия своего бизнеса не обязательно получать высшее образование.
Современная молодежь хочет учиться по-новому или же не поступать в вуз вообще – об этом говорят результаты опроса от компании TD Ameritrade. В опросе приняли участие 3 тысячи подростков и взрослых, среди которых была тысяча представителей поколения Z (лица в возрасте от 15 лет до 21 года), тысяча миллениалов (участники в возрасте от 22 до 28 лет) и тысяча родителей (их возраст варьировался от 30 до 60 лет). Примерно каждый пятый представитель поколения Z и молодой миллениал сообщил, что не хочет поступать в вуз. Многие участники опроса также выразили сомнение насчет эффективности традиционного образования.
Согласно данным опроса, более 30 процентов представителей поколенияZ и 18 процентов молодых миллениалов сказали, что после окончания школы планируют отдохнуть год, прежде чем куда-либо поступать. При этом большая часть «зумеров» и миллениалов подумывают над тем, чтобы отказаться от традиционного четырехгодичного курса обучения в вузе. Число последних, склоняющихся к альтернативной схеме образования, выросло на 18 процентов по сравнению с 2017 годом. Число представителей поколения Z, желающих сделать годовую паузу перед поступлением, тоже неуклонно растет. И благодаря быстрому развитию технологий и появлению работ для «цифровых кочевников», все больше компаний старается дать выпускникам возможность получить конкретные профессиональные навыки.
Мне было также интересно провести опрос, который включал в себя вопросы касательно высшего образования и трудоустройства. Как оказалось, 60 опрошенных «зумеров» из 100 предпочитают работать и учиться в высшем учебном заведении, 20 человек приняли решение сделать перерыв на год и поступать после, 10 человек приняли решение не поступать на высшее вообще, а остальные 10 идут на обучение только из-за родителей.
К счастью, на сегодняшний день для молодого поколения не составляет труда найти работу, которая приносила бы прибыль и не мешала процессу обучения, однако, самой популярной профессией среди зумеров является официант: работаешь в свободное от учебы время и получаешь неплохие деньги. Однако те, кто приняли решение отдохнуть после школы (а некоторые и после колледжа), уже официально трудоустроены и получают хорошую зарплату, делая сбережения на оплату обучения в вузах и помощь семье. Именно за этот год отдыха многие осознают, кем они хотят стать и чему посвятить свою жизнь.
Мало кому удается в 18 лет окончательно определиться со своей будущей карьерой. Год отдыха – это отличная возможность узнать, что же для вас важно. К тому же за этот период времени ты получаешь опыт и доход, не влезая в долги на обучение, что является огромным плюсом. Понять тех, кто полностью отказывается от высшего образования можно: на сегодняшний день многие работодатели не смотрят на наличие диплома – их больше интересуют конкретные знания и навыки. Если вы хорошо разбираетесь в современных технологиях, то можете пригодиться.
Последние события в мире показали, что учиться и работать дистанционно можно, но многие не готовы к этому: слабое техническое оборудование, плохая подготовка со стороны учебных заведений и работодателя, отсутствие живого общения и так далее. Однако многие во время карантина и ограничений нашли себя в творчестве (блогерство, стриминг, веб-дизайн, музыка). Оно и понятно: появилось больше свободного времени на реализацию каких-то личных проектов, которые возможно помогут в будущем стать популярней и известней. Если раньше дети мечтали стать космонавтами, врачами и пожарными, то теперь они хотят стать блогерами и стримерами, чтобы заработать побольше денег, съехать от родителей и в дальнейшем стать примером для подражания.
Что нужно поколению Z от вуза и как подготовить систему образования к наступающим на пятки «альфам»? Как считают сами «зумеры», магистр не должен учиться на очном отделении в классическом понимании – аудиторные занятия должны занимать незначительную часть обучения, проводиться вечером, дистанционно, необходимо менять формат аудиторных работ, не исключая из процесса преподавателя.
Говоря о том, какие формы обучения подходят для современного поколения, в качестве глобальной тенденции отмечается микрообучение (microlearning) – здесь образовательные платформы и бренды конкурируют за быстрые и сжатые курсы в режиме коротких аудио- и видеосообщений, статей и сториз. Универсальными навыками в современной системе образования считаются социальная практика, проектная деятельность, навыки коммуникации. Перспективной моделью видится «liberal arts», которые концентрируются на развитии общих навыков (general skills, критического мышления, эмоционального и социального интеллекта).
Университеты в классическом понимании могут оказаться для следующего поколения вовсе не нужны. Пожалуй, так можно сказать, если мы понимаем университеты только как фабрики знаний и производителей дипломов. Но не стоит забывать, что вуз –это не диплом, это среда для коммуникации, причем среда в том числе визуальная. Для поколения Альфа прогнозируется новый стиль лидерства – вернее, его фактическое отсутствие. Например, условный «лидер» будет встроен в процесс как со-создатель какого-то продукта, услуги.
Факторы горизонтального общения и «реальных дел» становятся решающими. Проще говоря, «альфам» важнее будет построить, разобрать что-то реальное, чем слушать или читать об этом что-либо, кроме короткого мануала. Но это пока лишь экспертные рассуждения, подкрепленные небольшим количеством эмпирических данных, а сами «альфы» пока еще слишком юны, чтобы делать категоричные заявления о том, какие же они.
Большое внимание «зеты» уделяют и онлайн-форматам в образовании. Они привыкли к «цифре» в любых сферах жизни, и уже сейчас активно пользуются интернетом для выполнения домашних заданий. По результатам опроса, подростки особенно ценят в учебе индивидуальный подход. Одновременно с этим они необычайно социальны и не готовы проводить время один на один со сборником задач: им необходимо постоянное живое взаимодействие друг с другом и педагогом. Для «зетов» важна роль учителя: они хотят видеть в нем наставника, который сможет передать им любовь к своему предмету.
С учетом всего этого образовательная стратегия для современных подростков должна учитывать способности и интересы каждого. Наиболее эффективное обучение для нынешних подростков включает в себя интерактивные форматы и дает ученикам возможность коммуникации – обратной связи от учителя и обсуждения заданий с другими учащимися. И пора отбросить стереотипы о том, что молодому поколению ничего от этой жизни не надо, ведь оно старается на благо не только семьи, но и страны.