Символом наступающего Нового 2019 года по восточному календарю считается Кабан или Свинья. Цвет символа года – желтый, цвет осени и золота.
Лейла МАЛЫШЕВА
Свинка, по сути, совершенно незаслуженно считается животным грязным и неопрятным. На самом деле представители этого года рождения – те еще чистюли и аккуратисты.
Начнем с того, почему же вдруг Свинья стала считаться грязной? Причиной этого могла стать забота о здоровье. Ислам зародился в местности с довольно жарким климатом, а свинья, как известно, животное всеядное, не брезгующее в пище ничем. Часто употребляя свиное мясо, можно было заразиться трихинеллезом, энцефалитом и многими другими болезнями. Интересный факт: в Библии тоже присутствует такой запрет, но христиане его почему-то не соблюдают.
Русские пословицы, кстати, тоже не особенно жалуют свинью. Вот только некоторые, самые известные: «Свинья грязи найдет», «Свинья в золотом ошейнике — все свинья», «Было бы корыто, а свиньи будут», «Поросенка хоть мой, хоть не мой, а он все в грязь лезет», «Поросенок только на блюде не хрюкает». Но зато есть и такие: «Свинья — крестьянская копилка», «Понурая свинка, да глубокий корень роет».
На самом деле свиньи – частые персонажи фольклорных эпосов всего мира. Конечно, в те далекие времена дань уважения отдавалась диким представителям животного мира, таким как вепри и кабаны. Их наделяли удивительным интеллектом, силой, выносливостью, умением править мудро и справедливо.
Трансформация в нечистое существо произошла позже, а изначально же кабаны были источником поклонения и обожания. Об этом свидетельствуют многочисленные легенды. У разных народов было разное представление о роли диких свиней в мире, и поэтому сказы имеют некоторое отличие.
К примеру, в Западной Европе в средние века Вепрь был символом воинской доблести и силы. Он имел сверхъестественные способности, мог предсказывать будущее и видеть прошлое. Кроме того, кабан нередко ассоциировался с гостеприимством, помогал добиться изобилия и удачи. Друиды часто именовали себя вепрями.
Кельтские народности считали Кабана также священным животным, но сохранилась легенда о превращении валлийского царя в дикого зверя за многочисленные грехи в течение жизни.
Германцы передавали из поколения в поколение миф о том, как племена произошли от двух братьев. Имя одного из них – Вепрь.
Больше всего свинок встречается в мифологии. Роли у них три: сопровождение богов, божественная ипостась, борьба с героями.
Свирепые дикие кабаны были частыми спутниками агрессивных и воинственных личностей. Вместе с вепрем изображался: Арес – в Греции, Марс – в Риме, Водан – в Европе, Фрейр – в Скандинавии, Сет – в Египте, Хатиман – в Японии. В кабанов превращались галльские боги, египетский Сет и даже индуистский Вишну.
Нередко кабаны и дикие вепри становились виновниками героических схваток. Самые популярные пары: Геракл и Эрифманский вепрь, Тесей и Калидонский вепрь, Божественный лучник и кабан Фэнси.
Кроме перечисленных фольклорных персонажей можно встретить свинью – дикую или одомашненную – в легендах Японии, Франции, Ирландии. В русских сказках свинка чаще всего выступает в качестве мирного и умного персонажа, помогающего героям справляться со злом и несправедливостью. Достаточно вспомнить сказку «Зимовье» со знаменитой фразой «Хрю! Хрю! Хрю! Кого тут съесть?»