84-летняя Аманкуль-апа проживает в городе Жанатасе. Она родила и воспитала пятерых дочерей и двух сыновей, занималась воспитанием внуков. На сегодняшний день Аманкуль-апа одна. Младшие сыновья и дочери разъехались в другие города Казахстана. Она занимается саморазвитием, читает книги и газеты. Аманкуль-апа является нашим постоянным читателем. По ее словам, ей интересно читать новости области.
Всем известно, что мы соблюдаем унаследованные от предков традиции и обычаи. Такие интересные и удивительные традиции, которые, по сути, стали основой национального характера казахского народа.
Но время течет, и многие обычаи оказались забыты, а какие-то на грани исчезновения. Редакция газеты «Жамбыл-Тараз» решила вспомнить все утерянные древние традиции казахов. В сегодняшнем номере о забытых брачных обычаях нашим читателям подробнее рассказала уроженка Жамбылской области, мать-героиня Аманкуль-апа.
– Женитьба для казахов всегда была одним из самых важных в жизни событий. Подыскивать невесту для сына родители зачастую начинали задолго до его совершеннолетия, а иногда это происходило еще в раннем детстве, — рассказывает многодетная мать. Естественно, чем более знатной и зажиточной была семья девушки, тем более желанной для сватовства она становилась. Договоренность, к которой приходили родители обеих семей после «құдатүсу» – сватовства, называлась «айттыру» – сговор. Причем детей могли сосватать, даже когда они еще не родились, обычно это происходило в семьях, которые давно знают друг друга. Такое сватовство называли «бел құда» – до рождения детей. Могли сосватать и младенцев, тогда это называлось «бесікқұда», от «бесік» – колыбель. Существовало у казахов и так называемое взаимное сватовство или «қарсықұда», когда человек, женивший сына на дочери свата, выдает свою дочь за его сына.
По словам Аманкуль-апа, брачные отношения между потомками общих предков были строжайше запрещены – создать семью они могли лишь через семь поколений, именно поэтому все казахи должны знать своих предков до «седьмого колена». Брать в жены можно было девушку только из дальней местности.
Кстати, по правилам бракосочетания обязательно учитывался и возраст: мужчина не должен быть старше женщины более, чем на 25 лет, а женщина – более, чем на восемь, в противном случае разрешение на брак не давалось. Однако были случаи, когда молодые люди сами подыскивали себе пару, обычно это происходило в случае с прославленными воинами или сыновьями богатых и влиятельных людей. Для этого устраивались «қыз көру» или «қыз таңдау» – смотрины девушек для женитьбы. Обычно это происходило так: узнав, что в дальнем ауле есть красивые и достойные девушки на выданье, жигиты со своими друзьями отправлялись выбирать себе суженых. Как раз на этот случай у казахов есть пословица: «Қызды кім көрмейді, қымызды кім ішпейді» — «Как нет запрета пить кумыс, так и нет его смотреть на девушек». Девушки обычно сами с нетерпением ждали возможности и себя показать, и на удальцов посмотреть. Обычно такие смотрины проходили между девушками и парнями в виде айтысов и состязаний в самых разных видах искусства. И в результате, если молодые глянулись друг другу, влюбленный жигит присылал сватов.
– А обычаев и традиций, касающихся сватовства, у казахов не счесть. Один из самых интересных и необычных обычаев – это «құда тартар» или «теребить сватов», – продолжает рассказ Аманкуль-апа. Суть обычая в том, что во время всеобщего веселья аульные женщины буквально издеваются над сватами, а те ни в коем случае не должны обижаться на это, больше того, обязаны откупаться от женщин небольшими подарками. Что только с ними не делали: и обсыпали мукой, и обмазывали лица сажей, перемешанной со сметаной. Затем, вдоволь натешившись, гостей, которые к тому времени приводили себя в порядок, усаживали на почетное место. Но испытания для них на этом только начинались: женщины засыпали гостей каверзными вопросами и затейливыми загадками, и не позавидуешь свату, если он терялся и не знал, что ответить. В наказание его могли окатить водой с головы до ног или, связав и надев на него саукеле (головной убор невесты), посадить его задом наперед на вола и возить по аулу. Свадебный обряд превращался в веселый театр, посмотреть на который сбегался весь аул, и где обе стороны, которым предстояло вскоре стать родственниками, показывали ум и находчивость.
Во время беседы 84-летняя многодетная мать подчеркнула, что самое главное в семейной жизни – это терпение, и она поделилась опытом и секретами. Любовь к своим детям заложена в нас Богом и природой, это безусловно и несомненно. Поверьте, жизнь такая короткая, что обращать внимание на мелочи просто не стоит! Больше ищите радости в жизни, в самых простых и повседневных вещах. Бывают, конечно, трудные моменты, но всё это проходит… И, конечно, бытовые, духовные стороны семейной жизни — всё это лежит на плечах женщины. Именно поэтому женщина, мать – хранительница семейного очага».
Дина Тилеубаева