Первое воскресенье августа — День работников транспорта.
Юрий ЕФИМОВ
Пожалуй, трудно понять, начинается ли с рассветом рабочий день у водителей, или же он не прекращается круглые сутки. По бесконечным дорогам Казахстана – республиканским, международным – мчатся во все уголки страны грузовики и автобусы, большегрузы и юркие такси… В преддверии праздника мы расскажем подробнее о специалистах отрасли, которые считают честью служить народу, будь то служба такси или общественного транспорта. Одним из таких специалистов является Жумагали Таукенов. Он работает в должности водителя с 2005 года.
-Более 16 лет я тружусь на общественном транспорте, работаю по городскому маршруту № 47 от ТОО «АулиеАта ТрансПас». По два-три раза в неделю вожу автобус по городу, в остальное время перевожу пассажиров по маршруту «Тараз-Шыганак». Конечно, в нашей профессии есть сложности и особенности, но с годами привыкаешь все решать на ходу. Стало обычным выходить очень рано на работу и до 19.30 проводить время за рулем. Но последние два года стали для нас испытанием. Известно, что работать во время пандемии стало сложно. Ни для кого не секрет, что из-за массового скопления народа на маршрутах сначала возникла угроза здоровью людей. Но мы стараемся и соблюдать правила безопасности, и перевозить всех, кто в этом нуждается. Зарплату мы получаем вовремя. Труд у нас никогда не был легким, но и сегодня среди населения еще не сформировано позитивное отношение к водителям общественного транспорта. Ведь они не виноваты, что так много пассажиров, которые нарушают правила безопасности и создают проблемы для других пассажиров. А сколько остается граждан, которые хотят проехать, не заплатив за проезд? Вот и привыкаешь ко всему происходящему относиться спокойно, не повышать голос, даже если тебе откровенно грубят. За все время работы никаких замечаний к моей работе со стороны пассажиров не было, — рассказывает Жумагали Таукенов.
Да, в кабине летом при плюс 40 градусах, зимой при минус 40 градусах- это вам не фунт изюма… Не обошли стороной и эту сферу. До пандемии по городу курсировали 429 автобусов, принадлежащих десяти предприятиям – перевозчикам: ТОО «АулиеАта ТрансПас»-17 направлений, ТОО «Саяхат – 99» и ТОО «ДамРус» – 5, ТОО «Автобусный парк №1 Тараз» и ТОО «СапарТранс – 2012» – 4, ТОО «ТаразТрансМоторс» – 3, ТОО «Мерей–2002», ТОО «ТаразПасТранс», ТОО «Саят» и ТОО «Экспресс-05» – по 42.
Пандемия внесла свои коррективы – количество общественного транспорта, которое обычно считали недостаточным, за время карантина сократилось более чем наполовину: с 429 автобусов до 220-230. Финансовая неоправданность во время пандемии привела к закрытию многих маршрутов. Ситуация остается напряженной, поскольку в стране до сих пор не смягчились карантинные меры. Тем не менее, маршруты внутригородских автобусов были перестроены и вновь перешли на регулярный режим работы .
Одним из предприятий, обеспечивающим 45% перевозок по городу, является ТОО «АулиеАтаТрансПас». В перевозках пассажиров заняты 120 автобусов по 15 направлениям.
– Наше предприятие обслуживает город с 1981 года. До пандемии мы обслуживали 130 графиков. В летний период население будет меньше. Водители работают с 6 утра до 8-9 вечера. В том, что перевозки идут нормально, большая заслуга водителей. Во время пандемии, несмотря ни на что, мы не прекратили транспортировку. Всего в товариществе работает более 200 человек. То, что два месяца назад стоимость проезда была повышена до 85 тенге, вызвало некоторое возмущение среди населения. Но что поделать, если цены на горюче-смазочные материалы растут день ото дня, а автозапчасти дорожают? Ведь давно нет централизованного снабжения для наших предприятий. А стоимость одного автобуса составляет 55 миллионов тенге. Почему бы не обновить общественный транспорт по городу? – спрашивают нас. Но для его замены тоже нужны средства! Сегодня планируется взять в кредит 10-20 автобусов. Работа в этом направлении еще ведется, — сообщил директор ТОО «АулиеАта ТрансПас» Рашид Пирманов.
Главное требование горожан – качественная работа общественного транспорта. Сюда входит и культура поведения водителей наряду с чистотой в общественном транспорте. Но важная часть проблемы — наличие в городе небольших автобусов. Штурмовать такой вид транспорта через одну-две маленькие двери – еще то удовольствие. И стоять согнувшись в толпе по утрам и вечерам – все это ужас как неудобно. Тем не менее, вопросы постепенно решаются. Недавно в городе запустили новые автобусы маршрута №8. Новые автобусы полностью оснащены современным оборудованием, что очень радует людей с ограниченными возможностями, установлен специальный пандус.
– Внутри автобуса летом работают системы охлаждения, зимой – отопления. В каждой машине установлены семь камер видеонаблюдения. Четыре из них снаружи, остальные три камеры внутри салона. Такая ситуация идеально подходит для предотвращения краж личного имущества пассажиров. Для людей с ограниченными возможностями установлен пандус и предусмотрено специальное место. Просторный автобус длиной 12 метров имеет 28 посадочных мест, место для граждан с ограниченными возможностями, вместимость до 90 человек с общим количеством пассажиров. В дальнейшем по запросам населения мы привезем еще новые автобусы, — рассказал представитель ТОО «CITY-BUS» Нурлан Елшибаев.
И на сегодняшний день состояние общественного транспорта не снято с повестки дня. В номинации «Лучший водитель года» акимат города ежегодно награждал лучших работников в сфере жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Но в последние два года, из-за условий карантина, эта практика прекратилась. Мы уверены, что в дальнейшем работа в этом направлении будет продолжена.
В особо незавидном положении оказались сейчас водители междугороднего транспорта. С одной стороны, надобность в быстром передвижении между городами только растет, с другой – жесткие условия карантина оставили огромные междугородние машины почти без работы.
– До пандемии в среднем делали мы по три-четыре рейса в Алматы еженедельно, — рассказывает водитель междугороднего автобуса с сорокалетним стажем Малюд Мамедалиев. – А теперь по утрам собираемся на автобазе, травим байки и ждем, ищем заказы. Недавно повезло – возили детей, большую группу на отдых в ущелье БерикКара, редкий заказ по нашим тощим временам. Но стало больше заказов на перевозку груза – салон может быть еле-еле наполнен, а вот багажный отсек забит. За последние годы многое поменялось – и водители, и пассажиры. Если раньше никто из профессионалов не мог проехать и не остановиться, если видишь коллегу на обочине с аварийными огнями, то теперь удивляешься, если кто остановится и спросит: в чем беда, братан? Помочь? И пассажиры разбаловались. При Союзе если приходил на посадку гражданин выпивши, от старался дышать в сторонку, не отсвечивать, быстрее проскочить на место… А теперь придет пьяная компания и еще показывает всем, что они такие «крутые»… Таких стараешься не брать, конечно… А в пандемию работы совсем мало, тут и пьяного посадишь, да и его нет! Вот и ждем, когда этот коронавирус уймется наконец!
День водителей празднуют не только те, кто водит автобусы. Для водителей в службе такси есть свое место в памятном празднике. В этой связи мы провели блиц-опрос по городу, чтобы узнать, как другие шоферы празднуют этот день. Но оказалось, что многие водители даже не подозревали о существовании такого праздника.
– Честно говоря, я впервые слышу от вас о существовании этого праздника. Праздновать в качестве водителя? Не представляю такого. За рулем провел уже около 10 лет. В свободное от работы время развожу людей по городу. Вот так я и подрабатываю понемногу, – рассказал таксист Сергей.
– Я считаю, что праздновать этот праздник вообще не стоит. Ведь для пассажира, который находится на дороге, и для водителя – один праздник. Сегодня в ДТП погибает много людей. Дорога не прощает ошибок. При переходе проезжей части многие жители не смотрят на дорожные знаки, пересекают дорогу в неположенном месте, создают аварийные ситуации. А виноват всегда водитель, ведь автомобиль — как следует из определения – «источник повышенной опасности». Мне вот буквально вчера чуть не под колеса бросилась девушка, едва успел затормозить! Ехал бы быстрее – сбил бы наверняка, не знаю, что было бы дальше! Наверное, Бог меня спас… А сколько молодых людей переходят улицу, не вынимая из ушей наушники? Да на каждом шагу! И ведь правилам дорожного движения учат в школах, везде висят светофоры, разметка на проезжей части, но поведение пешеходов ниже всякой критики. Хотя и водители нередко гоняют на опасной скорости, создают опасные ситуации, – рассказал водитель автомобиля Азамат.
Большая часть автомобилистов высказала предложение не отмечать праздник, а отремонтировать ветхие дороги, которых немало в городе. Не всегда легко обслуживать население, будь то водители общественного транспорта и такси, междугородние автобусы дальнего и ближнего зарубежья. Желаем всем водителям и пассажирам, находящимся за рулем, благополучно добраться до места назначения. Пусть ваши пути всегда будут открыты!