Городская общественно-политическая газета

Великое наследие в искусстве кино

0 370

В Казахстане на суд широкой публики представлены новые фильмы, посвященные Абаю и Аль-Фараби.

Арайлы ЖАКСЫЛЫК

Один из лучших способов воссоздать жизненный путь исторических личностей в общественной памяти – реализация их образов в кинофильмах. Это признают сильнейшие режиссеры мира. Например, зрителю все за себя скажут «Вселенная Стивена Хокинга» Джеймса Марша, картина Игоря Зайцева «Есенин» или «Пианист» Романа Полански. Весь мир стремится представить зрителям кинообразы великих людей. Чудо этого искусства — возродить старое и оставить в памяти публики великое имя добра.

Накануне Дня Независимости телерадиокорпорация Казахстана представила на суд зрителей многосерийные киноработы, посвященные 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева и 1150-летию философского учителя мира Аль-Фараби. Для зрителей эти две работы стали отличным подарком в канун праздника. Главный телеканал Казахстана с прошлого года работал над экранизацией жизненных путей двух философов, полных поиска и борьбы, страдания и мудрости. Конечно, непросто представить на экране жизнь великих мыслителей. Вероятно, поэтому изначально на конкурс, объявленный каналом, подали заявки всего четыре компании.

– Из информационных видеоисточников накануне юбилея стало очевидно, что люди часто искали Абая. В силу возможностей корпорации мы осознали необходимость взять на себя инициативу по созданию сериала. Когда объявили тендер, предложения поступили только от четырех компаний. В конечном счете создание фильма доверили режиссеру Мурату Бидосову, ранее снявшему ряд исторических фильмов. Вообще работа началась в ноябре прошлого года. Мы анализировали сценарий сериала в Художественном совете, регулярно консультировались с абаеведами и литераторами, культурологами. Вокруг сценариев было много споров. С помощью драматурга Дулата Исабекова поставили точку в окончательном варианте. Главный редактор канала, известный писатель и журналист Кайнар Олжай все лето находился в авангарде творческих процессов. Поскольку это историческое кино, в работе оказалась высока вероятность превалирования художественной подачи, что могло выйти за рамки ожиданий части зрительской аудитории. Поэтому во время презентации для широкой аудитории пришлось испытать немало волнений. Кроме того, изначально фильм об Абае планировалось снимать на равнинных полях Жидебай и Ералы, в предгорьях Шынгыстау, однако из-за пандемии процессы на съемочной площадке постоянно менялись. Карантинные ограничения, закрытие города, приостановка движения транспорта сказались в организации съемок, — поделилась председатель правления АО «РТРК« Казахстан» Ляззат Танысбай.

Однако, несмотря на многие трудности, телепроект о великом философе из шести серий имел успех у зрителей. Кроме того, выход новой работы в тот момент, когда перед экраном собралась большая аудитория, дал прекрасную возможность оставлять комментарии как в социальных сетях, так и в СМИ.

– Сериал мне очень понравился. Есть накал страстей, есть драма. Актерское мастерство Болата Абдылманова помогает раскрыть мир Абая в полной мере. Чувства, энергия молодости, искренность любви в сюжете тесно переплетены, а драматические события вызывают живой интерес и вдохновенное переживание. Сценарий, очевидно, дорабатывался много раз, как и сцены съемки. Надо полагать, режисеру было нелегко с выбором. В образе Кунанбая, наряду со строгостью, на этот раз проявилась отеческая доброта, удачно подчеркнуты напутственные слова мудрого отца. Прочувствован дух веяний эпохи сквозь трагедию Абая. Я думаю, что через сериал «Абай» зритель по своим духовным потребностям сможет дать справедливую оценку этому произведению коллективного творчества. Очевидно, что участие известного писателя Дулата Исабекова в качестве главного художественного консультанта и талантливого журналиста Кайнара Олжая главным редактором, оказалось весьма кстати. «Поздравляю главного режиссера и сценаристов, всех актеров и съемочную группу с творческими достижениями», — сказал Заслуженный деятель Республики Казахстан Мейрамбек Толепберген. Действительно, не каждому актеру по силам раскрыть образ Абая. Не секрет, что у Болата Абдылманова есть разные оценки по работе мастеров камеры.

– Ради того, чтобы участвовать в этом проекте, полноценно работать в атмосфере съемок сериала, мы постарались отстраниться от всех прочих занятий. Поэтому моменты съемочного процесса я запомню как самые счастливые моменты в моем творчестве. Такое удается актеру далеко не в каждом фильме. Потому что играть роль своей мечты на экране — особая привилегия. Поэтому я считаю, что зритель увидит на экране не того Абая, искаженного идеологией советской эпохи, а возвышенный духом независимости, близкий современнику образ Абая. Нельзя забывать об ответственном решении телерадиокорпорации «Казахстан», взявшей на себя эту задачу. Но я уверен, что казахский зритель сумеет оценить нашу работу, — поделился актер Болат Абдылманов.

Несколько наглядных эпизодов показывают, что в этом фильме Абай отличается от искаженных советской идеологией стереотипов образа в предыдущих картинах. Например, в том, как мальчик Абай приехав из города, поприветствовал свою бабушку Зере. В новом реальном прочтении бабушка, встретив внука у порога, подсказала ему блюсти обычаи предков, и, подавив личные обиды, сначала идти приветствовать отца.

Также, если в прежних версиях не упоминаются такие факты биографии Абая, как служба в должностях бия-судьи, то теперь показан реальный опыт, и даже сцены с признанием казахов Абая как очень справедливого бия. С этой позиции в фильме немало были использованы исследования абаеведа Салыка Зиманова. Отрадно, что в сериале значительное внимание уделяется общественной деятельности поэта.

Совершенно непредсказуемый мир открывает новый образ в кино второго после Аристотеля учителя человечества, это Аль-Фараби. Кстати, это первый сериал о великом мыслителе в отечественной киноиндустрии. Фильм охватывает жизнь Аль-Фараби с детских лет и до признания его заслуг среди ученых просвещенного мира.

Съемки сериала «Аль-Фараби» проводились в древнем Туркестане, Отраре, в расположении медресе Аппак Ишан в Байдибекском районе Туркестанской области, в медресе Искакбаб, медресе Карнак, городах Капчагай, Туркестан, Хива, Дамаск. В главной роли сыграл актер театра «Туркестан» им. Р. Сейтметова Айдар Наурызбаев. Роль юного Аль-Фараби исполнил выпускник Казахского национального университета искусств им. Т. Жургенова актер Бекзат Жунусов.

– В ходе проекта мы провели много самостоятельных исследований и постарались глубже изучить творчество Аль-Фараби. Немало обращались за советом к ученым, писателям и этнографам. Приходится с сожалением признавать, что в процессе были допущены огрехи, причиной которых стала мировая пандемия. Бывали периоды, когда члены съемочной группы и ведущие актеры болели и были вынуждены на время прекратить работу. Однако творческий коллектив преодолел все трудности и выполнил проект в срок. Теперь ждем оценки от зрителей, — говорит продюсер киностудии «САК» Нуриддин Паттеев.

Создание сериала о выходце из нашего народа Аль-Фараби, который стал величайшим ученым мира после Аристотеля, налагает на организаторов и участников большую ответственность. И мы надеемся, что зритель сериала сможет зрело судить о том, насколько удалось уместить образ крупнейшей личности, его жизнь, полную судьбоносных перипетий, в рамках шестисерийного повествования. Как бы то ни было, историческая летопись казахского народа постоянно обогащаясь за счет историографических проектов в кино и других произведений, продолжает обогащать сокровищницу культурного наследия нации, которое в свою очередь имеет непреходящее значение в воспитании патриотизма на чувстве гордости за свой народ и его достижения.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.