Городская общественно-политическая газета

Спортивные игры весеннего праздника

0 570

Праздник прихода весны Наурыз – это не только богатый дастархан и концерты по всему городу, но и шикарная спортивная составляющая. У казахского народа есть очень много различных национальных игр, носящих чаще всего состязательный характер. Среди них можно встретить испытания и на силу, и на выносливость, и на смекалку, и на умение держаться в седле, и на меткость, и на быстроту реакции. В праздники массовые игры добавляют настроения отдыхающим и помогают не только насытиться вкусной едой, но и также с пользой провести время.

Так, к примеру, состязание «Бәйге» невероятно популярно среди казахов. Это один из древнейших и популярнейших видов конных скачек, обожаемый тюркскими народами. В свое время дистанция пути достигала 50-ти километров, однако сейчас ее сократили в несколько раз и скакунам надо опередить своих соперников на дистанции в 5-15 километров. Соответственно, первый прибивший на финал является победителем данного созтязания.

«Тымақұру» («Сбивание тымака») – это казахская национальная игра, принять участие в которой может каждый, умеющий держаться в седле и имеющий лошадь. Согласно условию игры, в землю вбивается шест, высота которого не превышает рост наездника. На верхушку шеста одевается головной убор – тымак. Наезднику показывают и дают запомнить, где находится тымак. После этого наезднику завязывают глаза и раскручивают, после чего отпускают со словами: «Попробуй, сбей тымак». Наездник берет в руки камчу и пытается сбить тымак. Если с трех попыток ему это не удается, он может исполнить песню в обмен на еще три попытки сбить тымак. Кто сможет быстрее всех найти и сбить свой тымак, тот и станет победителем.

«Аударыспақ» – известный вид казахской народной борьбы. По правилам этой разновидности конной борьбы разрешается «увлекать» за собой соперника только вперед и к себе, а также выезжать вперед соперника, тем самым мешая ему продвигаться вперед. Кроме того, запрещается применять друг против друга нагайку — непременный атрибут любого всадника. Большое значение в аударыспак имеет подбор лошади. Согласно устоявшимся требованиям, наиболее предпочтительными являются невысокие, подвижные и сильные лошади. В прошлом даже были специалисты, которые занимались выращиванием и подготовкой таких лошадей. Это борьба на лошадях, в которой принимают участие самые лучшие наездники, ведь борьба на лошадях требует исключительной выносливости, силы, ловкости и отличного умения держаться в седле. Суть борьбы заключается в том, что двое всадников верхом на лошади соревнуются в том, кто из них сможет стащить противника с лошади. Тот, кому это удается, тот и считается победителем.

«Жамбы ату» – это состязание казахских джигитов на меткость в стрельбе из лука. Жамбы – это серебряный диск, который подвешивался на тонкой веревке из конских волос на перекладине. Задачей участников состязания было стрелой, выпущенной из лука, сбить диск, чтобы он упал на землю. Существовало несколько вариантов таких состязаний. Раньше оно могло проводиться верхом на лошадях, то есть джигит должен был попасть по диску, скача верхом на лошади. Однако для тех, кто не умел ездить верхом, мог испытать свои силы с определенной дистанции, поочередно с другими пытаясь сбить диск. У кого это получалось с меньшего количества попыток – тот и побеждал.

Происхождение состязания жамбы ату точно не установлено. В дословном переводе с казахского «жамбы ату» значит «стрелять по джамбу». Косвенно, восстановить историю происхождения можно по истории джамба, которая позволяет отнести возникновение турнира либо к эпохе наивысшего могущества монгольской династии Юань (конец XIII — начало XIV веков), либо к периоду маньчжурской династии Цин (XVII—XVIII века, — времени научно установленного распространения джамба как платежного средства на территории современной Киргизии и ее окрестностей). Обширный ареал состязаний, подобных жамбы ату, как и разнообразие их форм, говорят скорее в пользу «юаньской» версии. Легко представить, как по случаю свадьбы дочери или рождения сына в ставке князя чингизских кровей или даже самого императора, наряду с прочими увеселениями и развлечениями, проводятся состязания конных лучников с невероятно щедрым призом; как на этих праздниках присутствуют старейшины союзных родов и племен и правители подданных городов и народов, которые, разъезжаясь, стремятся устроить у себя такие же состязания; которым, в свою очередь, в меру своих возможностей подражают уже их вассалы. Так «стрельба по слитку», постепенно распространяясь, становилась все менее узнаваемой, то упрощаясь до детской стрельбы по кожаным мешочкам «на счет» («Стрельба в сур»), то возвышаясь до религиозного ритуала-церемонии («Ябусамэ»). Получают объяснение и глубокое проникновение турнира в культуру кочевых народов, их потомков и соседей, и «народный» характер состязаний, и их довольно высокий престиж.

В «Көкпар» принимали участие джигиты аулов, соседствующие по пастбищу. К состязанию готовились заранее, так как это было состязание и на силу, и на ловкость, и на выносливость, и на умение держаться в седле. В день соревнований все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 50-60 шагов от соревнующихся бросалась туша козла и начиналась борьба за көкпар, которая могла продолжаться с обеда до вечера. Борьба велась верхом на лошадях. Тот аул, у которого в итоге борьбы окажется көкпар — тот и победил. Такой вариант борьбы назывался «дада-тартыс». А во втором варианте борьба за тушу могла вестись между джигитами одного аула. В таком случае победителем становился один джигит, и борьба тогда называлась «жалпы-тартыс».

«Тоғызқұмалақ» – это настольная игра, которая уже давно прославилась за пределами Казахстана. Доказательством этому служит тот факт, что по «тоғызқұмалақ» проводятся чемпионаты мира, а лучшими там стабильно становятся наши соотечественники. Эта игра популярна и в нашем городе, так как постоянно проводятся турниры среди школьников, студентов, учителей и преподавателей. Нередко гостями таких турниров становятся и аксакалы нашего региона, которые всегда отмечали, что для этой игры нужен определенный математический склад ума.

«Арқан тартыс» («Перетягивание каната») – очередная казахская национальная игра, где играющие делятся на две команды. Посередине площадки кладется канат, середина каната отмечается ленточкой, под серединой каната проводится поперек черта. Играющие берутся за канат и поднимают его с пола. По сигналу играющие стараются перетянуть канат в свою сторону. Перетягивать канат можно только после сигнала. Игру проводят несколько раз. Выигрывает команда, которая перетянет канат на свою сторону большее число раз.

А также в нашем городе прошел фестиваль национальных игр «Ер қаруы – бес қаруы» в рамках весеннего праздника Наурыз. Целых шесть этапов проводилось в данном фестивале. Приняло участие шесть команд. Такие как перетягивания каната, армреслинг, асыки, стрельба из лука, подтягивание гирь, и игра в лянгу.

– Сам фестиваль был организован к празднику Наурыз. Цель мероприятия – это широкая пропаганда среди молодежи национальных игр, традиций и эффективное использование свободного времени. Также, таким образом вовлекаем в спорт подрастающее поколение. Своим мнением поделился заведующий методическим отделом городского дома культуры, – Байжан Абеков.

Среди молодого поколения нашего города на празднестве одними из любимых игр были армрестлинг, перетягивание каната и подтягивание гирь. Команда «Номад» была фаворитом на этом фестивале.

– Я хочу сказать спасибо, что организовали этот фестиваль. Это правильно, что среди молодежи пропагандируют традиции и здоровый образ жизни. Хочу добавить, что наша команда заняла первое место. Игры прошли на высочайшем уровне, а мы получили много положительных эмоций, – сказал член команды «НОМАД» Жанкожа Максат.

На фестивале царила атмосфера праздника. А по окончании соревнований победители были награждены ценными призами и специальными дипломами. В дальнейшем подобное мероприятие будет продолжено.

Ислам БАГБАНОВ

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.