Недавно на привокзальной площади Тараза появился необычный объект – паровоз. Говорят, что официальное открытие памятника состоится сегодня.
А незадолго до этого в жамбылском сегменте соцсетей развернулась дискуссия на тему: «Нужно ли нам сегодня вытаскивать на всеобщее обозрение артефакты прошлого века?». Кто-то высказывался «за», кто-то – «против». Оно и понятно, ведь сегодня каждый вправе свое суждение иметь.
Скажу откровенно: меня это событие не столько обрадовало, сколько взволновало. И сразу же нахлынули воспоминания из детства. Станционный поселок Отар, железнодорожное полотно и огромный пыхтящий паровоз, которым управляет мой отец.
Туркестано-Сибирская магистраль внесла существенные изменения в привычный уклад жизни местного населения. Стал формироваться рабочий класс, началась подготовка специалистов из числа национальных кадров. В их числе был и мой отец Еркинбай Оршабеков.
Правда, прежде чем сесть за рычаги паровоза ему пришлось, будучи подростком, некоторое время поработать кочегаром. Домой он приходил уставший, буквально валился с ног. Но вскоре смекалистого паренька заметили и направили на курсы помощников машиниста паровоза. Затем он выучился уже на машиниста.
Шли годы. На смену паровозам пришли тепловозы. И снова пришлось переобучаться. Отец проработал машинистом маневрового тепловоза на станции Отар до выхода на заслуженный отдых.
В то время железнодорожникам хорошо платили, и заработной платы отца хватало, чтобы обеспечить самым необходимым наше большое семейство.
Уверен, что у многих ныне здравствующих железнодорожников сохранились самые теплые воспоминания о паровозах – славных тружениках стальных магистралей. Неоценим их вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков и восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Известно, что последними советскими серийными паровозами стали локомотивы ЛВ-0522, выпускавшиеся в Ворошиловграде с 1953 по 1956 годы. Эксплуатировались они до начала 1980-х. Одним из последних стал ЛВ с серийным номером 10175223. Он работал на пассажирских перевозках в Казахстане до 1986 года, потом попал на консервацию, был передан в Москву, а с 2018 года находится в Петербурге, регулярно участвует в разных перфомансах.
Считаю, что паровозы вполне заслужили того, чтобы быть на постаменте, как памятник трудовому героизму старшего поколения, чья жизнь и судьба была связана с функционированием железнодорожного комплекса.
И уж пусть на постаментах лучше устанавливаются паровозы и трактора, нежели танки и гаубицы.
Кукен ОРШАБЕКОВ