Наша область славится хорошей и качественной кожаной обувью, которую можно носить годами и не беспокоиться о ее замене. Такое возможно благодаря местному предприятию ТОО «ТаразКожОбувь», которое годами работает над качеством своей продукции. Чтобы побольше узнать о предприятии, мы связались с заместителем генерального директора ТОО «ТаразКожОбувь» Шамухтаром Шаюнусовым, который провел экскурсию по заводу и рассказал его историю.
Дионисий ПЛЯШЕШНИК, фото автора
TOO «ТаразКожОбувь» было образовано в 2002 году на базе бывшего производственного комплекса АО «ДжамбулКожОбувь», основанном еще в 1961 году и являвшимся одним из крупнейших предприятий кожевенно-обувной отрасли в СССР. Численность работающих на тот момент составляла около 7000 человек и выпуск составлял примерно 6000000 пар обуви.
В начале 1998 года назначены реабилитационные процедуры по выходу предприятия из финансового кризиса. Однако эти процедуры ожидаемых результатов не дали. Так, в середине 2000 года АО «ДжамбулКожОбувь» было объявлено банкротом. Решением областного суда было назначено конкурсное производство, которое закончилось в ноябре 2001 года. Во время проведения конкурсного производства предприятие уже не функционировало. В ноябре 2001 года предприятие «ДжамбулКожОбувь» было выкуплено ТОО «Астык-Сервис». А в октябре 2002 года ТОO «Астык-Сервис» было переименовано в ТОО «ТаразКожОбувь».
– Если мы говорим о масштабах предприятия, то оно расположено на площади 11,49 га, имеются свои локально-очистные сооружения и поля фильтрации площадью 6,45 га. Общие сооружения и производственная площадь составляют 65000 кв. метров. Основным преимуществом предприятия является замкнутый цикл производства от сырья до выпуска готовой продукции. Предприятие специализируется на выпуске полуфабрикатов «Вет-блю», «Краст», рабочей и специальной обуви, обуви для силовых структур и армии, повседневной обуви. Процент содержания казахстанского продукта в зависимости от вида выпускаемой продукции составляет от 75 до 95 процентов, – рассказал нам Шамухтар Шаюнусов.
Цеха обувного производства оснащены высокопроизводительным оборудованием производства России, Австрии, Германии, Италии, Китая и Чехословакии. Всего имеется 359 единиц технологического оборудования (в том числе 115 единиц швейного оборудования, 88 единиц раскройного оборудования, 156 единиц затяжно-отделочного оборудования). Основная часть оборудования приобретена в период с 1989 по 2013 годы.
– В 2009 году в рамках реконструкции и модернизации производства за счет кредитных средств обувное производство было дополнительно оснащено двумя агрегатами немецкой компании «ДЕСМА» на сумму 2193 500,00 евро. Приобретенные современные литьевые агрегаты имеют расширенный спектр производства подошвы для обуви. Полиуретан- термопласт-карусельный автомат D622/24-Е заливает подошву, которая состоит из 2 слоев термополиуретана и полиуретана, что позволяет улучшить устойчивость к температурам, солям и кислотам. Такая обувь позволяет работать в агрессивных и высокотемпературных средах, таких как металлургическая химическая промышленность. Карусельный автомат для литья резиновых подошв D921/24 позволяет приливать заготовке обуви подошву методом горячей вулканизации специального состава резины. Такая обувь предназначена для армии и силовых структур. Подошва специального состава резины не скользит, более износоустойчива и выдерживает температуру от -40 до +300 градусов по Цельсию, – поделился Шамухтар Карабаевич.
– Расскажите о коллективе предприятия.
– Всего у нас работает 245 человек. На работе сейчас находится 203 человека. Связано это с отпусками, декретом и другими причинами. Отличительной чертой ТОО «ТаразКожОбувь» является то, что у нас работают люди с ограниченными возможностями. На сегодняшний день их здесь 12: один стоит на учете с детства, у другого нет одной ноги, есть человек с онкологией и остальные – глухонемые. Никаких трудностей при работе с ними нет. Работают они, как и все, по возможности мы им помогаем. Помимо прочего, руководство предприятия всегда поддерживает работников. К примеру, когда ввели карточную оплату проезда за автобус, мы купили каждому сотруднику Tulpar-карту и постоянно пополняем баланс, а также оплачиваем обед – 50 процентов за счет предприятия. Делается это для того, чтобы у них было желание приезжать на работу. Конечно, к нам редко приходят молодые специалисты. Наверно, это связано с тем, что молодежь привыкла работать сидя в интернете, нежели на заводе.
– Где берете сырье?
– Все компоненты для производства (краски, масла, шнурки и прочее вспомогательные материалы) закупаем за рубежом, так как в Казахстане их не производят. Из-за этого приходится завозить из России, Германии, Италии и Китая. Кожевенное сырье – местное. Вообще мы сразу определились, что весь производственный процесс будет от начала и до конца проходить на нашем предприятии. Мы делаем обувь от «А» до «Я» полностью, начиная от процесса обработки кожи, ведь от качества сырья во многом зависит конечный результат. Новое оборудование для обработки кожи во многом ускорило рабочий процесс. Если раньше на высушивание кож требовалось два дня, и это делалось вручную, то сегодня процесс автоматизирован и специальный пресс высушивает сырье.
– Значит, в отличие от китайской, вы производите обувь из чистой кожи?
– Верх нашей обуви состоит из водоотталкивающей кожи повышенной толщины, к ней крепится литейным методом подошва из легкого полиуретана, в результате обувь прочная и качественная. Она не скользит, выдерживает перепады температур. Плюс ко всему – маслобензокислотостойкая. Незаменима для работников химической, тяжелой, металлургической промышленности, для коммунальных служб. Мониторинг обувного рынка республики показал, что для силовых структур, военнослужащих, работников промышленности и транспорта можно производить до четырех миллионов пар обуви в год. Значительная часть этого привозится сегодня в Казахстане.
– Какие задачи ставит сегодня перед собой ТОО «ТаразКожОбувь»?
– Продолжить работы по переоснащению, тогда мы сможем воплотить в жизнь много интересных идей. Полагаю, что при всей очевидной функциональной и социальной значимости обувной отрасли ей необходима государственная поддержка. Это мы можем видеть на примере развитых стран, где обувщики имеют поддержку государства в виде различных льгот и преференций. И эта протекционистская политика положительным образом отражается на ценах, качестве, спросе и популярности их продукции. Мы готовы активно участвовать в реализации задач увеличения казахстанского содержания в отечественной продукции, задач импортозамещения. Но для этого нам нужна государственная поддержка.
По словам Шамухтара Шаюнусова, повышение потребительского спроса прямо способствует развитию экономики. Однако повышать спрос без современных высокотехнологичных товаров невозможно, поскольку высока конкуренция среди изготовителей.
– Сейчас не только современный дизайн и высокое качество материалов интересуют покупателя. Не менее важна комфортность одежды или обуви, и для обеспечения спроса нужно учитывать все запросы потребителя. А это невозможно без внедрения новых инновационных технологий. Меня, как промышленника, порадовал тезис Главы государства о необходимости реализации пилотного проекта по оцифровке нескольких казахстанских промышленных предприятий и распространению их опыта. Государство намерено контролировать первые шаги по оцифровке с тем, чтобы остальные предприятия уже могли использовать этот опыт с учетом ошибок и достижений, – отмечает он.
– Какие итоги показало предприятие за прошлый год?
– Пандемия внесла свои коррективы в первоначальные планы. Объем выпуска готовой продукции за 2020 год составил 125 193 пары, к сожалению, это на 30 процентов меньше показателя 2019 года, когда объем производства составлял 177 409 пар. Соответственно, загруженность предприятия составила всего 25 процентов. Объем реализации в отчетном году составил 124 800 пар на общую сумму 1 703 миллионов тенге. Соответственно, это также меньше в сравнении с 2019 годом на 20 процентов. Основное снижение заказов произошло в связи с расторжением долгосрочного контракта по гособоронзаказу. Как вы знаете, в 2020 году Министерство индустрии и инфраструктурного развития инжиниринг в связи с изменениями в законодательстве в одностороннем порядке расторгло действующий долгосрочный контракт. Основными нашими заказчиками в отчетном году являлись Группа компаний ERG, на которых приходится почти 40 процентов заказов (около 48,7 тысяч пар), на втором месте силовые структуры (МО РК, НГ РК) с долей около 28 процентов (35 тысяч пар) и на третьем – это дочерние компании Самрук-Казына, на долю которых приходится 27 процентов (около 33,5 тысяч пар).
– Какие планы на текущий год?
– Задача – минимум на 2021 год – увеличить объем производства на 30 процентов, который должен составить не менее 180 тысяч пар. Увеличить объемы производства и продаж повседневной модельной обуви до 30 000 пар в год. Расширить ассортимент женской, подростковой и детской обуви. Тем самым доля продаж модельной повседневной обуви должна достигнуть 20%. Не менее амбициозная цель на текущий год – это наладить производство нитрильных накладок для подошв. В данный момент этот материал импортируется. Если мы добьемся этой цели, то объем импортозамещения составит 100-150 миллионов тенге, а также дополнительно создадим 10 рабочих мест. Также в текущем году планируем открыть новый фирменный магазин.
– Спасибо за беседу!