Городская общественно-политическая газета

Недостатки и риски устраняются

0 202

Работа оперативно-следственной службы департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Жамбылской области направлена на предупреждение системной коррупции, тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений, своевременное и полное возмещение ущерба государству.

За истекшие пять месяцев текущего года в департаменте зарегистрировано 64 преступления (в 2021 году — 38). Из них по коррупции — 43 (в 2021 году — 26). В отношении руководителей республиканского и областного уровней зарегистрировано 6 уголовных дел.
В целом прошлый год показал положительную динамику снижения коррупции, но с начала текущего года значительно возросло как количество зарегистрированных преступлений, так и размер ущерба. Поэтому Департаментом принимаются конкретные меры по выявлению причин и условий коррупции и ее устранению. По результатам всестороннего внешнего анализа в областное управление сельского хозяйства было подано 30 предложений, а в инспекцию транспортного контроля – 21 предложение. Выяснилось, что организационно-управленческая деятельность этих двух органов осуществлялась не на должном уровне.
Из-за отсутствия контроля за автомобильным транспортом и низкого качества дорог ежегодно из бюджета выделяются значительные средства на текущий ремонт дорог местного значения. Анализ показывает, что с 2018 года участки дороги «Бирлик – Мойынкум – Уланбель» ремонтировались ежегодно, В период с 2018 по 2020 год общая сумма, выделенная только на одну дорогу, составляет 3 млрд. 332 миллиона тенге.
То же самое можно сказать по автомобильной дороге «Тараз-Аса-Акколь-Саудакент» протяженностью 83 километра. Ремонт этой автотрассы проводился 9 раз, на что было затрачено в общей сложности 2 млрд. 394 млн. тенге бюджетных средств.
Автодорога протяженностью 92 км «Акколь-Ойык-Уланбель» протяженностью 92 километра ремонтировалась 7 раз. Сумму затраченных на это средств составила 2 млрд 582 млн тенге.
Кроме того, департамент на ежедневной основе осуществляет мониторинг государственных закупок через «Единое окно закупок». На основании представленных рекомендаций пересмотрены планы государственных закупок ряда госорганов и сэкономлено более 252,6 млн. тенге бюджетных средств. Например, отдел культуры и развития языков Сарысуского районного акимата планировал закупить светодиодный экран на общую сумму 61,2 млн. тенге. Однако на основании предложения антикоррупционной службы план был пересмотрен и в результате сэкономлено 21,1 млн. тенге. Следует отметить, что таких примеров немало.
Одной из важнейших социальных проблем является риск коррупции в сфере нормативного финансирования детского спорта и творчества. Мониторинг выявил ряд рисков из-за неурегулированности нормативных актов в этой сфере. Выявлены факты представления предпринимателями подложных документов в процессе подачи заявки на госфинансирование.
По госзакупкам значатся предприниматели, основная деятельность которых не связана со спортом или искусством. Поэтому в аппарат было отправлено предложение по решению проблемы.
За истекший период текущего года составлено 14 протоколов об административных правонарушениях (ст. 680-3, ст. 154-11) и наложено штрафов на сумму более 4,4 млн. тенге. Установлено, что лица, приравненные к госслужбе, часто занимаются предпринимательской деятельностью, не зная законодательства, а руководство государственного органа назначает руководителя подведомственной организации до подачи декларации об имуществе.
В целях устранения рисков в нормативных правовых актах запущен инструмент его антикоррупционной научной экспертизы. Департамент провел мониторинг 46 нормативных правовых актов, представленных местными исполнительными органами на научную антикоррупционную экспертизу. В результате в 43 из них выявлены коррупционные факторы риска и предупреждения. Среди выявленных рисков – широта дискреционных полномочий, коллизии законов, необоснованные ограничения прав физических лиц, отсутствие доступа к информации, представляющей общественный интерес, и другие. Отмечаются также несоответствие проектов основным требованиям юридической техники, некорректные ссылочные и бланкетные нормы, стилистические и грамматические ошибки. Так, имеют место случаи растраты бюджетных средств из-за ненадлежащей организации работы местным исполнительным органом при разработке нормативных актов и представлении их проектов на антикоррупционную научную экспертизу.

Даурен ОМАРОВ,
руководитель управления превенции департамента
Агентства РК по противодействию коррупции по Жамбылской области

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.