Городская общественно-политическая газета

Нас роднит небо!

0 273

Парапланеристы из Тараза показали неплохие результаты на международном уровне.

Яна ЗАДОРОЖНАЯ, фото Юрия ЕФИМОВА

Недавно на парадроме Каратауского хребта в Жамбылской области успешно прошел первый этап открытого Кубка Центральной Азии по парапланерному спорту на точность приземления. Соревнования любителей этого экстремального вида спорта организовало республиканское общественное объединение «Казахстанская федерация авиационного спорта», совместно с ОО «Федерация экстремального спорта» и спортивным клубом «Алга» города Талдыкоргана. Этим соревнованиям присвоена вторая категория FAI – Международной федерации аэронавтики. В них приняли участие шесть команд — 27 пилотов из Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

Первый день прошел у спортсменов на освоение нового – для большинства парапланеристов – места полетов. Точность приземления требует досконального знания участка, на который совершается посадка. Но все же главное определяющее явление – это погода. Чуть сильнее ветер, или у него неудачное направление – и полеты невозможны. Потому, воспользовавшись северо-восточным ветром, парапланеристы стартовали один за другим.

Напряжение для последователей Дедала и Икара создали метеорологические сводки – судя по ним (дождь и ветер), ни о каких полетах в пятницу и выходные дни не могло быть и речи. В результате, участники каждую минуту ожидали сильного дождя, предупреждение о котором неоднократно объявлялись в Интернете еще накануне. Для поддержания интриги во время пятничных тренировочных полетов небо заметно хмурилось-хмурилось, да так и не разродилось дождем. В конечном итоге, прогнозы не оправдались: стояла сухая погода. А в субботу, словно в подарок, ветер держался в пределах от одного до трех метров в секунду, преимущественно северо-восточный – вполне благоприятный для соревнований на точность приземления. На маршрут с такой слабой поддержкой ветра не отправишься, а вот для приземления на точность она в самый раз. Место для соревнований старта было выбрано в «седле» горного хребта в восьми километрах от перевала Куюк. На площадке для приземления организаторами соревнований было установлено специальное оборудование – эдакая металлическая тарелка с датчиком, позволяющее оценить точность приземления пилотов в сантиметрах. Да, да, именно в сантиметрах – надо учитывать, что в перспективе – включение этого вида спорта в число олимпийских. Тем более, что в прошлом году на Азиатских играх парапланеристы – впервые в истории! – выступили официально.

Организаторы не теряли времени — после завершения регистрации спортсменов группами начали завозить на автомашинах наверх, к месту старта. И вот звучит: – Первый готов? – Первый готов! – Первый, старт разрешаю! Короткий разбег, над головой разворачивается крыло-параплан и пилот, словно птица, отрывается от склона и начинает свой полет к финишу. Удачи!

Способов приземления несколько, так что у каждого пилота свой подход. Кто-то, заходит на глиссаду (траекторию снижения) подальше от финиша, и движется к нему по прямой; кто-то летит прямо в сторону финиша и сбрасывает высоту зигзагами, становясь на глиссаду перед самым финишем. Управляя крылом, пилоты, порой, словно птеродактили над гнездом, смешно зависают над заветной точкой приземления, активно начинают поддергивать клеванты – специальные петли на концах строп управления и, наконец, касаются земли, стараясь при этом попасть в самый центр финишного круга. Чтобы это сделать, нужны, прежде всего, опыт и мастерство, а к ним не помешает еще и везение. Но, оказывается, это еще не все. Спортсмен должен производить посадку только на ноги. При касании земли любой другой частью тела или подвеской до момента касания земли купола начисляется максимальное количество очков – 500 баллов. Мы, конечно же, болели за таразцев. И у них были попадания в круг, но то подвеской, то пятой точкой, то от волнения пилоты забывали выйти из круга. Впрочем, подобные ошибки были характерны и для гостей, а в результате такого невезения начислялось максимальное количество баллов. Лучшим результатом считается попадание в самый центр круга (диаметром он примерно с монету в сто тенге!), за которое начисляется ноль баллов. Чем меньше суммарный бал, тем ближе к победе. С воздуха точку приземления можно сразу и не увидеть. Пилоты, находясь на высоте птичьего полета, сначала ориентировались на трех национальных судей, которые следили за соблюдением всех правил, рассредоточившись по краям финишной черты. Круг, так называемый «блин», оснащен датчиками, фиксирующими касание. Чтобы точнее коснуться заветной точки на финишном круге, опытные спортсмены себе на носки обуви приклеили специальные пимпочки. Вообще соревнования проводятся до 12 тасков (таск – совершение по одному полету каждым пилотом), но, если все пилоты осуществили по одному полету, они уже считаются состоявшимися. Никто ведь не знает, когда погода станет нелетной. Потом по таблице результатов определяют: у кого меньше баллов, тот и победил.

– В парапланерном спорте есть три дисциплины – это маршрутные полеты, точность приземления и акропилотирование – когда пилоты в небе начинают, подобно самолетам, делать фигуры высшего пилотажа – крутую и плоскую спирали, инфинити, винговери… – рассказывает Игорь Коренский, главный тренер РК по парапланерному спорту. – В Казахстане пока что профессиональных акропилотов нет. Это очень сложная дисциплина. Во время выполнения фигур человек испытывает большие физические перегрузки, которые больше под силу молодым и здоровым спортсменам- экстремалам. Соревнования на точность приземления привлекают своей зрелищностью. Полет проходит пару минут, и уже есть результат. Зрители видят, насколько точно пилот приземлился. Такие мероприятия могут становиться масштабными и способствовать развитию туризма в регионе. Привлекательность этого вида спорта заключается в том, что почти нет ограничений по возрасту, разве что только по состоянию здоровья. В 2017 году на чемпионате мира в Албании 63-летний пилот из Словении установил мировой рекорд – три попадания в ноль подряд. В Казахстане рекорд – два попадания в ноль подряд – установил алматинский пилот Максим Молдаванов.

В первый день полеты проходили с минимальным разрывом. Но спортсмены успели сделать только по четыре вылета. На следующий день ветер дул западный – совсем неподходящий. Так что победители определились по итогам первого дня соревнований. В командном зачете первое место заняла алматинская команда «Самурык», в составе которой, кстати, летает сам Максим Молдаванов, второе место заняла команда «Алга» из Талдыкоргана и третье место взяли шымкенцы. В личном зачете лучшие результаты показали алмаатинцы Игорь Коренский, Юрий Виршки и Анатолий Кошельников. Таразский пилот Максим Сабитов после алмаатинцев Ермека Аманбаева и Максима Молдаванова показал шестой результат. Могло бы быть и гораздо лучше, если бы не одно досадное приземление в круг на пятку. Главный тренер «небесных ласточек» страны считает, что парапланерный вид спорта необходимо развивать на региональных уровнях, потому что результаты есть, когда есть здоровая конкуренция.

– Все мы начинали как «пилоты выходного дня», то есть приезжали на горку в свободное время и летали. Потом организовали все таким образом, что за выступления на соревнованиях наши пилоты начали получать разряды и звания, – говорит Игорь. Сам он начал заниматься парапланеризмом уже в зрелом возрасте и стал мастером спорта всего два года назад, заняв в 48 лет второе место на чемпионате РК по парапланерному спорту. На сегодняшний день в Казахстане по дисциплине на точность приземления восемь мастеров спорта и семь кандидатов в мастера спорта. – Это один из самых зрелищных видов спорта, который вполне может стать перспективным направлением развития туризма в Казахстане. Но при всем при этом парапланеризм является экстремальным видом спорта, и здесь безопасность стоит на первом месте. Спасибо таразским пилотам, которые объяснили коллегам из других регионов особенности полетов на парадроме Каратауского хребта. В полете азарт порой захлестывает, хочется крыло довести до экстремальных режимов, когда оно может и сорваться… Этого делать не надо, – предостерегает главный тренер страны, – все должно быть разумно, с соблюдением правил безопасности полетов. Как говорится, лучше на соревнованиях пролететь мимо цели и получить плохой результат, чем потом хвастаться, тем, что тебе гипс наложил лучший хирург в городе.

– Нас всех роднит небо! – сказала после очередного приземления спортсменка из Алматы Альфия Суворова. – В Таразе мы чувствуем себя родными, обстановка на соревнованиях была отличной, каждый показал на что способен, ну, может, кому-то не хватило капельку везения. Но у нас все еще впереди!

Следующий этап открытого Кубка Центральной Азии по парапланерному спорту на точность приземления состоится в Шымкенте. Наша команда также планирует принять в нем участие.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.