Городская общественно-политическая газета

Начало науки — разум

0 291

Ежегодно 12 апреля в Казахстане отмечают День работников науки.

Кирилл БЕРДЕЦКИЙ

Благодаря их самозабвенному труду каждый день происходят важные научные открытия. Традиция поздравлять именитых и только начинающих научных работников появилась в 2012 году, после соответствующего указа Первого Президента Нурсултана Назарбаева. Развитие науки на национальном уровне Елбасы считает одной из приоритетных задач, поэтому первое празднование Дня науки в Казахстане совпало с реализацией закона «О науке». В соответствии с этим законом предусмотрен рост финансирования на научную деятельность.

Стоит отметить, что первые научные учреждения страны появились еще в первой четверти прошлого века. Первоначально это были семеноводческие и сельскохозяйственные научные станции. В 1925 году состоялось открытие санитарно-бактериологического института в Алма-Ате, а в 1932 году была открыта казахстанская база АН СССР. Спустя шесть лет ее преобразовали в Казахский филиал Академии наук СССР (КазФАН), а уже после окончания войны 1 июня 1946 года, не без активного участия Каныша Сатпаева, была учреждена самостоятельная Академия наук Казахской ССР.

Именно поэтому была выбрана дата 12 апреля. Ведь в этот день, в 1899 году, родился знаменитый на весь Советский Союз казах, известный ученый Каныш Сатпаев. Посвятив всю жизнь науке, в частности геологии, Сатпаев сделал важное открытие всесоюзного масштаба. В 1946 году не просто возглавил Академию Наук КССР, а стал ее первым президентом. В память об этом великом человеке, который был не только великим научным деятелем того времени, но и честным справедливым руководителем появилась именно это дата.

Образование не может развиваться без науки. Когда я сам учился в университете и со мной учились люди старшего поколения считалось, если образовательный процесс хороший, то и университет тоже. Сейчас все по-другому. Теперь университет не только образовательный центр, он еще и центр науки. Поэтому сегодня основной принцип университета – это строить образование через научные процессы. Помимо того, что мы строим нормальный учебный процесс, моя задача, как ректора университета, привлекать наиболее талантливых студентов к занятию наукой, — поделился с нами ректор ТарГУ им М.Х. Дулати, профессор Махметгали Сарыбеков.

Сегодня Национальная Академия наук РК является республиканским общественным объединением. НАН РК объединяет в своем составе более четырех тысяч ученых, из которых более тысячи – научные сотрудники, в том числе доктора наук, кандидаты наук и доктора философии.
Теперь и в средних учебных заведениях особое внимание уделяется развитию интереса учащихся к научным познаниям.

– Наше государство уделят большое внимание развитию именно математических научных знаний наших детей. Так, в 1997 году все школы Казахстана получили кабинеты информатики. В этом году практически все школы республики получат кабинеты робототехники. Это очередной шаг, чтобы дети познакомились с такими понятиями как программирование, физика, прикладная математика.

Это даст им в дальнейшем старт для изучения основных предметов в школе и позволит выбрать свой путь в будущем, — поделилась Елена Ефименко, учитель информатики и робототехники средней школы №18.

Активное внедрение образовательной робототехники в школы и высшие учебные заведения позволяет успешно решать одну из главных проблем: прогрессирующий дефицит квалифицированных инженерно-технических кадров на рынке труда, что особенно важно для развивающихся стран.
В Казахстане образовательная робототехника только начинает свое становление. В 2010 году Национальным научно-технологическим холдингом «Парасат» совместно с «Назарбаев Университет» была разработана научно-техническая программа по развитию робототехники и робототехнологий.

Среди целей программы фигурировали создание в «Назарбаев Университет» научно-образовательной базы для развития индустрии робототехники и отработки инноваций в робототехнологиях и подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере разработок «разумных роботов».Занятия по «Робототехнике» дают уникальную возможность получить навыки и знания большого ряда сложных технических дисциплин в увлекательной игровой форме.

У учащегося развивается не только логическое мышление, но и математические и алгоритмические способности, понимание электронных систем, вырабатывается умение правильно и четко выразить свою мысль, способность решить проблему различными путями, формируются такие важные качества как воображение, логика, дизайнерские способности, умение работать в команде, а также интерес к научным исследованиям. Занятия по «Робототехнике» прекрасно подходят детям с различными уровнями подготовки и любыми достижениями в школьной программе. Школьные предметы алгебра, геометрия, физика становятся легкодоступными. В итоге дети могут самостоятельно реализовывать задуманные проекты.

У детей появился стимул изучать новые технологии. На предметах робототехники учащиеся могут воочию увидеть действия того или иного алгоритма. Дети стали легче усваивать материал. Сам процесс программирования — это большой стимул для детей. Ведь можно программировать и ракеты, и автомобили-роботы – все, что угодно. Закладывается база для инженеров, для будущих ученых, и науки в целом. Из-за того, что дети все это узнают, у нас повысился спрос на инженерные специальности, сейчас больше учеников хотят поступить в технические вузы, нежели в предыдущие годы. Главное, что есть интерес, есть искра в глазах наших детей, — рассказала Сайра Жоламанова, методист отдела образования акимата города Тараза.

Робототехника – относительно новое направление, которое активно внедряется образовательными учреждениями Казахстана. Этот комбинированный предмет, который сегодня преподается в сотнях республиканских школ и вузов, включает в себя целый ряд прикладных дисциплин. Математика и физика, информатика и черчение – эти и другие науки непременно нужно освоить будущему роботостроителю. Но самым важным для казахстанских ребят, увлеченно постигающих пока еще необычную специальность, стала открывшаяся с недавних пор возможность применять полученные знания на практике.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.