В Жамбылском областном русском драматическом театре с 22 по 24 августа прошли мастер-классы по сценическому звуку и свету. Занятия проводят специалисты художественно-постановочной части Театра-фестиваля «Балтийский дом», г.Санкт-Петербург — звукорежиссер и саунд-дизайнер Екатерина Вербицкая и начальник осветительного цеха, художник по свету Константин Удовиченко.
Проект «Петербургские театральные мастерские» проводится с целью международного культурного сотрудничества в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру». В мастер-классах приняли участие не только сотрудники театра с целью повышения квалификации, но и технические специалисты других культурных учреждений города. Среди желающих посетить занятия оказались и представители общественных объединений, воспитатели детских садов, звукооператоры школ и студенты. Набраться опыта приехали ребята из Шымкентского драмтеатра.
Умение работать со светом и звуком в современных реалиях требуется практически каждому: видео, фото и социальные сети играют не последнюю роль в повседневной жизни. Но всё же мастер-классы были построены с акцентом на театральный звук и свет.
Екатерина Вербицкая рассказала, что понятие «саунд-дизайн» стало популярным в последнее десятилетие и перекочевало к нам из компьютерных игр. Театр – это синтетическое искусство, которое впитывает в себя всё самое лучшее и интересное из других сфер. Театральный звук в корне отличается от концертного, студийного и от звука в кино.
— Мне саунд-дизайн нравится тем, что в спектакле он позволяет рассказать отдельную историю с помощью звуков, — делится Е.Вербицкая. – В моей практике была история, когда пришел слабовидящий зритель, и я сразу поняла, что сегодня мы, звукооператоры, работаем для него. Задача была рассказать спектакль с помощью звуков, параллельно визуальному ряду. И этот зритель был впечатлен постановкой, поделившись, будто «посмотрел» блокбастер. В этом и заключается искусство саунд-дизайна.
Частыми гостями Жамбылского русского драмтеатра являются зрители из общества слепых и общества глухонемых. Для первой категории спектакли представлены через звук, вторые же воспринимают происходящее на сцене исключительно визуально, и здесь как раз большую роль играет световое оформление.
Свет в театре – это не только затемнение и высветление сцены в нужных моментах, это целая жизнь, рассказанная с помощью игры освещения. История, отражающая эмоции героев и передающая их в зрительный зал. Этим мастерством поделился Константин Удовиченко, рассказав об устройстве осветительного цеха, о художественном оформлении и аппаратуре, о сценических эффектах и способах контроля сил природы, таких как туман, ветер, дождь и снег. Грамотная работа светооператора способна создать эффект полного погружения. Всё это было рассказано простым доступным языком и подкреплено практическими занятиями.
– Театр-фестиваль «Балтийский дом» – это своеобразная экспериментальная и стартовая площадка для больших имен и идей. К нам приезжают мастера из разных стран и театров, осваивая новые техники, сам театр тоже часто выезжает на гастроли. У нас большой опыт в световом оформлении самых различных спектаклей всех жанров, и мы этим опытом охотно поделимся с вами, – сказал Константин Удовиченко.
«Это очень добрая миссия, замечательная инициатива Театра-фестиваля «Балтийский дом», которая стала рукой помощи для нашего театра, — делится заместитель директора Жамбылского театра Валерия Сон. – Это совершенно другая школа и огромный багаж знаний, которые нам выпала честь перенять из первых уст. Проводить международные театральные фестивали такого уровня как в «Балтийском доме» дорогого стоит, и нашим ребятам есть, чему у них поучиться. Это огромный творческий толчок. Здорово, что мы обретаем друзей на международной арене, и я надеюсь, что однажды мы примем участие в фестивале Балтийского дома».
«Петербургские театральные мастерские» — это не первый международный проект, реализуемый в Жамбылском театре. В 2021 году нам посчастливилось поработать вместе со специалистами из ГИТИСа – ректором Российского института театрального искусства Григорием Заславским и выпускником вуза, режиссером Петром Норецом. В рамках этого сотрудничества на сцене был поставлен спектакль «Шутники» по одноименной пьесе А.Островского. А в сентябре мы ожидаем творческую режиссерскую лабораторию «Классика русскоязычной комедии» в рамках программы сотрудничества «Центр поддержки русского театра за рубежом». В течение недели будут поставлены три сценических эскиза, один из которых в 2023 году станет полноценным спектаклем при поддержке союза театральных деятелей РФ. Будет отобран эскиз, который покажется театру более необходимым и полезным для репертуара в качестве полноценного спектакля.
Ольга МАХИНЯ