Городская общественно-политическая газета

Куда мысли, туда и энергия

0 301

В кризисное время, когда вспышка нового коронавирусного заболевания порождает стресс у населения, на помощь к людям приходят они – психологи. Мы поговорили с представителями данной профессии, чтобы обрисовать ситуацию, и показать всем, как важно сохранить свое внутренне спокойствие и продолжать жить, несмотря ни на что.

Кирилл БЕРДЕЦКИЙ

Министерство образования и науки Республики Казахстан рекомендовало педагогам-психологам школ осуществлять психологическое сопровождение дистанционного образования посредством подготовки рекомендаций и осуществления онлайн-консультаций участников учебно-воспитательного процесса: учеников, учителей, а также родителей. Консультирование проводится по обращению, для проведения дистанционной консультации, родителям отправлены контактные телефоны закрепленных педагогов-психологов.

– Во всех школах педагогами-психологами были подготовлены специальные программы для трех категорий: для учеников, родителей и учителей. В частности, для родителей, которые сейчас полностью вовлечены в образовательный процесс, мы даем рекомендации по нескольким темам: «Как рассказать детям про коронавирус?», «Чем занять ребенка в карантин?», «Организация рабочего места и времени для вашего ребенка», «Эмоциональный комфорт как условие повышения учебной мотивации и успеваемости», «Кинезеологические упражнения – интеллектуальная мобилизация и способ расслабления», «Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса», «20 правил для умных родителей от педагога-психолога Юлии Гиппенрейтер» и другие, – говорит педагог-психолог школы-гимназии №7 Татьяна Шибина.

Для родителей важно поддерживать привычный ритм жизни семьи, насколько это возможно. В этот период можно создать новые семейные традиции или игры. Немаловажным является вовлечение детей в соответствующие возрасту домашние мероприятия, включая мероприятия по их обучению. В период самоизоляции, насколько это возможно, нужно поощрять детей продолжать играть и общаться со своими сверстниками. При этом можно использовать телефонные или видеовызовы, другие соответствующие возрасту коммуникации, например, социальные сети.

Психологи рекомендуют рассказать детям о путях передачи коронавируса: заразиться COVID-19 можно от других людей, если они инфицированы вирусом. Заболевание может передаваться от человека к человеку через мелкие капли, выделяемые из носа или рта больного COVID-19 при кашле или чихании. Эти капли попадают на окружающие человека предметы и поверхности. Другие люди могут заразиться в результате прикосновения сначала к таким предметам или поверхностям, а затем – к глазам, носу или рту. Кроме того, заражение может произойти при вдыхании мелких капель, которые выделяются при кашле или чихании человека с COVID-19. По этой причине важно держаться от больного человека на расстоянии более одного метра. Нужно объяснять, как избежать заражения: не контактировать с людьми, имеющими признаки простуды и ОРВИ (выделения из носа, кашель, чихание и другие); не посещать массовые мероприятия (кинотеатры, студии, секции, театры, цирки, филармонии, консерватории и прочее; как можно чаще мыть руки с мылом; по возможности, не трогать руками глаза, рот и нос; по возможности, не прикасаться к ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных местах; избегать приветственных рукопожатий, поцелуев и объятий; вести здоровый образ жизни, вовремя ложиться спать и высыпаться, сбалансированно питаться и регулярно делать зарядку. Обратите внимание на то, что вам необходимо регулярно проветривать помещение и делать влажную уборку. Превратите эти занятия в забавную игру для всей семьи. При этом скучный рассказ о путях передачи коронавируса и способах профилактики можно превратить в игру: «Да», «Нет», «Не знаю», где дети могут двигаться, радоваться успешным ответам и возможности общения с вами.

Для учителей немаловажны такие темы, как «Профилактика эмоционального выгорания», «Упражнения для поддержания работоспособности», «Как снизить тревогу в период карантина?». Педагогам рекомендовано не привлекать излишнего внимания детей к обсуждаемой проблеме. Сохраняйте рутинный уклад учебной работы с привычными для учеников нормами ее оценки. На учителях сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей, а также они отвечают за академическую подготовку учащихся. Нужно относиться к этой ситуации, как к особым условиям работы. Беречь себя! Помнить, что забота о своем психологическом состоянии также важна, как и забота о физическом здоровье.

Для учащихся выработаны «Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса», «Как настроиться на учебу, находясь дома?», с целью здоровьесбережения учащимся отправлен видеоматериал «Зрительная гимнастика для учащихся старших классов». Помимо этого сейчас разрабатываются рекомендации « Хочу или надо: развитие силы воли».

– За последние несколько дней жизнь здорово изменилась, в школах вводят удаленную форму обучения, родители работают из дома, да и с друзьями вообще сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые у тебя появились, вместо того, чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом, – отмечает Татьяна Шибина.

Специалисты отмечают, что человеку невозможно помочь советами, рекомендациями и пытаться обучать его, если его базовые потребности не удовлетворены.

– У каждого человека имеются девять базовых потребностей. Первые четыре потребности – это потребности для выживания: тепло, защита, пища и безопасность.

Из социальных сетей мы видим, что у многих людей не удовлетворены эти потребности: нет еды, нет жилья, нет денег и нет чувства безопасности. О каком обучении или советах тут можно говорить? А у кого-то нет компьютера, телефона и доступа к Интернету. Удовлетворение этих базовых потребностей дает нам состояние комфорта и спокойствия. Только теперь, когда человек имеет твердую почву под ногами, в состоянии уверенности он готов к обучению и восприятию новой информации, – рассказала педагог-психолог, практик, консультант-родолог Айгуль Калтаева.

Команда психологов проекта Дом мамы ОФ «Ана үйі», куда входит Айгуль, с 30 марта 2020 года для всех участников проекта запустила 21-дневный марафон – «Самопознание и успех».

– Цель марафона: узнать себя лучше, изменить или уточнить убеждения и жизненную позицию. Как известно из исследований, 21 день – минимальный срок для создания новой привычки. Мы обозначили правила участия в марафоне, они нам нужны для упорядочивания процесса, создания удобства в работе группы WhatsApp и более качественного результата, – пояснила Айгуль Калтаева.

Сам марафон состоит из трех частей, каждая длится неделю. Первая – « Я и Мир». В этой части психологи помогают познать себя, лучше разобраться в своей личности, посмотреть на себя и свое окружение с точки зрения опыта и позитива. Вторая – « Я и Семья». Здесь специалисты помогают познать себя как ребенка и как маму. Речь идет о детско-родительских отношениях.

Третья часть – «Я и Он». Мы узнали, что нужно мужчине в семье, и что необходимо женщине? На чем основано семейное счастье? – говорит Айгуль. – Участие в марафоне – это умение найти возможность научиться выделять время на себя и свое развитие каждый день! И в группе, и индивидуально – подопечные получают комментарии психолога о сильных (ресурсных) сторонах своей личности, а также обсуждают ограничения, которые могут мешать их саморазвитию! Наши мысли порождают слова, слова порождают действия, действия – привычки, привычки – характер, а характер порождает судьбу».

Аналогичный онлайн-марафон проводится командой психологов и в Центре поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создана группа в мессенджере. Ее участниками стали все желающие дети старшего возраста, а также и их воспитатели. В группу или в личные сообщения отправляют фотографии, проводится обсуждение и анализ той или иной ситуации. Специалисты отмечают, что детям понравился новый формат работы. Каждый день они получают новые сообщение с интересной темой, которая сопровождается заданием.

– В этом формате есть свои плюсы, но они не заменят живого общения. Если, конечно, идет просто обучение, то онлайн-платформа – классная идея! А для проведения тренингов и коррекционной работы – нет! Для работы психолога очень важно живое общение, – продолжила Айгуль Калтаева.

Человек – это самопрограммирующеся существо, во что верит – то и получит. Сила мысли очень велика. Как гласит восточная мудрость, куда мысли, туда и энергия.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.