Городская общественно-политическая газета

Крути педали

0 238

Велосипед — одно из самых популярных средств передвижения по всему миру, миллионы людей ежедневно преодолевают огромные расстояния на самых разных моделях и типах велосипедов, но далеко не все задумывались о происхождении этого вида транспорта. Рассмотрим историю от начала и до сегодняшних дней. Ну, и в качестве шриха к «картине» велосипедного мира представим мнения простых таразцев про их железных «коней».

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Все началось в далеком IX веке. В 1817 году немецким профессором бароном Карлом фон Дрезом был изобретен и запатентован первый беговел, который он гордо именовал «машиной для бега». Внешне он сильно напоминал современные велосипеды и имел деревянную раму. Однако велосипед, привычный по устройству современному человеку, был сделан лишь в 1862 году Пьером Лалманом в Париже. Внешне он сильно напоминал современные велосипеды и имел деревянную раму. С 1870-х годов начала набирать популярность схема «пенни-фартинг», название дает представление о соразмерности колес, так как монета пенни гораздо больше монеты фартинг. Большая высота сидения и сильно смещенный вперед центр тяжести делали такие велосипеды довольно опасными.

Дальше технический прогресс постепенно доводил вид и устройство велосипеда к тому, что мы с вами можем видеть ежедневно. Первый складной велосипед был сделан в 1878 году, активное использование алюминия при производстве рам началось в 1890-х годах.

Механизмы переключения начали появляться лишь на заре XX века, порой они были довольно забавными, например, одним из первых способов было оборудование заднего колеса двумя звёздочками – по одной с каждой стороны, таким образом, чтобы переключить передачу, велосипедисту надо было остановиться, снять заднее колесо, перевернуть его и заново натянуть цепь. Первый механизм переключения, идентичный сегодняшним по схеме работы появился только в 1950 году, его изобрёл итальянский велогонщик и производитель велосипедов Туллио Каманьоло, что повлекло за собой создание и усовершенствование модельного ряда данного транспорта.

Считается, что первый горный велосипед, который был оснащён многоуровневой рамой и передней подвеской, а также широкими покрышками, появился в 30-х годах ХХ века. Изобрел его Игнац Швинн, инженер из Германии. Вроде бы совершенно лежащая на поверхности идея, но она нашла воплощение только в 70-е годы, а стала коммерчески успешной лишь в 80-е. В 1990 году горные велосипеды были признаны Международным союзом велосипедистов и были выделены в отдельную спортивную дисциплину. На мой взгляд, это крайне важная ступень в развитии велосипеда, потому что маунтинбайк просто перевернул представление о катании. До него бездорожье, пересеченная местность, горные спуски были уделом крайне узкой прослойки граждан, катавших на циклокроссерах, причем это катание в большей степени походило на самоистязание, нежели на получение удовольствия. Горный велосипед привлек огромное количество людей возможностью катать в недоступных доселе местах, катать на грани своих способностей, получать удовольствие от процесса. Если смотреть в будущее, то бытует такое мнение, что следующее концептуальное изменение будет лежать в области электробайков. Моторы и батареи потеряют в весе и цене, велосипеды будут комплектоваться ими в базе, и это станет совершенно привычным для ездоков следующего поколения.

Если говорить о моделях велосипедов, которые есть на сегодняшний день, то они бывают дорожные, детские (с тремя или четырьмя колесами), горные (предназначены для катания как по асфальтовым дорогам, так и по тропинкам в лесу), шоссейные (для быстрой езды на ровном асфальте), bmx (специальные велосипеды для выполнения трюков), унициклы (одноколесные), велосипеды для даунхила (спуска на огромной скорости с горы по пересеченной местности), тандемы (для езды вдвоем или даже втроем) и даже лигерады («лежачий» велосипед).

Ежедневно в мире тысячи людей используют велосипед не только для совершения прогулок, но и при выполнении своих служебных обязанностей. Многие страны Европы, например, Великобритания и Венгрия используют велосипеды для доставки почты. В густонаселенных городах часто можно встретить полицейских на велосипедах, патрулирующих улицы города, на этом виде транспорта им не страшны никакие пробки, и они могут быстро перемещаться по пешеходным зонам. Что уж говорить о курьерах, для которых велосипед один из самых эффективных видов транспорта в современном городе. Активное применение велосипеды находили и в военное время. Во время Первой мировой обе стороны достаточно активно использовали велосипеды. Основное применение они нашли в разведке, позволяя быстро и бесшумно передвигаться по территории, кроме того, разведчики не нуждались в дефицитном топливе для своего транспорта.

В нашем же городе велосипеды пользуются популярностью как среди молодежи, так и среди рабочих. Так, например, дизайнер городской газеты Анастасия Милькина рассказывает о том, как добирается на работу на велосипеде во время ЧП.

-Добираться на велосипеде намного быстрее, нежели ждать автобус. Особенно, если на небольшие расстояния. Вот уже полтора года я езжу на велосипеде, и я замечаю, что это намного удобнее и помогает сохранять фигуру. Но есть и свои опасения, например, страшно, что могут украсть велосипед там, где нет камер наблюдения или специальных мест. Также это намного дешевле и полезнее, чем содержать автомобиль: ты не покупаешь бензин и не дышишь смогом. Единственный недостаток в моем городе – это неудобность езды, так как нет специальных велодорожек и местами тротуар плохо положен, из-за чего довольно-таки проблемно иногда ездить, — рассказывает она.

Велосипед приносит как пользу, так и вред для человека. Так, например, езда на нем помогает повысить выносливость, сбросить лишние килограммы, улучшить работу легких и проехать там, где не сможет проехать автомобиль. Вред могут получить начинающие велосипедисты, которые либо поставят себе слишком длинный маршрут на первый раз, либо будут неправильно ездить (сгорбившись), из-за чего они получат большую нагрузку на мышцы ног, корпуса и спины

На сегодняшний день велосипеды имеют разные характеристики и функции. В начале двухтысячных в Казахстане появились парни, катающиеся на странных велосипедах. Оказалось, что велосипеды правильно называются BMX, а те, кто на них катаются — bmx-еры.

BMX возник в конце 60-х, когда мотокросс стал популярным видом спорта в США. Дети и подростки не могли участвовать в мотокроссе, но для них нашелся выход — соревнования на велосипедах. Позднее спорт получил имя ВМХ (Bicycle Moto Cross) и стал самостоятельной дисциплиной. С 2008 года bmx включен в программу Летних Олимпийских Игр.

В нашем городе также есть последователи данной культуры. Один из них Кирилл Назарец, студент Таразского колледжа техники и бизнеса, который начал заниматься bmx -фристайлом в феврале 2019 года.

Для меня велосипед и занятия bmx-фристайлом – это хобби и любимое увлечение. В повседневной жизни езда на велосипеде помогает сократить расстояние от точки А до точки Б, помогает поддерживать фигуру, а также держит в тоне дыхательную систему, развивает фантазию. Она как раз-таки нужна для того, чтобы выполнять необычные трюки, которые нравятся не только мне, но и зрителям в моем Instagram профиле. Наверно благодаря этому увлечению у меня появилось много друзей и знакомых. Когда ты рассекаешь воздух на bmx, ты видишь город совсем по-другому, он начинает играть «в новых красках». Сам велосипед bmx отличается от других тем, что он более легкий, но прочный, по габаритам он меньше обычных и горных моделей, что позволяет выполнять различные трюки. Конечно, легко получить травмы, но надо быть предельно аккуратным и делать разминку перед каким-то элементом, — рассказывает нам Кирилл.

Как сообщил сам фристайлер, у нас в городе нет специальных площадок для тренировок на велосипедах (их называют скейтпарки), где можно выполнять трюки не только на велосипеде, но и на самокате, роликах и скейтборде. Также нет возможности приобретения нормальных велосипедов именно модели bmx, а люди порой даже не знают о их существовании. К сожалению, у нас нет и специальных велодорожек, как например в Нур-Султане, Алматы или Шымкенте. Зачастую можно увидеть, как велосипедисты ездят либо по тротуару, либо по проезжей части, где может случиться ДТП. Помимо этого, не проводятся развлекательные контесты или турниры, где ребята могли бы себя показывать с хорошей стороны и получать вознаграждения в виде денег или новой техники для передвижения.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.