Городская общественно-политическая газета

Как прячутся мошенники?

0 561

Все чаще таразцы обращаются в правоохранительные органы и к юристам по вопросам мошенничества. Бывают разные случаи и схемы, о которых нам рассказал юрист-консультант РОО «Национальный центр практикующих юристов» Олжас Джумабаев, который помогает горожанам в сложных ситуациях.

В последнее время случаи мошенничества значительно участились, и каждый из нас может стать потенциальной жертвой. Мошенники используют разнообразные методы, чтобы выманить у доверчивых граждан деньги или личные данные. Как защитить себя и своих близких от обмана? Давайте разберемся.
Одним из самых распространенных видов мошенничества остаются телефонные звонки. Мошенники могут представляться сотрудниками банков, правоохранительных органов или социальных служб. Они могут сообщить о проблемах с вашим банковским счетом, предложить «выгодные» инвестиции или потребовать оплаты «неоплаченных» штрафов. Никогда не передавайте свои личные данные или информацию о банковских счетах по телефону. Лучше положить трубку и перезвонить в официальное учреждение, чтобы проверить информацию.
– С развитием технологий интернет-мошенничество становится все более изощренным. Ложные интернет-магазины, фальшивые объявления о продаже товаров, фишинговые сайты – все это может стать источником проблем. Перед совершением покупки на незнакомом сайте всегда проверяйте отзывы и наличие контактной информации. Никогда не вводите свои личные данные на подозрительных сайтах, – поясняет Олжас Джумабаев.
Социальные сети также становятся полем деятельности для мошенников. Они могут взломать аккаунт вашего друга и попросить у вас денег, вымогать информацию или предлагать подозрительные «выгодные» предложения. Будьте осторожны и всегда проверяйте достоверность информации, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
В последние годы участились случаи почтового мошенничества. Вам могут прийти письма или сообщения от «банков» или «государственных учреждений» с просьбой предоставить личные данные или оплатить несуществующие долги. Никогда не отправляйте деньги или информацию в ответ на подобные запросы. Всегда проверяйте подлинность отправителя.
«Вас беспокоит сотовый оператор, истекает срок действия вашей SIM-карты. Если ничего не предпринять, то ваш номер заблокируется. Вы хотите продлить обслуживание?», — такие вопросы задают псевдосотрудники известных телекомкомпаний, обзванивая граждан. Многие жители нашей страны столкнулись с данным видом телефонного мошенничества.
– Если ответить на вопрос злоумышленников положительно, то звонящие попросят продиктовать SMS-код и передать другие персональные данные. Эти сведения им нужны, чтобы взломать банковский счет своей жертвы или оформить на нее подставной кредит. При этом мошенники торопят, запугивают собеседников, чтобы ими было легче управлять. Сообщая код посторонним, пользователь тем самым дает разрешение для входа в свой личный кабинет на интернет-ресурсе или в мобильном приложении оператора связи. Мошенники могут сделать виртуальный дубликат SIM-карты или подключить услугу переадресации звонков и SMS на другой номер. Далее им не составит особого труда зайти в онлайн-банкинг жертвы и совершить необходимые операции: оформить новые займы, рассрочку, перевести деньги на счета дропперов (посредников), – говорит юрист-консультант.

Что делать?

е верьте посторонним лицам, кем бы они ни представлялись, если они запрашивают такую информацию, как пароли, логины, SMS-коды и другие личные данные (ИИН, номер удостоверения личности или паспорта, реквизиты платежной карты: трехзначный код с обратной стороны карты (CVV/CVC-код), ее номер, срок действия и т.д.).
Не скачивайте по инструкции незнакомых людей приложения, которые могут быть вирусными, шпионскими или позволяют третьим лицам дистанционно управлять вашим устройством (например, AnyDesk или TeamViewer).

МОШЕННИЧЕСТВО ЧЕРЕЗ WHATSAPP И TELEGRAM

последнее время крайне распространен такой вид кибератаки, как отправка сообщений через популярные мессенджеры или фишинговых электронных писем сотрудникам от лица начальника или другого вышестоящего руководителя компании с поручением срочно предоставить доступ к конфиденциальной информации. Мошенники, применяя психологические методы, давят на сотрудников, используя авторитет руководства.
Социальные инженеры пытаются выудить у жертв персональные данные, чтобы получить доступ к их учетным записям WhatsApp и Telegram. Тем самым мошенники выдают себя за других под предлогом,  что якобы «потеряли телефон, поэтому пишут с другого номера», что у них плохая связь и т.п. Злоумышленники могут попросить переслать деньги, сообщить пароль, PIN-код или другие личные сведения, нажать на ссылку, которую им скинуло «начальство», или активировать новые функции по ссылке, переслать сообщение другим коллегам и другое.
– Следует оставить такие сомнительные сообщения и письма без ответа, заблокировав отправителя. Ни в коем случае не стоит вступать в переписку, передавать данные, переходить по фишинговым ссылкам. Если есть сомнения, лучше уточните у своего руководителя, от чьего лица распространяются сообщения, самостоятельно набрав его номер. Также настоятельно рекомендую уведомить службу безопасности своей компании, а также техподдержку WhatsApp, Telegram о подозрительном поведении, отправив жалобу, и включить «двухшаговую проверку», чтобы усилить защиту своего аккаунта, – советует Олжас Джумабаев.

«КРЕДИТНЫЕ ПОМОГАЙКИ»

вас плохая кредитная история? Поможем быстро оформить кредит от 200 тысяч до 3 миллионов тенге, без залога и предоплаты, высокий процент одобрения», «Оформим для вас микрокредит на любую сумму и на любые цели. Гарантия – 100%», «Вам срочно нужны деньги? Оформите товар в рассрочку, а мы его выкупим по хорошей цене», «Устали отдавать все деньги кредиторам? Поможем удалить ваш кредит из базы банка и МФО и почистим вашу кредитную историю» – объявления с таким содержанием мошенники размещают в социальных сетях, в основном в Instagram, создавая фейковые аккаунты-однодневки.
Взаимодействие злоумышленников с пользователями, которые откликнулись на объявления, происходит через мессенджеры. При этом злоумышленники предпочитают вести переписку посредством WhatsApp, в котором имеется режим исчезающих сообщений, и действуют по одной из двух схем.
Первая – оформление кредита наличными. Якобы в целях оформления займа интернет-мошенники уточняют у потенциальной жертвы необходимую сумму кредита и личные сведения: данные документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты платежных карточек, номера счетов и так далее. Целью мошенников является оформление на пострадавшего кредитов, существенно превышающих потребности заемщика. Злоумышленников особенно интересует наличие у граждан личных кабинетов на популярных ресурсах онлайн-кредитования. По их словам, данная информация необходима для того, чтобы оформить выгодный кредит, который кредитные организации стопроцентно одобрят.
На самом деле мошенники делают все возможное, чтобы получить доступ к личным кабинетам граждан со своих устройств. Для восстановления пароля они запрашивают SMS-код у доверчивых «клиентов», объясняя это тем, что необходимо оформить и подать заявку на микрокредит. «Взломав» личный кабинет, мошенники с легкостью могут изменить мобильный номер, привязанный к онлайн-сервису, и указывают свой номер, зарегистрированный на подставных лиц. Далее они начинают подавать от имени жертвы заявки в различные МФО на получение онлайн-займов.
В случае одобрения микрокредита, мошенники просят заемщиков перевести всю сумму займа или ее часть на баланс указанного ими номера телефона для якобы досрочного закрытия полученного займа и направления новой заявки. Они убеждают заемщиков, что так надо обязательно сделать, чтобы система скоринга кредитной организации считала их «лояльными клиентами» и в дальнейшем позволила взять сумму в разы больше.
Либо же мошенники обманным путем получают персональные и платежные данные заемщиков и, соответственно, доступ к их онлайн-банкингу, к примеру, через приложение AnyDesk. Затем они переводят все средства со счетов граждан на счета дропперов, затем выводят эти деньги и удаляют переписку.
Вторая схема – оформление товарных кредитов. Получив персональные данные заемщиков, которые откликнулись на объявления «кредитных посредников», мошенники со своих мобильных телефонов и с использованием номеров, зарегистрированных на подставных лиц, на сайтах продавцов электроники выбирают товар и с помощью заемщика оформляют его в кредит или рассрочку. При этом злоумышленники указывают свои номера, куда приходят SMS-коды для рассмотрения заявки. Изобретательные мошенники также указывают способом доставки либо самовывоз из магазина, либо доставку курьером по указанным ими адресам.
Получив одобрение по кредиту, злоумышленники сообщают заемщикам, что у них не получилось оформить товарный кредит, или же они оформляют несколько товаров, а своему «клиенту» передают только один. При выдаче товаров мошенникам поступает SMS-код, который они сообщают работнику магазина или курьеру. Получив товар, мошенники с помощью подставных лиц стараются его побыстрее реализовать, а на связь с заемщиком, разумеется, уже не выходят.
– Не верьте посредникам, которые предлагают вам оформить банковские займы или микрокредиты на выгодных условиях, не давайте денежного вознаграждения за оформление кредита. Это мошенники. Обращайтесь за займами и микрокредитами напрямую в банки или микрофинансовые организации. И помните, что любой кредит – это большая ответственность! – рекомендует Олжас Джумабаев.

ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ И КАК ИХ РАСПОЗНАТЬ?

инансовые пирамиды – это один из самых коварных видов мошенничества, который ежегодно уносит миллиарды у доверчивых инвесторов. Их обещания огромных доходов кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой, и зачастую так и оказывается. Как распознать финансовую пирамиду и уберечь свои сбережения? Рассмотрим основные признаки и методы защиты.
– Сейчас граждане могут получить консультации в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка через следующие основные каналы обратной связи – это мобильное приложение «𝑭𝒊𝒏𝒈𝒓𝒂𝒎𝒐𝒕𝒂 𝑶𝒏𝒍𝒊𝒏𝒆» и call-центр по номеру «1459». Мобильное приложение функционирует в целях оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи населения с финансовым регулятором. В нем представлено 14 тематических разделов, в которых можно задать вопросы регулятору о финансовых продуктах и услугах, взаимодействии с финансовыми организациями, МФО, коллекторскими агентствами, случаях мошенничества. С момента функционирования посредством «𝑭𝒊𝒏𝒈𝒓𝒂𝒎𝒐𝒕𝒂 𝑶𝒏𝒍𝒊𝒏𝒆» принято и обработано свыше 10,1 тысячи вопросов пользователей, – говорит Олжас Джумабаев.
Для повышения доступности и полноты информации о деятельности финансового регулятора в Агентстве функционирует call-центр, через который на сегодня поступило свыше 59,1 тысячи звонков. Граждане обращаются в АРРФР не только для получения консультаций по вопросам защиты их прав и интересов как потребителей финансовых услуг, взаимодействия с участниками финансового рынка, но и для уточнения статуса ранее направленных обращений. Время работы call-центра: в будние дни с 10.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов.
В поисках работы увидел объявление в интернете, в котором предлагалось инвестировать в прибыльный проект. В чем его суть — не разобрался, но, судя по описанию, на выходе можно за короткий срок увеличить свою прибыль вдвое или даже втрое. Это может быть финансовой пирамидой? Юрист отмечает, что организаторы современных финансовых пирамид умело маскируют свою деятельность под различные сферы деятельности, особенно в Сети.  Поэтому, чтобы распознать финансовую пирамиду, необходимо знать ее признаки.

Вот основные их них:

– отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке, и/или точного определения деятельности организации;
– обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
– выплата средств за привлечение новых участников;
– гарантирование получения доходности при вложении в «инвестиционные» проекты;
– массированная реклама в СМИ, интернете;
– отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования;
– отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.
Если компания, которая призывает вложить деньги, обладает хотя бы несколькими из вышеописанных признаков, стоит задуматься о ее надежности.
Увидев рекламу такой организации, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы – Министерство внутренних дел РК по месту жительства, а также в Агентство РК по финансовому мониторингу.
– В Казахстане предусмотрены: уголовная ответственность – за создание и (или) руководство деятельностью финансовой пирамиды (в соответствии со статьей 217 Уголовного кодекса РК); административная – за производство, распространение и размещение рекламы деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды (в соответствии со статьей 150 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»), – отметил юрист.

Как проверить брокера, настоящий ли он или мошенник?

рокер вправе совершать сделки с ценными бумагами за счет и в интересах своего клиента только на основании лицензии уполномоченного органа – Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка и при условии заключения соответствующего договора об оказании брокерских услуг между брокером и клиентом.
Поэтому необходимо проверить на сайте Агентства наличие у данного брокера лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Реквизиты данного брокера, указанные на интернет-ресурсе финрегулятора, должны совпадать с реквизитами, указанными в лицензии.

Что делать, если я случайно сообщил мошенникам данные с карты?

случае, если мошенникам обманным путем удалось заполучить данные вашей платежной карты и/или коды, приходящие посредством SMS, вам следует как можно скорее обратиться в банк-эмитент и заблокировать карточку и счет, к которому она привязана.  Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.
Отметим, что информацию о том, что персональные данные ни в коем случае нельзя передавать третьим лицам, банк напоминает клиентам постоянно как при заключении договора, так и при отправке кодов подтверждения для осуществления денежных переводов.
В АРРФР можно обратиться в случае несоблюдения банком (или иной финансовой организацией, а также микрофинансовой организацией) условий договора и протокола безопасности.
Поэтому, чтобы обезопасить себя и свои финансы, необходимо помнить основные правила:
– Ни при каких обстоятельствах не отправляйте никому свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;
– Никогда не передавайте и не публикуйте (в том числе в социальных сетях) реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код;
– Никому не сообщайте SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка;
– Не передавайте свои банковские карты третьим лицам, даже родственникам, в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;
– В случае утери карты сразу же закрывайте ее или приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка;
– Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом;
– При пользовании банкоматом осмотрите его на наличие подозрительных предметов, которые выбиваются из общей структуры устройства. Даже убедившись в безопасности устройства, вводить ПИН­-код рекомендуется, всегда прикрывая цифры от посторонних глаз;
– Если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера;
– Подключите SMS или push-уведомления, чтобы оперативно отслеживать все изменения счета и совершенные транзакции. Таким образом, вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по своей карте.
Помните! Представители банков никогда не попросят вас сообщить реквизиты счетов и банковских карт, ПИН-коды, CVV-коды и другую конфиденциальную информацию. В случае, если у вас запрашивают такую информацию, сообщите об этом факте по горячей линии вашего банка.
Также следует знать о таком механизме защиты от мошенников, как самозапрет на выдачу займов («Стоп кредит» или «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на 6 месяцев»). Это добровольный отказ человека от получения новых кредитов в банках и микрофинансовых организациях (МФО).
– Установить такой запрет может только сам заемщик. Когда используется данная опция, в кредитной истории заемщика появляется отметка о том, что он решил временно отказаться от получения кредитов. Кредитная организация, запрашивая данные из кредитных бюро, видит такую отметку об ограничении и автоматически принимает решение не выдавать заем клиенту. При этом ограничение не касается ломбардов, а также других организаций, которые не оценивают кредитную историю своих клиентов. Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов доступен на сайте egov.kz и в приложении е-GOV mobile, – подытожил Олжас Джумабаев.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.