Городская общественно-политическая газета

Как не «сгореть» на работе

0 304

Интереснейший семинар по теме «Профилактика синдрома эмоционального сгорания» прошел в гимназии №40 Тараза для ее педагогов.

Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА

Синдром эмоционального выгорания – это понятие, введенное в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Оно влечет за собой личностные изменения в сфере общения с людьми. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью. Так вот, педагоги, учителя – это как раз одна из таких подверженных эмоциональному выгоранию категорий. Кроме учителей, кстати, этим могут страдать журналисты, торговые менеджеры, юристы, медики и даже сами психологи. Однообразный и напряженный ритм работы, постоянная эмоциональная нагрузка, взаимодействие с трудным контингентом – все это способствует «сгоранию» на работе. Человек, эмоционально сгоревший, отличается нарастающим безразличием к своим профессиональным обязанностям и происходящему на работе, негативным отношением к клиентам (пациентам) и коллегам, ощущает себя не состоявшимся в профессии и неудовлетворенным работой.

Потому трехдневный семинар-тренинг по теме «Профилактика синдрома эмоционального сгорания» в стенах гимназии №40 Тараза оказался полезным для ее учителей и психологов. Во-первых, почти конец учебного года и многие устали. Во-вторых, много новых персон среди коллег. В-третьих, необходимо было наладить благоприятный эмоциональный климат в коллективе. Целью тренинга также стало создание условий для эффективной профилактики и работы c синдромом эмоционального сгорания на личном уровне каждого специалиста, возможность индивидуальной диагностики и проработки проблем педагогов.

Для проведения тренинга был специально приглашен из Алматы известный психолог, руководитель Центра мотивации и изменений Виктор Мальчиков.

-В ходе семинара использовались различные методы работы. Это информационные блоки, презентации, мозговой штурм, работа в малых группах, диагностика, упражнения, дискуссии, ролевые игры, — рассказывает тренер семинара Виктор Мальчиков. – Стресс возникает в разных ситуациях коммуникаций в таких сферах деятельности, как педагогика, образование. В ходе работы мы рассмотрели инструменты профилактики эмоционального выгорания: отдых, переключение, развитие, творчество. Нельзя концентрироваться лишь на работе, жизнь должна быть наполненной, когда есть здравый баланс, то и в работе человек эффективен. Главный совет – найти свое предназначение, занятие по душе, и тогда вы будете счастливы и в работе, и в личной жизни.

Всего в трехдневном семинаре приняли участие 20 педагогов гимназии. Это и преподаватели-предметники, и учителя начальной школы, и психологи. Отметим, что в целом в коллективе гимназии №40 трудятся 130 человек. Из них 92 педагога имеют высшую и первую квалификационную категорию.

-Наша работа связана с большой рутиной и нагрузкой, утомляемостью от бесконечных отчетов, заполнения планов, потому зачастую страдают простые человеческие отношения, — отмечает исполняющая обязанности директора гимназии №40 Тараза Гульнара Кенжетаева. – Чтобы не замыкаться в своих проблемах, оставаться творческими людьми, мы пошли навстречу в организации такого замечательного семинара. Уже буквально на второй день видны стали результаты. Стало больше взаимодействия, люди почувствовали себя командой, единым коллективом, в то же время каждый из нас стал лучше разбираться в своих личностных проблемах, в том, на что уходит его время, его жизнь. Тренинг учит общаться с учениками, с родителями, с коллегами; избегать конфликтов, правильно их разрешать. В первый день семинара участники обозначили свои ожидания от встречи, выполнили несколько полезных упражнений – «Часы», «Колесо баланса жизни», выявили, насколько они эмоционально истощены, рассмотрели свои иррациональные убеждения. Каждому из членов учительской команды были вручены рабочие тетради для заполнения необходимых тестов, выполнения упражнений, заметок и выводов.

Двое моих детей учатся в этой школе, поэтому все, что важно для них, для их учителей, важно и для меня, — делится с нами председатель попечительского совета гимназии №40 Айнур Заурбекова. – Одна из основных целей работы попечительского совета – наладить взаимодействие между учениками и учителями, создать атмосферу, основанную на взаимоуважении, безопасности и профессиональной компетенции, в которой комфортно работать и учиться. Для налаживания морального климата в коллективе мы проводим этот семинар. Также у тренинга есть еще одна цель – для подтверждения или повышения учителями своих квалификационных категорий и получения аттестации, необходимо набрать 72 часа. Именно на столько рассчитан трехдневный семинар. Набор участников на этот тренинг мы сначала планировали провести тремя способами. Первый – попросили наших детей написать эссе на тему «Мой любимый учитель», второй – написание учителями эссе о своих коллегах, третий – написание мотивационных писем педагогами, почему они хотят участвовать в семинаре. В первом туре победили преподаватель математики Наталья Карловна Разваляева, учитель английского языка Галина Михайловна Полихрониди и учитель русского языка и литературы Оксана Юрьевна Подлесная. Они получили бесплатное участие в семинаре. С остальными отборочными турами мы не успели, у педагогов были более важные дела, поэтому для участия в тренинге были приглашены все желающие, кто согласился оплатить вступительный взнос. Второй модуль семинара пройдет в мае. Благодаря этому обучению педагоги получат такие инструменты, которые позволят им самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, идентифицировать свои чувства, понимать окружающих, в том числе учеников и коллег, с учетом этого выстраивать свое дальнейшее общение. За время проведения этого семинара я вижу, как посветлели лица людей, как горят глаза, как они с радостью стремятся усовершенствовать методы своей работы.

Если климат в коллективе здоровый, а люди умеют как работать, так и правильно отдыхать, то это положительно влияет на рабочий процесс, — говорит член попечительского совета гимназии №40 Тараза Даурен Багжанов. – Особенно это важно для коллективов, чья работа связана с детьми. Ведь дети – наше продолжение, наше будущее, очень важно, в какой обстановке они растут и учатся.

Спасибо тренеру и организаторам, мы посмотрели на себя другими глазами, полюбили себя и друг друга, — сказала председатель профкома гимназии №40 Оксана Шубина.

Этот семинар дал мне много новых полезных идей, препятствующих возникновению стрессовых ситуаций в жизни, — заметила учитель изобразительного искусства гимназии №40 Тараза Татьяна Вотинцева. – А еще здесь мы научились вырабатывать приемы, как избегать всего, что может раздражать учителя со стороны учеников. Мы учимся справляться со своей агрессией с помощью позитивных методик, учимся быть уравновешенными.
В общем и целом, между работой и другими сферами жизни, отдыхом, занятиями спортом, семьей, дружескими отношениями должен быть здравый баланс и гармония. Тогда не будет эмоционального сгорания, тогда при любом раскладе ты останешься творческой интересной личностью и классным специалистом.

По итогам тренинга учителя заполнили анкету обратной связи, всем участникам семинара были вручены сертификаты.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.