Городская общественно-политическая газета

Как интернет помогает бизнесу?

0 257

Речь в материале пойдет о людях, которые помогают развивать бизнес в нашем городе. Для многих это рекламщики, но в современном мире их называют специалистами социального медиамаркетинга (SMM). Расскажем о тех, кто помогает брендам и бизнесу Тараза.

Однако перед тем, как начать говорить о наших специалистах, стоит разобраться, что же такое SMM и с чем его едят.
SMM (social media marketing) – маркетинг, целью которого является привлечение, удержание клиентов и продажи в социальных сетях.
По статистике Marketing Sherpa, для 95% людей от 18 до 34 лет удобнее всего следить за брендом и взаимодействовать с ним именно через соцсети. С этим и связан большой спрос на SMM-специалистов: почти каждая компания ведёт соцсети. Для многих брендов – это единственный канал продвижения в интернете.
SMM подходит всем: B2B-компаниям, интернет-магазинам, сфере услуг и медиа.

Для чего бизнесу нужны соцсети?

Продвигать контент. Это могут быть статьи из блога, новости компании, видео для Youtube или анонсы новых товаров в Instagram.
Реагировать на инфоповоды. Компании часто выражают в соцсетях своё мнение о важных событиях в своей сфере бизнеса или принимают участие во флешмобах.
Запускать рекламные объявления. Для этого нужно правильно выбрать аудиторию, настроить рекламу и рассчитать бюджет. Иногда для этих целей нанимают отдельного специалиста – таргетолога.
Главное отличие соцсетей от любого другого канала коммуникации – здесь дистанция между брендом и клиентом минимальна. Вы можете не просто рассказать о преимуществах продукта и предложить скидки или акции, но и стать частью повседневной рутины вашего клиента, создать эмоциональную связь, как бы подружиться с аудиторией.
Люди вовлекаются в контент, им интересно его смотреть или читать, поэтому соцсети брендов при правильном подходе не вызывают отторжения и сопротивления, как, например, рекламные баннеры или телефонные звонки представителей компании.
Для продвижения компании не всегда используют суперпопулярные соцсети вроде Instagram или Facebook. Часто SMM-специалист выбирает более нишевые площадки, где с большей вероятностью можно найти целевую аудиторию. Вот список соцсетей, на которых бренды продвигают свои продукты:
– Facebook;
– Instagram;
– Youtube;
– Twitter;
– «ВКонтакте»;
– «Одноклассники»;
– «Мой мир»;
– LinkedIn (деловая и профессиональная соцсеть);
– Pinterest (платформа для публикации и обмена изображениями);
– Discord (площадка для общения геймеров);
– Reddit (социальная сеть с упором на новости);
– SoundCloud (для музыкантов и диджеев).

Цели и задачи SMM

Основная цель SMM (как и любой рекламы) – чтобы бизнес приносил больше денег.
Работа в соцсетях не приносит мгновенных результатов. Даже перейдя на ваш бизнес-аккаунт через рекламу, пользователь не сразу купит товар. С высокой вероятностью он начнет изучать ваш контент. Поэтому для компании важно планомерно и качественно вести соцсети. Только тогда можно получить хорошую конверсию этого канала коммуникации.
Вот задачи, которые можно решить через SMM:
Увеличение трафика. С помощью публикаций в соцсетях можно перенаправлять пользователей на ваш официальный сайт, а значит, увеличить трафик. Публикуйте анонсы статей, рассказывайте об акциях и прикрепляйте быструю ссылку.
Формирование лояльного отношения аудитории к бизнесу. Есть несколько способов работы над лояльностью в соцсетях:
– Демонстрировать внутреннюю кухню. Покажите фото и видео, как суперточно ваш станок вырезает детали, кондитеры собирают торт в перчатках и какой идеальный порядок царит на складах.
– Делиться отзывами. Положительный отзыв реального человека с фото или видео отлично работает.
– Публиковать портфолио и кейсы. Фотографии работ, видео, кейсы в формате до/после могут убедить потенциальных клиентов сделать заказ у вас.
– Рассказывать о сотрудниках. Человек покупает у человека – вот девиз бизнес-соцсетей. Если вы расскажете, что официант Анна обожает мопсов, а бухгалтер Мария училась в Европе, ваш бизнес станет чуть ближе к реальным людям – вашим клиентам.

Повышение уровня вовлеченности

Если ваши подписчики участвуют в конкурсах и опросах, комментируют публикации, задают вопросы в директ, они вовлекаются в работу компании. Чтобы это произошло, контент в соцсетях должен быть полезным, интересным и вызывать эмоции.

Поиск покупателей и генерация лидов

Эта задача решается с помощью таргетированной рекламы в соцсетях. Здесь ее легко настроить по геолокации (показывать тем, кто находится рядом с вашим кафе), по интересам (всем, кто интересуется аниме) и по социально-демографическим характеристикам (женщины от 20 до 40 лет).

Работа с имиджем

В соцсетях удобно и наглядно транслировать ценности бренда. Например, вы поощряете обучение сотрудников и участвуете в благотворительных проектах. Тогда нативно расскажите об этом: разместите фотки сотрудников с научной конференции или расскажите о корпоративной поездке в приют для животных.

Что входит в обязанности SMM-специалиста

SMM-щик – человек, который ведет социальные сети компании.
Если буквально 5-10 лет назад об этой профессии мало кто знал, сегодня большинство компаний нанимают SMM-специалиста в штат или на фриланс. Профессия востребована, и десятки онлайн-университетов и образовательных центров предлагают освоить специальность.

Чем занимается SMM-щик?

– Подбирает посты для публикаций, составляет контент-план на неделю/месяц/год;
– Руководит процессом создания контента: написанием постов, подготовкой визуального и видео-контента, тестов. Иногда пишет сам;
– Следит за инфоповодами и реагирует на них от имени компании;
– Отвечает на вопросы подписчиков, отрабатывает комментарии других людей под постами;
– Настраивает платное продвижение постов в разных соцсетях: запускает рекламу и договаривается с блогерами;
– Следит за эффективностью разных соцсетей: как растёт база подписчиков, какие посты привлекают аудиторию, приходят ли в компанию новые клиенты, делают ли они заказы, сколько денег приносят.
В небольших компаниях SMM-специалист работает самостоятельно, делает все и сразу. Если бюджет компании высокий, соцсетей много и они ведутся активно, то работу по позиционированию в соцсетях разделяют несколько специалистов: копирайтеры, дизайнеры, сторисмейкеры, таргетологи, администраторы сообществ.
Иногда для разработки стратегии или запуска нового проекта привлекают профессионального продюсера. Он определяет аудиторию, ценности, пишет прогревы и ставит задачи всей команде.
Часто продюсерами становятся SMM-щики, которые прокачивают свои знания на практике и профессиональных курсах.

Из журналиста в SMM-специалиста

Сейчас же речь пойдет о Валентине Дубовенко, которая является SMM-экспертом, главой комитета SMM в Ассоциации маркетинговых и рекламных инноваций и членом молодежного крыла совета деловых женщин Жамбылской области.
– В SMM я с 2019 года, когда вышла в декрет. На тот момент я работала в областной газете «Знамя труда». Тогда у меня уже был стаж четыре года работы. В декрете мне было скучно, так как я привыкла к более активному образу жизни. Когда ты журналист – ты постоянно в потоке информации и новостей. Мне моя подруга и коллега из Алматы тогда и рассказала про социальный медиамаркетинг. Конечно, первое время мне было непонятно, что делать и как. Но начала с малого. Принялась изучать материалы по оформлению, потом мы все вместе собрали деньги и начали проходить курсы по «Суровому Питерскому SMM» в 2019 году. Потом я выиграла бесплатное обучение у питерского блогера, которая рассказывала про фриланс, что можно зарабатывать не сидя в офисе, а можно находить клиентов и работать удаленно с любой точки Земли, – рассказывает Валентина Дубовенко. – Вплоть до 2021 года я совмещала работу и SMM. В какой-то момент я поняла, что надо выбрать что-то одно. Быть одновременно журналистом и маркетологом проблематично, так как работы было очень много. На тот момент в маркетинге я отвечала за все: оформление, упаковку, истории и посты в социальных сетях, продвижение, заявки и привлечение клиентов. Это было сложно, так как только начинала развиваться в данном направлении. Когда человек только начинает работать в данной сфере, он старается взяться за все и не всегда это получается качественно. Пока он наберется опыта – потребуется время. В 2021 году решила окончательно уйти из журналистики. Это было трудным решением, так как уже привыкла работать в сфере СМИ. Эта профессия дала мне многое и навыки, полученные в работе журналистом, помогают мне сейчас.

– Расскажите о своей команде: кто за что отвечает и как в целом протекает работа?

– Идея создания такой ассоциации – это идея Оксаны Васильевой. Она маркетолог, и у нее есть маркетинговое агентство «Компас». А возглавляет ассоциацию Григорий Васильев. Когда мне предложили вступить в такую ассоциацию и возглавить комитет по SMM, то я согласилась. Потому что сейчас я уже чувствую, что выросла и могу организовывать все эти процессы. Мне сейчас стало максимально интересно работать в данной сфере, и я понимаю, что могу вырасти по карьерной лестнице. Я сейчас являюсь главой комитета по SMM. То есть у нас сейчас в группе порядка 15-ти специалистов. Но мы на этом не останавливаемся и собираемся привлекать еще людей. Задача нашей ассоциации – это объединение с разными отраслевыми направлениями, которые связаны с маркетингом. Сейчас мы делегируем наши обязанности: кто-то отвечает за контент, кто-то за сторис, кто-то делает фото и видео. Есть такой человек, как Project Manager, который курирует эту работу. Если возникают какие-то вопросы, они выгорают или нужны идеи для контента, то я им в этом помогаю. Я не оставляю проект без внимания и слежу за работой каждого, чтобы клиент был довольным. Команда у нас позитивная и никто сильно не загружается, чтобы было желание творить и работать. Креатив в нашем деле очень важен.

– У Вас скоро пройдет интенсив. Расскажите о нем подробнее.

– Интенсив я провожу второй раз. Первый раз был для победительниц-участниц моего марафона. Второй интенсив проводится на платной основе: три дня за 25000 тенге. Кому подойдет этот интенсив? Он подойдет фрилансерам, людям, которые продвигают свои услуги через интернет, владельцам бизнеса, работникам из бьюти-сферы, предпринимателям, начинающим специалистам в направлении маркетинга. Я не набираю большие группы (максимум пять-шесть человек). Так я могу индивидуально работать с каждым из них. Это отличный нетворкинг. Люди могут общаться между собой, делиться опытом и так далее. Также каждому участнику я вручаю свою авторскую тетрадь. В ней расписана вся базовая информация про SMM. То есть это настольная книжка-подсказка для любого SMM-щика. Порой что-то может забыться и во время работы данная тетрадь может помочь вспомнить необходимое. Непосредственно с «Coworking» мы сделали коллаборацию. То есть участники, которые пройдут интенсив, получают от Coworking сертификат на десять часов работы в данном месте. Это отличное место для работы, где созданы все условия для этого. Также люди могут закрыть свои запросы в каком-то из направлений маркетинга. Фишка также в том, что интенсив проводится не по готовому сценарию, а в виде некой импровизации, формата «Вопрос и ответ».

– Какие у Вас планы на будущее?

– Сейчас я по большей части занимаюсь обучением кадров, но не выхожу из строя специалистов, которые ведут проекты. Сейчас у нас команда, которая понимает меня с полуслова. В будущем все-таки я хочу, чтобы у нас был налаженный механизм, над которым мы работаем. Фишка любого маркетолога – умение просчитывать шаги на будущее. Я мечтаю о многом и планирую осуществить все свои задумки. Хочется, чтобы наши местные предприниматели заметили хороших маркетологов и делали выбор в сторону наших отечественных специалистов.

«Magnet Group» притягивает людей

Аналогичное интервью мы провели и с основателем популярного в Таразе и за его пределами агенства «Magnet Group» Аидой Махмадовой.
– В SMM я с 2018 года. Тогда «B-Мediа» было одним из первых SMM-агенств в Таразе, где начала я как копирайтер, но спустя месяц перешла на должность контент-менеджера. Там, собственно, мы с моим партнером по агентству Сауле и познакомились. До SMM работала в крупном международном рекламном холдинге – в компании, которая занималась digital рекламой. Именно с тех пор я и полюбила рекламу и маркетинг, – вспоминает Аида Махмадова.

– Расскажите о своей команде: кто за что отвечает и как в целом протекает работа?

– Команда изначально состояла только из меня, Сауле и одного нашего помощника. Но мы быстро росли и теперь в команде 23 сотрудника. Команда – это наша гордость, наша основная сила. Сейчас мы лично с партнером практически не берем проекты, все делегируем и стараемся создать как можно больше рабочих мест и поделиться опытом и навыками.

– Откуда появляются клиенты?

– Больше 80% клиентов у нас – это клиенты по рекомендациям наших же клиентов, с которыми мы работаем не первый год. Остальные 20% – это клиенты, которые нашли нас самостоятельно через инстаграм.

– Как Вы набираете сотрудников? Какие навыки должны быть?

– Для SMM-специалиста – это креативность и дисциплина. Научить можно всему, но дисциплину и ответственность прививать тяжело, практически невозможно. То же самое касается и полета фантазии. Для мобилографов – это также дисциплина. Мы взрастили не одного мобилографа, который смог повысить чеки и уехать в другой город. Даже если у тебя базовые навыки съемки, мы поможем и подскажем, что и как делать.

– Каким Вы видите развитие SММ в нашем регионе?

– У нас небольшой город, где есть гильдия бизнесменов, которые обычно знают друг друга, поэтому так важно качество услуг с первого раза. И потом сарафанное радио сделает свое дело. Потому что на наших глазах создавались и рушились агентства в нашем городе, а проблема тут совсем не в отсутствии таргета или мощных продаж, достаточно просто раз «профукать проект» и все, пошел «сарафан» не в вашу пользу. Скажу по секрету: мы несколько месяцев работали практически в минус, только для того чтобы заработать доверие. Да и сейчас у нас самые демократичные цены на рынке.

– Какие планы есть у Вас на будущее?

– Очень много планов. Самый заветный – это, конечно, рост компании и масштабирование по всей стране. В Таразе в большей степени занимаюсь проектами я, а мой партнер Сауле – в Алматы, там налаживает проекты и набирает команду.
SMM – это популярное направление, которое по душе многим жителям нашего города. Поэтому просим местные власти обратить внимание именно на наших отечественных специалистов, у которых есть опыт, чувство вкуса и все необходимые навыки.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.