Еще 20 лет назад существование подобной службы в нашем регионе сложно было представить. Сейчас «Инватакси» успешно функционирует и осуществляет сотни перевозок ежемесячно. Мы узнали, как работает эта услуга и с какими транспортными проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями.
Всего в Казахстане, по данным Министерства труда и социальной защиты населения, действуют более 120 служб инватакси. Услуги предоставляются бесплатно и в первую очередь тем гражданам с инвалидностью, кто работает и учится, другим инвалидам – в порядке обращения. Заказывать инватакси нужно за день до планируемой поездки. Сопровождать инвалида может один человек, для него поездка тоже бесплатная.
По данным управления координации занятости и социальных программ, у нас в регионе официально зарегистрированы 45388 лиц с инвалидностью, из них 4226 – первой группы, 16974 – второй, 17405 – третьей группы и 6783 ребенка с инвалидностью до 18 лет.
В Таразе служба инватакси успешно функционирует с 2010 года. Финансируется с 2016 года из областного и городского бюджетов. Управление или городской отдел координации занятости и социальных программ выступают заказчиками на деятельность служб инватакси, которая осуществляется через систему государственных закупок. Услугами инватакси могут пользоваться люди с инвалидностью первой, второй групп и дети с ограниченными возможностями.
Как отметили в управлении координации занятости и социальных программ, в прошлом году в регионе 2400 людям с инвалидностью оказаны услуги инватакси через 30 специально оборудованных транспортных средств из 15 служб инватакси. Через социально-предпринимательскую корпорацию «Тараз» для общественного объединения «Молодежное общество инвалидов» приобретены два новых автомобиля инватакси, оборудованных современными специальными подъемниками. В прошлом году на эти цели выделено 181,8 миллиона тенге.
Предоставление услуг инватакси и транспортировка людей с нарушениями зрения по городу – главный проект общественного объединения «Корпоративный фонд инвалидов «Өмір сапасы», которым руководит Гульнара Кожабергенова. Она сама после травмы стала инвалидом второй группы, в фонде есть и сотрудники с инвалидностью.
– Ежедневно мы принимаем около 50 заявок. У нас три диспетчера, два из которых обслуживают область, один – город, шесть водителей трудятся в пределах области, причем по сменному графику они ездят на четырех машинах и в выходные дни, два шофера – в городе на двух авто, в субботу и воскресенье они отдыхают. Средняя зарплата у них – 90 тысяч тенге. Сложность работы заключается в том, что число получателей услуг растет, а автомобилей не хватает. Каждый год в январе люди с инвалидностью остаются без услуг инватакси в связи с тем, что должен быть определен поставщик (победитель тендера) услуг инватакси. Считаю, что инватакси должно работать ежедневно. Согласно Перечню товаров, работ, услуг, утвержденному приказом министра финансов РК, в услуги по обеспечению автотранспортных перевозок инвалидов специальным автотранспортом входит инватакси. Бывает, сами получатели услуг требуют автомобили в то время, которое удобно им. Не хотят ждать даже каких-то 10 минут, а иногда задерживают машину, из-за чего в итоге другой получатель услуг не успевает к месту назначения. В рамках государственного заказа у нас имеются четыре автомобиля по области и два – по городу для инвалидов первой группы по зрению, – рассказала Гульнара Кожабергенова.
Она добавила, что инватакси, зарегистрированные в районах, обслуживать город не могут, это не позволяют ни GPS-навигаторы, ни путевые листы, которые выдаются водителям соответственно той местности, которую для служб определил заказчик – городской или областной бюджет.
– Но бывают случаи, когда из районов инвалиды приезжают в областной центр. Например, на спортивные соревнования, конференции, творческие конкурсы, праздничные и торжественные мероприятия, тогда районные собесы ходатайствуют о встрече с инватакси подопечных у заказчика – городского отдела или управления координации занятости и социальных программ, те могут дать разрешение, – говорит Гульнара Кожабергенова.
Вызвать инватакси, работающие через ОО «Өмір сапасы», можно по стационарным телефонам: 51-52-08, 51-23-11 и мобильным: 87718707555, 87718707111.
При общественном объединении «Молодежное общество инвалидов» на территории реабилитационного центра для инвалидов «Асар» в Майской роще действует еще одна служба инватакси – от корпоративного фонда «Шапағат». Здесь также шесть специализированных автомобилей. В целом эта служба охватывает более 400 тысяч человек. Это взрослые и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и психоневрологическими диагнозами.
– В день бывает до 70 и более заявок, ежедневно обслуживаем более 50 человек. У нас три диспетчера, шесть водителей и шесть помощников-сопровождающих. Сложность работы – в нехватке автомобилей. Наши машины в день проезжают около 200 километров, бывает, без выходных, а потому часто ломаются. Так, два подаренных нам в прошлом году авто пришли на замену двум поломанным. Средняя зарплата диспетчеров – 70 тысяч тенге, водителей – более 100 тысяч тенге. Из областного бюджета нам в год выделяют 29,453 миллиона тенге, из городского – 11,750 миллиона тенге. Из городского бюджета финансируется обслуживание двух автомобилей, областного – четырех. Но все шесть машин задействованы по Таразу. Дозвониться до нас можно по телефону: 87476750092, – рассказала руководитель службы инватакси фонда «Шапағат» Нургуль Кожамкулова.
Два из трех диспетчеров и три сопровождающих в инватакси клиентов помощника сами имеют инвалидность, поэтому зачастую им и физически, и психологически бывает трудно общаться с дотошными и привередливыми заказчиками. Среди клиентов – родители, чаще мамы детей с инвалидностью, которых необходимо доставить на учебу в школы, центры дополнительного образования, в лечебные учреждения, а также есть и взрослые инвалиды, студенты, работающие. Очень часто звонящий в службу инватакси человек не догадывается, что диспетчер – тоже инвалид-колясочник, начинает кричать, возмущаться, ругаться, если не согласен чуть подождать машину или по другим причинам. Бывает, что ребенок с инвалидностью проспал занятия, не успевает, передумали ехать, водителю приходится возвращаться, если нет других заказов, зря тратить бензин. По закону шофер может ждать клиента в течение лишь 20 минут. А бывает, что вызывают автомобиль, даже когда есть личная машина, просто чтобы довезти ребенка до поликлиники, которая через два дома от них.
Маржан Сатыбекова, Аккенже Ахмедова и Нургуль Кожамкулова – диспетчеры службы инватакси «Шапағат». Их рабочий день длится с девяти утра до половины шестого вечера, но на месте они порой уже к семи-восьми утра, ведь до 11 часов необходимо зафиксировать все заявки на завтрашний день, подтвердить на сегодняшний. У Маржан врожденный артрогрипоз, она инвалид второй группы, у Аккенже слабые мышцы, передвигается на инвалидной коляске, а у Нургуль два ребенка с инвалидностью. Несмотря на все недуги, невзгоды, женщины не выбрали в жизни иждивенческую позицию, а решили честно трудиться на благо общества, таких же, как они, людей с инвалидностью. Свою работу они любят, считают нервной, но интересной, стараются быть вежливыми и обходительными с заказчиками, а еще время от времени посещать психологические тренинги и семинары, чтобы избежать эмоционального выгорания.
Стараются быть сдержанными и доброжелательными и водители инватакси.
– Иногда маленькие или даже взрослые подопечные не хотят пристегиваться ремнями безопасности, приходится уговаривать и убеждать. Водитель также не обязан помогать спускать с этажа в подъезде заказчика с инвалидностью, для этого есть в инватакси помощники, но частенько вполне дееспособные и ленивые родственники клиентов просят помочь именно шоферов, хотя и сами могут сопроводить своих родных до автомобиля, – посетовал 67-летний водитель инватакси Саутбек Мусабеков, который работает в службе уже седьмой год.
Порой дети с инвалидностью начинают мешать шоферу, который обязан быть сосредоточен на дороге, на соблюдении правил дорожного движения. Но к каждому своему особенному клиенту мужчина всегда найдет подход.
Денис ЛЕСИН