Городская общественно-политическая газета

Голубое топливо и безопасность

0 421

В Таразе многие жители эксплуатируют газовые приборы, не прошедшие проверку на техническую исправность.

Юрий ЕФИМОВ

Пока гром не грянет…
Недавние события в областном центре, когда прогремевший в девятом микрорайоне взрыв унес жизни трех человек и разрушил часть пятиэтажного дома, обострили внимание к давней проблеме, которая много лет не решается. Пусть до сих пор не определена причина взрыва, но уже немало ЧП произошли оттого, что жители домов и квартир не желают заключать договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО). Корни проблемы уходят в советское прошлое.

Некогда вопросами и поставки природного газа в дома и техобслуживанием плит, колонок и прочего оборудования занималась единственная организация – Облгаз. Стоимость обслуживания ВДГО входила в тариф и была для жителей «незаметной». В послесоветские времена, для развития конкуренции и повышения уровня обслуживания населения услугу «техобслуживание ВДГО» вывели из деятельности поставщика газа (в нашем случае – Жамбылского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак») и передали в конкурентную среду, то есть частным организациям. Но по-прежнему, каждый потребитель газа, чтобы получать газ, обязан иметь договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудование (далее – ТО ВДГО). Если же у потребителя отсутствует договор на ТО ВДГО, то поставщик газа, не просто имеет право, а ОБЯЗАН прекратить потребителю поставку голубого топлива, до устранения всех возможных неисправностей. На бумаге все выглядит просто и ясно, главная цель такой меры – безопасность населения. Но на практике получается совсем не просто. Те самые частные организации (во всяком случае, многие из таковых), что занимаются проверкой ВДГО, свели деятельность к обычной продаже справок населению об исправности газового оборудования.

Всем, я думаю, известна картинка – предъявляет некий гражданин удостоверение какого-то «Г… — сервиса», спрашивает: «Все в порядке? Газом не пахнет?» и получив ответ, что все в порядке, берет с хозяина N-ю сумму и выдает справку о полной исправности ВДГО. Во многих случаях, когда в домах происходят ЧП, наиболее частые зимой, на фоне забитых дымоходов и отсутствия тяги, угоревших детей и взрослых, а то и выбитых газовым «хлопком» дверей и окон, на свет Божий появляется, словно в насмешку, та самая справка в «полной исправности». Насмотревшись и наслушавшись таких историй, многие жители и вовсе перестали заботится о технической исправности газового оборудования – авось, пронесет! Но ведь обязанности содержать свои плиты, колонки и прочие газовые приборы в исправности у владельцев жилья никто не отменял!

На городском и областном уровнях в Таразе не раз проходили совещания на эту тему. В дополнение к частникам, уже работающим в этой сфере, было создано хозрасчетное подразделение при ЖПФ КТГА. Однако проблему это не решило. От безысходности ситуации не раз предлагали отказаться от принципов конкуренции и включить стоимость техобслуживания в газовый тариф, но это невозможно. Да и сами газовики от такой дополнительной нагрузки были не в восторге. Предлагали и штрафовать тех, кто не заключил договор на техобслуживание ВДГО.

Вот это гораздо было бы эффективнее – ведь как штрафуют, например, тех владельцев авто, что не прошли вовремя техосмотр – и все признают эту меру оправданной. Ведь автомобиль – источник повышенной опасности! Как и газовое оборудование, кстати.

Статистика не радует
По заключению договоров на техническое обслуживание ВДГО в Таразе занимается не только ТОО «Информационный центр – Тараз» (РЦКУ). О результатах рассказывает директор товарищества Ербол Таиров.

-Проблема с заключением договоров существует много лет, но разъяснения действуют на население пока слабо, — сообщил г-н Таиров. – Вот был случай недавно со взрывом в микрорайоне. К слову, в этом же доме наша контролер побывала за пару дней до ЧП, обошла почти все квартиры, сняла показания счетчиков, нигде жалоб на запах газа в том числе в квартире, где произошел взрыв — не было. Вместе с тем, из всех квартир, в этом доме только две имели договора, заключенные на техобслуживание газового оборудования. Я имею в виду – заключенные через РЦКУ, но может быть у некоторых жильцов и есть договор на ТО ВДГО.
Особенно проблемные дела с квартирами, сдаваемыми внаем – их владельцы вообще ни о чем ни заботятся, они-то сами там не живут. Наши сотрудники постоянно объясняют жителям, что без договора потребителя могут оставить без газа.

Согласно ст.19, п.3 Закона « О газе и газоснабжения коммунально-бытовые и бытовые потребители обязаны заключить Договор на ТО принадлежащих им газопотребляющих систем с газораспределительной или газосетевой организацией, либо с независимой специализированной организацией, осуществляющей ТО газопотребляющих систем, аттестованной в соответствии с законодательством РК в области промбезопасности.

В сухом остатке
Что же касается потребителей газа, убедительно просим горожан еще раз подумать – стоят ли ваше здоровье и жизнь нежелания содержать в порядке газовую плиту и колонку? Проверка их обойдется в тысячу тенге максимум, в то время, как только гробовщик берет в двадцать раз больше.

И не стоит покупать справку об исправности ВДГО. Она не защитит вас ни от угарного газа, ни от взрыва от утечки газа природного.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.