В Таразе прошел депутатский рейд по проблемным участкам системы теплоснабжения областного центра
Марина ТЕМИНА, фото Юрия ЕФИМОВА
Разрытые улицы в центре города этим летом стали нашей визитной карточкой. Жалобы жителей на поднимаемую автомобилями пыль, опасность падения в глубокие рвы-траншеи — все это тревожит власти города. Тем более, что всего через три недели начнется отопительный сезон. Успеют ли подрядные организации закончить злосчастный ремонт теплотрасс вовремя? Ответ на этот вопрос и пытались получить в ходе рейда депутаты областного и городского маслихатов. В поездке их сопровождали аким Тараза Кайрат Досаев и и.о. директора предприятия-заказчика «ТаразТрансЭнегро» Жаксылык Жогибаев.
В настоящее время на улицах Сыпатай батыра, Кошеней, Абая, Койгельды, Ниеткалиева и на проспекте Жамбыла по-прежнему ведется реконструкция тепломагистрали М-2, подающей тепло от ТЭЦ-4 в многоэтажные дома. На участке теплотрассы длиной почти шесть километров меняют изношенные трубы.
Работы ведутся, но народные избранники своими глазами увидели, что работы остается еще немало, и доклады представителей подрядчика, ведущего реконструкцию тепломагистрали, мягко говоря, излишне оптимистичны. Секретарь городского маслихата Батырбек Кулекеев возмущенно рассказывал журналистам:
— На последнем совещании в акимате города шел разговор о трудностях в реконструкции тепломагистрали М-2. После этого я выступил с инициативой взять эту ситуацию под депутатский контроль. Я сам лично обошел эти объекты и убедился, что есть проблема.
Вчера представители подрядчика уверяли меня, что не хватает лишь 600 метров труб, а сегодня в ходе рейда выяснилось, что не проложено еще 1900 метров. Это большие трубы диаметром 65 сантиметров. Подрядчик ТОО «Корпорация ЖилСтрой-Тараз» ссылается на недобросовестность поставщика труб из России. По их словам, трубы уже поступили в Алматы, и на днях их доставят в Тараз.
К отопительному сезону они обещают завершить реконструкцию, уверяя, что тепло в дома горожан поступит своевременно. Возможно, так и будет. Но вот привести в надлежащее состояние улицы они точно не успеют. А это дополнительные проблемы для горожан.
В ответ на оправдания подрядчика, аким Тараза Кайрат Досаев сообщил, что городская власть принимает меры по исправлению ситуации, но предприятие реагирует даже на штрафы очень туго.
— Мы уже предупреждали их, даже штрафовали, а они не делают соответствующих выводов. Ни поставки своевременной не могут наладить, ни соответствующей работы… Чтобы успеть к началу отопительного сезона, нужно работать в три смены. Больше эту организацию для участия в тендерах мы допускать не будем, – сказал аким.
Пока, как утверждает подрядчик, работа ведется в две смены. Но мне показалось,что на месте работ, которое нам демонстрировали, рабочие и техника появились незадолго до нашего приезда. Весь вид улицы говорит о том, что работы здесь – еще на недели. Между тем из-за разрытых улиц водители жалуются на перегруженность проспекта Жамбыла, где участились аварии. Так что проблема затянувшегося ремонта – многоплановая.
Однако, на мой взгляд, не стоит просто так, винить во всем предприятие подрядчика. Если уж проводить расследование, стоит выяснить, когда и в каких условиях проводился тендер, в какие сроки выделены средства и прочее. Ситуация может быть сложнее, чем на первый, поверхностный взгляд. Хотя ответственности с подрядчика все это не снимает.
В общей сложности, участники рейда посетили три участка теплотрассы. Впечатления двоякие: вроде и работы идут, земля с лопат летит, но какого-то особого оживления мы не увидели. Непохоже было, что задействовано достаточно людей и техники.
На фоне всего увиденного депутат областного маслихата Герой Труда Казахстана Мукаш Искандиров предложил всех подрядчиков перевести на круглосуточную работу, чтобы в заявленные сроки подать горячую воду и тепло горожанам, а обустройство дорог завершить хотя бы к середине ноября. Главный химик области даже высказал мнение, чтобы рабочие столы из кабинетов соответствующих служб горакимата и областных контролирующих органов перенесли непосредственно на рабочие площадки реконструируемой тепломагистрали. Тогда работы пойдут под «неусыпным надзором».
Предложение, конечно, экстремальное, но если учесть, как начала в последние дни меняться погода, вполне резонное. Напомню, что 22 сентября закончилось астрономическое лето, в любой момент могут начаться дожди, и тогда работы вести станет намного труднее, да и качество их снизится. Так, что даже если у подрядчика трудятся одни атеисты, им стоит покрепче помолиться, чтобы снег не пошел слишком рано…