Городская общественно-политическая газета

Древние письмена Великой степи: Основа культуры тюркского мира

0 811

Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» особо отметил необходимость цивилизационного развития Казахстана на основе национального кода, обозначив основные направления возрождения национального самосознания. Безусловно, лишь у того народа, который глубоко знает собственную историю, умеет по-настоящему ценить свое прошлое, возможно процветающее будущее. В современном мире глобализации совершенно ясно, что сохранить самобытность нации способны лишь полноценно изученная национальная история, культура и родной язык. В связи с этим Глава государства 21 ноября предложил свою статью «Семь граней Великой степи». Это в свою очередь стало продолжением реализации его идеи о духовном возрождении.

Археологические находки последних лет ясно свидетельствуют о том, что наши предки имели прямое отношение к самым передовым, наиболее эффективным технологическим новинкам своего времени. «Открытые миру исторические реликвии позволяют получить цельное видение реальной истории Великой степи», — сказал Глава государства, обозначая комплекс задач в этой сфере. Одна из важных проблем, стоящих перед казахской и в целом историческими науками тюркского мира заключается в полноценном исследовании памятников рунического тюркского письма, и не только со времени оставленных исторических записей народов предшественников, Гуннов, Саков.

Империя гуннов в Центральной Азии образовалась в конце III века до нашей эры. Это великое царство простиралась от Байкала до Тибета, и от Центральной Азии до реки Хуанхэ в Китае, продолжительный период Гунны властвовали над данными территориями. Их племена относят к группе языков алтайских племен. Наряду с этим в составе империи было множество племенных союзов и небольших родов, разговаривавших на разных языках. В силу различных причин племенные союзы начали ослабевать, и в результате на территории Средней Азии началось формирование тюркского этногенеза, то есть, объединение тюркоязычных племенных союзов.

С начала первого тысячелетия нашего времени на просторах Евразии постепенно стали образовываться этнические группы. Одним из основных показателей этого явления стало объединение тюркоязычных племен на данной территории, особо можно отметить это новое веяние в свете формирования государств. А вот начиная со второй половины первого тысячелетия в связи с совершенствованием социальных условий населения, укрепления политической и территориальной стабильности, целостности государственных территорий, стало очевидным формирование крупных государственных образований. Среди них такие, как в Южной Сибири, Центральной Азии, на Южных побережьях Волги (казахское название реки Едиль) а также на территориях Северного Кавказа, где сформировались первый Тюркский каганат, Восточный Тюркский каганат, Западный Тюркский каганат, Тюргешский каганат и ханство Огузов. Этот период формирования союзов в истории зафиксирован, как древнетюркская эпоха. Достойно отметить, что на волнах истории прототюркский язык не ослабил своего влияния, напротив постоянно развивался, совершенствовался, и сегодня он является живым свидетельством прямой преемственности тюркоязычных народов Евразии.

Одной из корневых основ древнего тюркского языка на протяжении всей истории его динамичного развития и беспрерывного совершенствования стал казахский язык, входящий в группу тюркских языков.

Бесценным сокровищем наследия казахского народа и всех других тюркоязычных народов, безусловно, доказывающих высокий уровень культуры с древних времен, являются памятники письменности. Известные всему миру записи древних тюрков являются ровесниками Шумерских письменных источников, найденных в Египте. Из исторических источников известно, что в середине VI века родоплеменные союзы тюркоязычных народов, населяющих Центральную Азию и Южную Сибирь, сформировали Тюркский каганат.

Вошедшие в состав этого каганата племена в определенные периоды прошли через крупные столкновения и конфликты в борьбе за освобождение соплеменников, определение земельных границ и независимость. Тюркские родоплеменные союзы сумели образовать свое государство и единство под единым знаменем, благодаря чему успешно отражали нападки врагов.

Уже тогда определялись мужественные талантливые военные предводители, такие яркие личности своей эпохи, как Култегин, Tanirукук, Бильге, Бумын, которые запечатлены в исторических и литературных источниках древних тюрков. Свидетельством существования с древних времен такого видного элемента государственности, как идеология, явились записи на камне имён великих предводителей прошлого, с описанием их подвигов.


В свою очередь древние письменные памятники сегодня являют собой свидетельство преемственности литературного творчества, общественно-культурной и политической культур древних тюрков , которые являются общим достоянием тюркоязычных народов. Существует много разрозненных фрагментарных археологических и прочих исторических источников о прошлом тюркского мира. Однако письменные надписи и изваяния на камне, изложенные в осмысленных текстах, обращенные к потомкам на вечные времена, с описанием достоверных исторических событий, героизма предков, пережили века, и без изменений донесли до современников правду о минувших временах, о трудностях и путях их преодоления великими предками.

Древнетюркские письменные памятники в наши дни были обнаружены во всех уголках на просторах казахской земли, и количество этих памятников ежегодно растет. Вместе с тем приходится признавать, что сегодня этим древним реликвиям уделяется недостаточно внимания в плане их изучения и глубокого исследования их внутреннего содержания, и ценности для обогащения истории казахского народа.

Тюркские письменные памятники средних веков, найденные на территории южных территорий Казахстана, являются продолжением письменной истории тюрков, в связи с этим возникает основание утверждать, что именно в этих местах следовало продолжать поиск ценных исторических источников о развитии древней культуры, цивилизации и государственности, языка и ментальности казахского и других тюркоязычных народов.

Необходимо достоверно уточник и изучить географические условия для полноценного исследования древних реликвий, исторического наследия, что позволит более разносторонне раскрыть содержание языковых, литературных, исторических источников и этнополитическую культуру, определяющие основы государственности. Наряду с этим исследования древних культурных центров и исторических мест казахского государства, их значение и содержание, пока не раскрытые их внутренние секреты, не должно быть делом отдельных научных исследователей, а должно быть задачей с позиции государства ради будущих поколений.

Духовное богатство казахского народа неотрывно перекликается с его историей. Поэтому следует начинать более углубленно исследовать такие древние письменные источники в южных регионах страны. Подготовить для этого необходимы условия. Поскольку в казахстанских областных музеях отсутствуют возможности для хранения исторических памятников. Многие годы остается без внимания вопрос организации исследовательских экспедиций в район реки Талас и в предгорья долины. Сегодня известно о многих находках письменных источников и рисунков, оставленных предками, которые были найдены малыми экспедиционными группами в районе древнего города Тараз и к югу от него, в предгорьях Алатау и Каратау, в районах Улытау и Болаттау Центрального Казахстана.

Этому ярким свидетельством стали найденные в результате организованных во второй половине XIX и семидесятых годах XX веков письменные источники. В ряду находок особенное место занимает петроглифы и рунические записи на камне, найденные в районе реки Талас. Одной из актуальных проблем исследования по сей день остаются древние тюркские письменные источники, обнаруженные академиком В.В. Бартольдом. В 1893 — 1894 годах ученый на основе своих исследований внес большой вклад в научное исследование Тюркской истории.

Наряду с этим особенного уважения заслуживает вклад молодых археологов объединение «Туркестан», сформированного в городе Ташкенте, которые собрали богатый кладезь сведений по древней тюркской письменности на юге Казахстана и в регионе Северного Кыргызстана. В 1896 — 1897 годах глава Аулиеатинского уезда В.А. Каллаур и финский археолог Г. Гейкель совместно организовали поисковые работы на территории современного Тараза (прежнее название Аулие-Ата) обнаружили несколько письменных реликвий, записанных тюркской руникой, в последующие годы на этой территории было обнаружено большое количество древних записей и рисунков на камне. В том числе в районе Терек сай, Айыртамой, Кайсар в районе озера Иссык-куль.

Ерболат Саурыков,
ректор Таразского инновационно-гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор,
почетный член Национальной Академии Наук

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.