6 апреля у казахстанских школьников началась четвёртая четверть. Впервые из-за пандемии коронавируса дети не пошли в школу, а учатся дома под присмотром родителей.
Четвертая четверть этого учебного года стала для нас необычной, она впервые проводится в дистанционном, то есть в непривычном для нас режиме — школы страны перешли на удаленное обучение. Это новый опыт как для учителей и обучающихся, так и для родителей школьников, которым в этом процессе отведено немаловажное место. К сожалению, другого выбора нет, ведь учебный процесс не должен останавливаться даже в такое сложное время. Это совершенно новая для всех нас форма обучения и работы. Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для педагогов и вызвал множество вопросов. Как это всё будет происходить? Готовы ли мы к такому виду работы? Дистанционные уроки. Что это? Какие они? Хватит ли 30 минут, чтобы дети усвоили знания? Это не школьный урок в сорок минут, какой мы обычно проводим; здесь необходимы другие подходы, другие принципы, другие задачи. На дистанционном обучении ученикам приходится больше работать самостоятельно: искать информацию, работать индивидуально. В домашних условиях заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей требуется высокий уровень сознательности и самостоятельности. Задача родителей — направить ребенка, помочь освоить новые знания. Надеемся, что родители будут с учителями в тесном сотрудничестве до конца четверти в период дистанционного обучения.
В это непростое время учителям необходимо перестроиться: привычную подготовку к урокам приходится усилить и цифровыми компетенциями, освоить новые образовательные платформы, выбирая наиболее оптимальные формы работы, удобные для всех. Да, это было непросто, нелегко, тем более, что у учителей нет системного опыта работы в дистанционном режиме. Этого от них и не требовалось, ведь на уроках учителя работали с цифровыми образовательными ресурсами, с электронными учебниками, с электронным журналом. Учителя объединяются в условиях дистанционного обучения, помогают и поддерживают друг друга. Только возможно в это трудное время преодолеть сложности и правильно организовать учебный процесс. Преимущество такого обучения — возможность получать знания не выходя из дома. Главная задача школы — дать качественное образование нашим детям! Спасибо родителям за их поддержку и понимание в такой непростой период для всех нас!
Учителя и дети только сейчас стали понимать, как любят всю эту школьную суету: уроки по 40 минут, шумные перемены, планы, тетради, пятиминутные встречи даже время обеда в школе!
И, конечно же, для организации этой рутинной работы в период нового формата — дистанционного обучения детей, в эти сжатые сроки немало усилий было приложено методическим кабинетом отдела образования акимата г.Тараз. Мобилизуя деятельность учителей, с первых дней методистами были организованы вебинары в помощь педагогам, где они обучались умению проводить уроки с помощью платформ Zoom, Classroom, Skype, WhatsApp, по составлению видеопрезентаций. На вебинарах подробно разобрали вопросы о роли учителя. Ведь успешность дистанционного обучения связана с его профессионализмом. Говорили о преимуществах и об основных трудностях для учащихся: самостоятельный выбор времени и места занятий, учиться можно не выходя из дома, трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне, обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины, и, конечно, дефицит прямого общения с преподавателем; о преимуществах учителя: возможность обучать сразу любое количество учеников. Очень подробно рассмотрели вопрос о современных интерактивных средствах обучения (онлайн-тестирование, интерактивные учебники), которые повышают качество знаний учащихся в данный период. Таким образом, учителям были даны первичные знания о том, что дистанционное обучение-процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной, специализированной образовательной среды, основанный на использовании новейших информационных технологий, которые смогут обеспечить обмен учебной информации на расстоянии и реализовать систему сопровождения администрирования учебного процесса.
Сегодня, когда уже пройдена половина пути дистанционного обучения, учителями уже освоены различные технические средства, которые помогают им решать задачи, поставленные перед ними: повышение уровня образованности общества и качества образования; реализация потребностей населения в образовательных услугах; повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора; сохранение и приумножение знаний; развитие единого образовательного пространства в рамках страны, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства. И, как практика показала, наиболее популярными стали: электронная почта, видео- и голосовая связь, Skype, WhatsApp.
Вся эта совместная работа методического кабинета и учителей города дала свои положительные результаты. Мы справились! Первые недели четвертой четверти прошли в суете. Но сегодня все вошли в колею: проводятся уроки, учащиеся и учителя принимают активное участие в городских, областных и республиканских конкурсах в режиме онлайн, занимая призовые места. Несмотря на сильную моральную и психологическую усталость от переживаний, учителя радуются от встречи с детьми, хотя бы и на расстоянии. Налажена постоянная обратная связь прежде всего с учащимися и потом с родителями. Искренне верим, что у нас и дальше все получится и завершим четвертую четверть с достойными результатами!
Бахыт Аужанова, методист отдела образования акимата г. Тараза