Выпускник программы «Болашак», докторант Кембриджского университета Гулмира Канаева сегодня активно занимается развитием среднего образования по всей стране. Ее работа первостепенно направлена на повышение профессиональных навыков учителей, от работы которых напрямую зависит судьба подрастающего поколения. Гулмира рассказала редакции газеты «Jambyl-Taraz» о том, какие инновации она внедряет.
– Расскажите о своих школьных годах.
– В 2003 году я закончила самую обычную среднюю школу №37 имени Ы.Сулейменова. Простая таразская школа, каких десятки, где на тот момент обучалось не более 400 школьников. Но в этом, наверное, и заключалась та самая дружелюбная, семейная атмосфера, больше всего запомнившаяся мне. Когда старшеклассники знают младших, и наоборот, когда все друг с другом общались, поддерживали. В те времена наши учителя большое внимание уделяли нашему моральному состоянию. Они постоянно интересовались, как наши дела, как идет процесс освоения новых учебных материалов, узнавали о нашем здоровье и кем мы хотим стать в будущем, тогда мы действительно были духовно близки. В современных школах внимание больше акцентируется на достижении результата, во главу угла ставятся цифры, олимпиады, ЕНТ, награды и прочие достижения, и это, увы – факт. Именно поэтому сегодня быть выпускником наших школ очень сложно, как мне кажется.
– Как девочка из маленького южного города стала доктором наук в одном из престижнейших учебных заведений планеты?
– Успешно сдав ЕНТ, я поступила в Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, получила грант на факультет романо-германской филологии. Совместная учеба с ребятами со всего Казахстана была необычайно интересна, у многих из них был отличный уровень знания английского языка, и, конечно, с моими знаниями в то время мне было очень непросто. Если мои сокурсники, окончившие сильные алматинские гимназии, занимались по часу в день, то мне приходилось, скрипя зубами, заниматься по три-четыре часа, чтобы сравняться с ними по уровню знаний. Получив диплом, в 2007 году я была приглашена поработать в моем же университете, где я преподавала специализированный английский язык на факультете международных отношений. Будучи молодым специалистом, я поняла, как мало внимания уделяется профессиональному развитию преподавателей в высших учебных заведениях, что подтолкнуло меня исследовать особенности управления в образовании. Таким образом, я подала документы на обучение по программе «Болашак», и уже в 2010 году я получила грант на обучение по направлению «Управление в области образования». Занятия по магистерской программе проходили в университете Ворвик, в городе Ковентри, Великобритания. Пройдя с отличием годичную учебную программу, я получила приглашение на работу в Назарбаев университет, где проработала длительное время с самыми разными людьми. Впоследствии решила продолжить исследовательскую деятельность. Пройдя четырехлетнее обучение в Кембриджском университете, я успешно защитила степень доктора философских наук (PhD) в области образования.
– Чем же занимается специалист управления в сфере образования?
– Сейчас я по-настоящему ощущаю себя исследователем, именно эта работа меня привлекает, и ей я посвящаю большую часть своего времени. Прикладное исследование в сфере образования – основное направление моей работы на данный момент. Мне очень хочется на практике применить мои знания, полученные зарубежом. При этом я не желаю пользоваться ими только сама, в первую очередь я хочу, чтобы мои знания могли применять казахстанские учителя. Местные школы могут поднимать планку и выходить на качественно новый уровень, главное усердно трудиться над самим собой.
– Что именно вы делаете для достижения этой цели?
– В сотрудничестве с фондом Сорос-Казахстан и общественным образовательным фондом «Школа для всех», мы реализуем “Лидерство учителей Казахстана” в 16 школах в городах Нур-Султан, Алматы, Кокшетау и Тараз. В Таразе планируется большой объем работы с гимназиями №5, №7 и №40, тем самым мы охватываем школы и с русским, и с казахским языками обучения. Данная программа нацелена на развитие лидерства учителей и будет вестись на протяжении учебного года, по окончании которого мы сможем подвести какой-то итог. Она состоит из групповых сессий, индивидуальных встреч с учителями и руководством школы, межшкольных встреч и финальной конференции. Таким образом, профессиональное развитие учителей будет проводиться внутри школ, что является трудоемким процессом, но предполагаемые результаты того стоят.
– Расскажите подробнее о вашей программе.
– Сейчас, в рамках проводимых реформ системы образования, появилось великое множество курсов повышения квалификации учителей, многие проходят эти курсы, однако есть и те, кто ввиду большой загруженности не в состоянии найти время на повышение своих профессиональных навыков. Наша экспериментальная программа в первую очередь определяет личные барьеры учителей, преграды, появляющиеся внутри школы, и решает их. Учителя занимаются саморазвитием, повышают свою квалификацию, при этом мы не отрываем работников от их прямых обязанностей. Учителя могут учиться друг у друга внутри школы, делиться опытом со специалистами из других школ города, и даже на республиканском уровне. Первоочередная задача для учителя – определить профессиональные проблемы, которые встречаются в каждодневной практике учителей и школ. Решать ее участники программы будут совместно с коллегами, мы же, в свою очередь, будем их всячески поддерживать и консультировать. Но повторюсь, главная идея – это развитие профессиональной культуры внутри самой школы, в которой каждый член, включая учителей, может определить свои профессиональные проблемы и вести за собой других коллег в их решении, тем самым они будут развивать свои лидерские качества и заниматься саморазвитием. Сегодня большой акцент делается на научно-исследовательскую работу учителей, есть специальные курсы, направленные на исследование урока или исследование в действии. Учителя также проходят аттестацию и становятся учителями-исследователями. Однако международная практика показывает, что учителя-исследователи зачастую не могут выйти за рамки теории и методов исследования. Это значит, что их исследовательские проекты не оказывают большого влияния на улучшение практик внутри класса или школы.
Мы хотим научить учителей своевременно определять эти существующие пробелы в процессе обучения как внутри класса, так и в школе, и без страха в сотрудничестве с руководством школы, коллегами и родительским комитетом решать их планомерно и систематично.
– Как появилась на свет сама идея этого проекта?
– Данная инициатива называется «Лидерство учителей Казахстана», в рамках реализации которой мы адаптируем методологию, основанную на многих международных исследованиях, протестированную в 17 странах мира и прошедшую проверку временем. Сама методология появилась в Великобритании в 1999 году и называется она «Проект под руководством учителя». Мы очень хотим внедрить ее во всех школах страны, сейчас она уже протестирована в школах города Тараза и Кокшетау. Пробные запуски позволили найти нам ее недостатки и доработать. Адаптация методологии – это использование многолетнего международного опыта здесь и сейчас, мы пользуемся только теми практиками, которые уместны в силу времени и менталитета.
– Сегодня система образования испытывает кадровый голод, способна ли ваша программа помочь решить этот вопрос?
– Молодым учителям очень нелегко. Отсутствие опыта отягчается наличием других разнообразных личных проблем, и даже простой вопрос контроля 40 учеников в классе становится для них неразрешимым. У них нет опыта за плечами, на который они могли бы опереться и автоматически решить возникающую проблему. Никогда не поздно учиться. Углубляясь в этот вопрос, я поняла, что у нас немало молодых учителей, которые действительно любят свою работу, для которых быть учителем – это призвание. Чаще всего это ответственные люди, которые хорошо учились в школе и университете. В этой связи наша инициатива, возможно, поможет закрепиться в профессии молодым специалистам, позволив избежать утечки кадров в школах.
– Выходит, ваша методика рассчитана лишь на молодых специалистов?
– Вовсе нет, но проблема в том, что опытные педагоги порой относятся с пренебрежением к программам профессионального развития, мол, я и так все знаю, мне нечему учиться. Как мне кажется, это суждение ошибочно. Наша программа нацелена на учителей любого пола и возраста, при одном важном факторе – наличии желания развиваться. Для того чтобы обучать учеников, учителям необходимо быть готовыми обучаться на протяжении всей жизни. Наша программа нацелена на таких учителей — преданных своему делу.
– Вы получили образование заграницей, как Вы относитесь к заимствованию разных педагогических практик?
– Несмотря на различия в восприятии целей образования и их теоретических основ, у учителей во всем мире общие проблемы. Наблюдая за преподаванием учителей Великобритании, я поняла, что у них те же проблемы что и у наших: как провести качественное оценивание урока? Как повысить заинтересованность учеников в обучении и т.д. В этой связи брать на заметку подходы в обучении, которые доказали свою успешность в других странах, имеет свои положительные стороны. Например, проектный подход обучения, когда обучающийся человек сам определяет проблему и решает ее. Начинает добывать знания, проходя весь тернистый путь. Я думаю, наши ученики вполне готовы к самостоятельному обучению, другой вопрос — как это правильно реализовать? Работает все просто — надо ходить, искать нужную литературу, самому выискивать интересующие тебя вопросы. Однако данные подходы требуют определенных условий внутри школы. Например, развитую библиотечную базу и достаточное количество посадочных мест, где ученики могли бы самостоятельно заниматься после уроков. Такого рода условия должны мотивировать школьника к саморазвитию.
– Чего, на Ваш взгляд, не хватает казахстанскому образованию, чтобы сделать большой шаг вперед?
– Система образования уже претерпела ряд больших изменений, которые продолжаются по сей день. Глупо считать, что проделав определенную работу, мы мигом поднимемся на новый уровень. Любой прогресс – это неустанная работа над собой, изменения, даже если нравятся не всем, нужны. И они будут происходит. Путем проб и ошибок, реализуя собственные инициативы и перенимая удачные практики, мы со временем достигнем больших высот. Качество образования – условия, создаваемые внутри школы для профессионального развития учителей и саморазвития учеников, – должно стоять во главе угла.
– Спасибо за интервью, удачи Вам во всех начинаниях!
Беседовал Алексей ПОЛЯКОВ