Слово «церковь» встречается в Библии множество раз, и оно очень привычно для нас. Но немалое число людей имеют совершенно неправильное, небиблейское понимание этого слова и того, что стоит за ним. Для многих церковь – это всего лишь здание, предназначенное для религиозных целей. Иногда слово «церковь» используется даже для названия нехристианских религиозных зданий. Что такое церковь в библейском понимании этого слова? Давайте обратимся к настоятелю Собора Успения Божией Матери города Тараза, протоиерею Георгию, чтобы ответить на этот вопрос и получше узнать жизнь святого места.
– Расскажите, пожалуйста, что такое церковь?
Есть три понятия о церкви. Само по себе это здание называется храмом. Храм строится из кирпича, в настоящее время возможно из бетона, где-то встречаются постройки из дерева. Церковью называется потому, что слово «церковь» в переводе с греческого означает «собрание верующих людей». То есть, ранее практически любое место могло стать церковью, где собирались и молились Господу Богу. Но Собор Успения Божией Матери – это храм. Храм – место, где собираются люди, а собранные люди во имя Иисуса Христа – это церковь.
– Что расположено на территории церкви?
– Алтарь, храм и притвор. Алтарь – место, где расположен престол Божий, на котором совершается одно из великих таинств – Евхаристия (оно же причащение). Там находятся священники, дьяконы, архиереи и те, кого благословили туда заходить. Женщинам вход возбранен. Центральная часть (храм) – место, где находятся уже сами люди. Они вместе со священниками во время богослужения молятся и принимают участие в таинствах. Здесь также находится иконостас, который разделяет алтарь от храма. Притвор – это, можно сказать, дворик при храме. В древние времена людям, которые как-то нарушали уставы церкви, давали возможность находиться в притворе, но в храм не заходить. Для человека давалось покаяние. Также у нас есть некий кружок, который принято называть воскресной школой. Пока взрослые люди молятся, дети при храме в спокойной обстановке могут послушать Слово Божие.
– Без посещения церкви нет веры. Как Вы относитесь к данным словам?
– Священномученик Киприан Карфагенский, сказал кратко, но емко: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью церковь». В «Деяниях святых апостолов» читаем: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян.2:47). Внецерковное христианство – миф. Бог желает спасения всем людям, соответственно того, кто искренне к Нему обращается, приводит в Свою Церковь, ведь именно ее Он и создал для спасения. Аналогично и смертельно больного везут в больницу, а не успокаивают его тем, что он самостоятельно излечит себя или справится внутренними резервами.
– Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
– Это мировоззрение не так далеко от атеизма, как может показаться на первый взгляд. Велика ли разница между тем, кто погибает, но не желает признавать этого, и тем, кто осознаёт, что только Творец может спасти его от предстоящей смерти, но не обращается к Богу, остаётся чужд практической духовной жизни? Точно так же не желающий помогать раненому и желающий, но не помогающий, мало отличаются друг от друга.
Когда современный человек говорит о Боге в душе, то он лишь использует слова, принадлежащие его христианским предкам. Для него эти слова далеко не всегда означают реального Богообщения, вовсе не означают живого присутствия Бога в его сердце. Да, цель христианской жизни – реальное пребывание в Боге. Задача христианина – соединиться с Богом, ощутить Царство Божие в своей душе как реальное Божественное присутствие. В храме христианин получает живое соединение с Богом, приобретает Божественную благодать, которая укрепляет его в исполнении Заповедей Божиих. Именно в храме преподаются Таинства, соединяющие человека со своим Творцом. Таинственна и сама храмовая молитва и человеческое предстояние Богу в храме. В этом предстоянии пребывает Сам Бог, сказавший: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20), И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).
– Как понимать выражение Мать-церковь?
– Как мать рождает детей в жизнь временную, земную, так и Мать-церковь духовно рождает в Таинстве Крещения своих детей — христиан.
Как мать питает их молоком, так и церковь питает христиан Святыми Дарами, «лекарством бессмертия» в жизнь вечную.
Как мать воспитывает детей, так и церковь научает христиан надмирным истинам и жизни духовной.
Как мать заботится о детях, так и церковь защищает и укрепляет нас при содействии Божественной благодати.
Как мать молится о детях, так и церковь не оставляет молитвы о детях, как в этом мире, так и в мире загробном.
Как мать стремится сделать своих чад счастливыми, так и церковь ставит целью привести своих детей к вечному блаженству в Царствии Божьем.
– Какова миссия у церкви?
Миссией церкви является спасение (исцеление, обожение) человечества. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Всё остальное вторично. Церковь не заменяет Бога, а даёт полноту нашим отношениям с Ним. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помогут встретиться и общаться с Богом. Поэтому популярный вопрос, как церковь относится к чему-либо – наиболее уместен в плане жизни вечной.
– Что такое богослужение?
– Как будто мы попадаем в такое место, куда не достигают шум и суета жизни, улицы, всего того, что обычно наполняет наши дни и даже ночи, — место, где вся эта суета не имеет над нами власти. Мы понимаем тогда, почему службы должны быть длинными и как будто монотонными. Мы понимаем, что совершенно невозможно перейти из нормального состояния нашей души, наполненной суетой, спешкой, заботами, в тот иной мир без того, чтобы сперва успокоиться, восстановить в себе известную степень внутренней устойчивости. Вот почему те, которые думают о церковных службах только как о каких-то обязательствах, которые всегда спрашивают о «минимальных требованиях» («Как часто мы должны ходить в церковь?», «Как часто мы должны молиться?»), никогда не смогут понять настоящего значения богослужений, переносящих нас в иной мир — в присутствие Самого Бога! — но переносят они нас туда не сразу, а медленно, благодаря нашей падшей природе, потерявшей способность естественно входить в этот иной мир.
– Вы рассказывали про таинства. Что это такое?
– Таинства – это священнодействия, в процессе и результате совершения которых происходит встреча Бога с человеком и осуществляется единение с Ним, и на участников – верующих – низводятся особые Дары Святого Духа.
В строгом значении слова Совершителем любого таинства является Сам Бог.
Человек вводится в Церковь через Таинство Крещения. Вслед за Крещением, как правило, сразу, совершается Таинство Миропомазания. Живя христианской жизнью, спасаемый участвует в различных Таинствах, в том числе в Таинстве Покаяния, Таинстве Евхаристии. Ни одна из так называемых христианских церквей, где в принципе не практикуется истинное совершение истинных Таинств, не является истинной спасающей. Такой церковью является Вселенская Православная Церковь.
В Православии семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Таинство Священства, Таинство Брака и Елеосвящение.
Утверждение всех церковных Таинств осуществлено по воле Божьей.
В Таинствах на человека низводятся определенные Дары Святого Духа: например, в Таинстве Крещения человек омывается от скверны первородного и личных грехов, вводится в Церковь, усыновляется Богу, рождается новым духовным рождением для жизни во Христе.
Живя христианскою жизнью, участвуя в Таинствах Церкви, христиане возрастают возрастом духовным, подготавливают себя для жизни в Царстве Небесном.
В Таинствах различают видимую и невидимую стороны. Видимым образом произносятся те или иные молитвы, совершаются те или иные действия, например, погружение крещаемого в крещальную купель, а невидимым образом на участников Таинств низводится Божественная благодать.
В Таинстве Миропомазания человеку при видимом помазании частей его тела освященным миром невидимо подается благодать Святого Духа (особые Дары Святого Духа), для укрепления его в духовной жизни на его христианском пути.
В Таинстве Брака благословляется супружеский союз мужчины и женщины, в образе союза Христа и Его Церкви; в отличие от светской семьи христианская семья представляет собой и малую церковь.
В Таинстве Покаяния грешник, при искреннем раскаянии и исповедании своих грехов перед лицом священника (и, конечно же, перед очами Божьими) освобождается от греховной нечистоты.
В Таинстве Евхаристии верующий, по его вере, теснейшим образом соединяется с Господом нашим Иисусом Христом. Регулярное участие верующего в Таинстве Евхаристии способствует его обожению.
В Таинстве Елеосвящения (Соборования) на болящего человека призывается Божественная благодать для уврачевания его телесных и душевных недугов.
В Таинстве Священства определенным людям, избранным из среды верующих, посвящаемым в диакона, священника или епископа, подаются Дары Святого Духа, необходимые для осуществления этого служения (диаконского, священнического, епископского).
Таинство Крещения в случае крайней необходимости может совершить и православный мирянин (мужчина или женщина).
В нашем храме проводятся таинства. Многие думают, что это стоит денег. Но мы называем это иначе. Это пожертвования для церкви. Конечно, церковь тоже материально зависит от прихожан: освещение, вода, зимой отопление. Это в современное время стоит денег. За таинства прихожане приносят пожертвования, как это было издревле. Но помимо этого есть прихожане, которые помогают нам не только материально, но и физически. Так, например, когда нам надо было отремонтировать забор, мы попросили наших прихожан по возможности помогать.
– Становится ли прихожан больше?
– Если сравнивать времена 2000-х годов и текущие года, то разница колоссальная. Прихожан становится меньше. По понятным причинам. Кто-то отправился в мир иной, кто-то переехал в другой город или даже страну, а кто-то просто не может посещать церковь.
– Людям, далеким от церкви, всегда было интересно, почему внутри храма так много икон. Что такое в целом икона и для чего они в церкви?
– Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным и отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Основной тезис иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».
Любая икона глубоко символична. Проще всего было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием.
Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности.
Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы.
Цель создания икон — способствовать единению человека и Бога.
Благоговейно взирая на образ Божий и образы святых, представленные на иконах, молясь перед иконой, христианин духовно возносится к Самому Первообразу. Стало быть, между богомольцем и Тем, к кому обращается богомолец во время моления, устанавливается действительная духовная связь. Бог, или Его святые, реально слышат молитву, реально реагируют на просьбу молящегося (по мере веры и в меру уместности). В этой связи икона называется окном в горний мир.
Икона – это глубоко символическое изображение. Характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры бывают наполнены не только буквальным, но и духовным смыслом. Работая над написанием образа, иконописец старается избегать изображения лишних (случайных) элементов.
В отличие от идолов святые иконы не олицетворяют ложных богов, не представляют собой обожествленную в воображении тварь, но представляют образы действительно существующего Бога и Его святых, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.
В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам. Почитая иконы, христиане угождают Богу.
Одно из первых прообразовательных изображений Иисуса Христа было создано по указанию Божию во времена Ветхого Завета: медный змей прообразовал собой Спасителя, вознесенного на Крест, умершего (и впоследствии воскресшего) (Ин.3:14). Как евреи, взирая на медного змия, спасались от укусов ядовитых змей (Чис.21:6–9), так христиане, взирая с верой на образ Распятого Спасителя, молясь перед ним, избавляются от власти диавола и греха (Числ.21:8).
Икона отличается от картины по существу. Прежде всего, что картина отражает субъективные представления автора об изображаемом им предмете, его личное, авторское желание воспроизвести этот предмет в линиях и красках так, как сам он того хочет. Икона же пишется в соответствии с выработанными и утвержденными Церковью иконописными канонами. Конечно, авторский след оставляется и на иконах, но далеко не так, как на картинах. Заметим, что в отличие от картин, иконы не принято помечать подписью иконописца. Кроме того, хотя отчасти некоторые функции картины могут соответствовать некоторым функциям иконы, но все же у иконы есть свои, особые функции: перед иконой молятся; иконы знакомят нас с миром инобытия; «иконой благословляют»; неся иконы (хоругви), верующие идут в бой; некоторые иконы, как, например, иконы Страшного суда, показывают людям, какой вечной участи они могут достичь, на что могут быть осуждены.
Не всякое изображение Господа, Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых является иконой.
– Что такое вера в Бога?
– Понятие «вера в Бога» может трактоваться по-разному: 1) как рассудочное принятие факта существования Бога; 2) как признание истин о Боге и Его отношении к миру; 2) как доверие Богу, выражаемое, помимо веры в Его бытие и в открытые Им истины, в деятельном стремлении к соединению с Ним, соответствующем высшему призванию и предназначению человека.
В Православии вера, в возвышенном понимании этого слова, подразумевает наличие нескольких аспектов, среди которых выделяются: признание факта существования Бога; вера в истинность Его Откровения; доверие Богу; деятельное осуществление требований Его святой воли, верность Богу.
Православной верой нередко именуется Православная религия.
Истинная, спасительная вера есть та, которая соответствует Истине, является залогом спасения. Такая вера свойственна православным. Она приобретается и укрепляется человеком осознанно и свободно (Мк.11:23; Мк.16:16; Ин.7:38), при содействии Божественной благодати (Деян.17:28; Ин.15:5; Рим.12:3; Еф.2:8).
Приобретение истинной веры подразумевает признание и усвоение человеком тех основных догматических и нравоучительных истин, которые открыты Богом.
Вера истинно верующего человека выражается в его мировоззрении, миросозерцании, мироощущении, в подразумевающих нравственную оценку частных мыслях, желаниях, поведении, деятельности.
Различают три уровня восхождения верующего человека к Богу. Этим уровням соответствуют три образа: как раб, как наёмник, как сын. На первом уровне человек, восходящий по лествице духовных совершенств, в значительной мере движется, будучи побуждаем страхом перед возможными наказаниями; на втором – стремлением к приобретению высших благ; на третьем действует по любви к Богу, к Добру, по любви к ближним.
Приобщение к вере Христовой осуществляется через усвоение Евангельского учения, приобщение к Истинной Церкви, соблюдение заповедей.
Быть верующим, христианином, в строгом значении слова, означает жить полнотой христианской жизни.
Вера, ограниченная лишь сухим, холодным признанием факта существования Бога, в чём-то схожа с бесовской (Иак.2:19).
Вера, не подкрепленная более или менее глубокими знаниями, может приводить к заблуждениям, зарождению и развитию ложных представлений о Боге, к формированию в сознании воображаемого идола.
Неверующему, но желающему веровать, следует просить у Бога встречи с Ним и внимательно наблюдать за собой: Бог обязательно ответит на искреннюю молитву, например, через обстоятельства жизни, через ближнего, а может быть и прямо через сердце человека (Иер.29:13).
Неверие может базироваться на безразличии, а может — и на нежелании менять привычный греховный образ жизни.
Неверие может служить почвой для множества видов грехов.
Неверно говорить: «нет Бога», вернее сказать: «у меня нет Бога»; ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога. Ты говоришь, как бы слепой сказал «нет в мире света».
Неверующих вообще нет. Никого! Каждый человек рождается с врожденным ощущением веры. Разница только в том, что один осознает и формулирует свою веру как некое мировоззрение, а другой инстинктивно верит. Все равно человек не перестает верить, что жизнь имеет смысл. Он чувствует это. Он может это как бы инстинктом ощущать. Мы все дети Божии. Только одни знают это, а другие остаются как бы сиротами.
Дионисий Пляшешник