Городская общественно-политическая газета

Битва за место

0 434

Всех нас со школьной скамьи и детского сада учили правилам поведения в общественном месте: не кричать, держаться на расстоянии, не заглядываться на прохожих и в экраны телефонов близко идущего человека. То же касается и общественного транспорта, этикет в котором с каждым годом соблюдают все меньше и меньше пассажиров. А может культура вовсе не нужна?

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Большинство из нас знает банальные правила культуры и поведения в общественных местах, однако не каждый задумывается о том, как себя правильно вести в автобусе. Час пик в салоне автобусов характеризуется как «бой не на жизнь, а на смерть». Столпотворение на остановке и толкотня в общественном транспорте с последующим выяснением отношений по различным причинам стали нормой для жителей нашего города. Многие устают на работе или в вузе, а давка в общественном транспорте как физическая, так и психологическая только усугубляет общее состояние организма. Однако даже в этой ситуации не стоит забывать, что человек, вернее, пассажир – участник общественного движения, у которого есть свои права и обязанности.

Первый эпизод, часто встречающийся в заполненном транспорте, мы увидели, только войдя в автобус. Час пик, центр города. Народ едва успевает занять свободные места, протискиваясь в узкий салон автобуса. Он по-прежнему продолжает стоять на остановке – водитель ждет бегущую к дверям женщину с пакетами. Двери закрываются, и автобус начинает свое движение. На спуске заметно замедляется – вечная «пробка» в этом направлении. Женщина, зашедшая в салон с пакетами, тяжело дышит – место ей так никто из сидящих не уступил. Только на следующей остановке, когда освободились места, она смогла сесть. Нужно ли уступить место в данной ситуации? Многие определенно ответят «да», не зная сути происходящего и не рассматривая две стороны медали. К примеру, у молодого человека может быть веская причина для того, чтобы это место не уступать: плохое самочувствие, какие-то физические особенности и так далее. Причем это касается и мужчин, и женщин. Но если речь идет о старушке глубоко за 70 или 80 лет, то здесь лучше уступить.

Одна занимательная сцена произошла на наших глазах на следующий день: в салоне микроавтобуса спокойно разговаривали по душам две немолодые женщины. Разговаривали негромко – нам показалось, что говорили вполголоса, как положено в общественном месте. Сидели мы достаточно далеко. Однако сидящему рядом с женщинами молодому человеку так не показалось. Он грубо прервал разговаривавших дам и упрекнул их в том, что они «разговаривают и рот не затыкают, надоели, трещотки». На такой словесный удар женщины только тихо рассмеялись и отшутились: «Хорошо, мы перестанем разговаривать. Какой чувствительный молодой человек, надо же». Это еще больше разозлило мужчину, на что он начал еще громче возмущаться, перекрикивая даже голос в динамике, объявлявший в тот момент остановку. Принято считать, что в подобной ситуации лучше ответить шуткой или легкой колкостью. Это так называемый прием психологического айкидо, когда ответом на грубость следует не грубость, а спокойное согласие со словами обидчика. После этого у человека может не остаться аргументов. Если же человек не понял намерения разрядить обстановку, тогда лучше просто попросить прощения. Это может показаться трусливым отступлением, но это лучше, чем на повышенных тонах общаться с собеседником до конца поездки.

Это лишь малая часть из того, что происходит в общественном транспорте, подобных историй может быть сотни, а то и тысячи!

Гонки на опережение
Чтобы больше узнать о проблемах в общественном транспорте, журналисты нашего еженедельника вышли на улицы города и провели блиц-опрос. Всего было опрошено около 50-ти человек, где были все возрастные категории: от школьников до пенсионеров.
Первым делом мы решили поговорить со старшим поколением, которому точно было что сказать.

– Я езжу не так уж и часто, так как карантин в стране. Но даже когда появляется необходимость съездить на рынок, то я пять раз подумаю, ехать на такси или на автобусе. Чаще всего они грязные, переполненные, люди неуважительно относятся друг к другу, толкаются… Кондукторы тоже могут нагрубить, но это редкость. Сами по себе автобусы неудобные: либо маленькие и тесные, либо большие, но без достаточного количества мест, – поделилась пенсионерка.

Школьники – неотъемлемая часть нашего общества, они ежедневно ездят на автобусах на учебу, дополнительные курсы, тренировки…

– Чаще всего они ужасно переполнены, невозможно даже пальцем пошевелить. Половина людей без масок. Обещали, что автобусы будут заполняться только в соответствии с количеством сидений, а переполнены так, что люди уже из окон готовы выпасть. На счёт вождения: водители чаще всего несутся так, словно мы ограбили банк и отрываемся от полиции. Из-за крутых и резких поворотов летишь из одного конца автобуса в другой… – рассказала нам ученица седьмого класса.

В ходе нашего диалога со школьницей к нам подошел молодой человек – как оказалось – студент, которому тоже было что сказать. Удивителен тот факт, что он также сравнил наш город с другими крупными городами нашей необъятной страны.

– У нас практически самая низкая цена проезда (65 тенге – для взрослых, 30 тенге – для школьников по Tulpar карте). Автобусы сами по себе хорошие, но в то же время – узкие проходы, тяжело забираться женщинам с колясками или людям с ограниченными возможностями, так как не оборудованы ни остановки, ни сами автобусы для этого. Не могу сказать, что в других городах все хорошо с культурой: там также люди толпятся, толкаются, не уступают места для пенсионеров, также грубят всем вокруг. Разъяснительные работы не помогают, по школьной программе проводится мало уроков, связанных с культурой общения и взаимодействия с миром. Как мне кажется, то стоило бы начать с самих детей, а потом уже разговаривать со взрослыми, нанять квалицированных водителей, которые бы не гоняли по городу, и мотивировать их работать хорошо, а не как попало, – делится своими мыслями студент Таразского регионального университета Валихан Талгатов.

На улицах города на следующий день картина не поменялась: люди на остановке – кто в масках, кто без них – мерзнут и ждут свои маршруты. Утром никто не хочет разговаривать на социально-значимые темы, но пару комментариев все же удалось взять.

– Мне приходится каждый день ездить на работу, но постоянно выходя в одно и то же время, то пропускаешь автобус, то ждешь его еще 15-20 минут. Прекрасно понимаю, что тут как повезет: выйдешь раньше – уедешь раньше, а если задержался на минуту, то будь добр ждать полчаса. Сами водители меня чаще всего удивляют: курят в автобусе, чешутся, а потом этими же руками берут наши карточки или деньги… Это хорошо, когда есть кондуктор и можно избежать общения с водителем. А как же я люблю остановки по 5-10 минут… Нет ничего лучше, когда ты проспал и опаздываешь, а водитель решил «отойти за кусты» или подождать побольше народу. На определенные возмущения у них один ответ: «У нас график». Все бы ничего, но когда водители автомобилей и автобусов устраивают между собой гонки, невольно ощущаешь себя героем боевика или «Форсажа», где ты просто хочешь выжить и нормально добраться до работы, – поведал нам один из горожан.

Не может же быть такого, что только водители и кондукторы плохие. Мы также поговорили с ними, чтобы услышать их точку зрения.

– К сожалению, многие ошибочно считают, что это очень легкая работа. На самом деле весь день ездить на многотонном автобусе очень тяжело. Горожане полагают, что мы ничего не видим и не слышим. Из-за этого они могут себя вести не подобающе: материться, щелкать семечки в автобусе, не заплатив за проезд убежать, и много других моментов, которые неприятно вспоминать. На нас часто ругаются, что мы возим людей без масок. А что остается делать? Человек стоял на морозе и ждал свой маршрут, в спешке забыл дома маску или потерял ее по пути. Не хочу говорить за всех водителей, но лично я соблюдаю карантинные нормы и постоянно в маске, даже если жарко. Единственное, что хочется попросить у горожан – уважение к нам, водителям. Мы также, как и вы, работаем, относитесь с пониманием к нашему труду, платите за проезд, не ругайтесь друг с другом и носите маски для вашего же здоровья, – поделился с нами водитель одного из основных маршрутов нашего города, который пожелал остаться анонимным.

Среди 50-ти опрошенных людей нам не удалось услышать ничего позитивного в адрес водителей или кондукторов, а также и пассажиров. Помимо этого, все жаловались на карантин: резкое сокращение маршрутов, непонятный график, халатное отношение к масочному режиму самих граждан.

Некоторые правила со временем подвергаются изменениям. То же касается и правил поведения в общественном транспорте. Они существуют для того, чтобы сами пассажиры могли обеспечить себе комфортный и безопасный проезд в автобусе, маршрутном такси, трамвае и так далее. Вот несколько базовых правил поведения в общественном транспорте, о которых многие в спешке забывают, из-за чего настроение в конце дня становится еще мрачнее, чем было до этого.

Первое и самое важное правило: сначала следует выпустить пассажиров, по возможности, если это необходимо, помочь людям, покидающим транспортное средство. Зайти в автобус вы всегда успеете. Толкаться в салоне, затем выйти, а потом опять зайти – не самое удобное действие, когда вы спешите домой, верно?

Если видно, что человек устал, или в салон зашел человек пожилых лет – неважно, какого он пола – лучше уступить им место. В крайнем случае так необходимо сделать, если человек держит в руках тяжелые пакеты или сумки. В общественном транспорте лучше снять рюкзаки – так они не будут занимать лишнее место, и люди смогут спокойно расположиться в салоне. Также лучше завязать или убрать распущенные волосы – будет очень неприятно, если они зацепятся за что-нибудь. Если вы решили посмотреть кино или послушать музыку, то лучше это делать в наушниках. Так будет комфортнее и вам, и находящимся рядом пассажирам. Однако нужно быть внимательным – полное погружение в другую реальность может стоить вам нужной остановки. Желательно приготовить оплату заранее – перед посадкой в транспорт. Лишние телодвижения могут создавать неудобства и вам, и пассажирам.

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.