В Казахстане и Таразе большая часть особо тяжких преступлений, в том числе убийств, совершаются в пьяном виде.
Юрий ЕФИМОВ
Часть первая
Пролог
Полицейская статистика говорит, что в нашей стране, как и в государствах бывшего Союза, большая часть убийств и покушений на них носят бытовой характер. Если в цитадели демократии и свободы культурные янки лишают друг друга жизни с помощью револьверов, винтовок и даже пулеметов, то у нас главным орудие такого действа являются кухонные принадлежности. В свою очередь, подавляющая часть «бытовухи» приходится на пьяные драки между родными, близкими и друзьями. Как пишется в протоколах в 95 процентах случаев – «после совместного распития спиртных напитков»… Отдельная тема – пьяные за рулем.
Тема о проблемах пьянства бесконечна, как лента Мебиуса, а потому, материалы на данную тему мы разделили на несколько частей. К сожалению, имеющаяся статистика показывает, что главную бытовую и социальную проблему из прошлого мы прихватили в 21 век.
Борьба с Гидрой
Не следует думать, что проблема пьянства и алкоголизма, и сопутствующего им криминала касается только нашей страны. Знаете, почему англичане в 17 веке приветствовали возвращение в страну короля? Потому, что революционеры-пуритане яростно боролись с пьянством! За появление в нетрезвом виде на улице полагалось 50 ударов плетью. А король Карл Второй вновь открыл все пабы и прочие питейные заведения и снял ограничение на продажу алкоголя. В Англии появились даже… 10-летние алкоголики. Ужас! В 19 веке самыми буйными пьяницами считались шведские матросы. В портах разных стран даже создали отряды полиции, именуемые «шведскими» из самых крепких стражей порядка – для усмирения пьяных потомков викингов. Недаром в Швеции, одной из первых стран, был принят суровый «сухой закон», действующий до сих пор. Но как изменить менталитет? В 1978 году в Москве, где я побывал с папой, довелось увидеть, как большая группа похожих, как братья, крепких блондинов выбиралась из ресторана «Прага». Гости столицы были под таким градусом, что многих вели под руки. На мой вопрос, кто это, папа (и по сей день заменяющий мне Википедию) ответил:
-Да это шведы! У них в стране сухой закон, так что они отрываются за границей. В Ленинграде они и финны «отдыхают» по выходным. За валюту им продают все!
К чести земляков Малыша и Карлсона ни один из них не буянил и не шел на четвереньках. Крепкие мужики.
Что касается родных осин, то Советский Союз пережил пять кампаний по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Первая началась еще до образования СССР как государства, в 1918 году. Самая знаменитая антиалкогольная кампания – горбачевская. Эта акция с противоречивыми методами снижения алкоголизации советского населения, пятилетка трезвости (1985 – 1990 годы) оставила после себя много разнообразной информации, в том числе и статистической. С наследием царского режима Советы начали бороться (с пьянством) практически сразу после Октябрьской революции – уже в начале ноября 1917 года Петроградским реввоенсоветом был издан приказ о запрете производства любых алкогольных напитков. По сути, новая власть продолжила антиалкогольную кампанию, начатую еще царским правительством. Возобновили промышленное изготовление спиртного уже в СССР, с августа 1923 года. Однако уже через шесть лет стало понятно, что степень алкоголизации населения молодого советского государства столь велика, что с этим срочно надо что-то делать. Пивные и прочие злачные места экстренно переоборудовали, они стали чайными и столовыми для трезвенников. Именно в 1923 году вышел первый номер журнала «Трезвость и культура», содержание которого было направлено на бичевание пьянства и пропаганду трезвого образа жизни. Многие пивоваренные заводы в крупных советских городах, включая Москву и Ленинград, вынуждены были закрыться, поскольку потребление пива резко сократилось. В очередной раз советское руководство озаботилось состоянием алкоголизации населения СССР в 1958 году – тогда запретили продавать водку в точках общепита (кроме ресторанов) вокзалов, аэропортов и на прилегающим к ним территориях. Также запрет налагался на реализацию спиртного в магазинах, расположенных рядом с заводами и фабриками, учебными заведениями, детскими учреждениями, больницами, санаториями и местами массового отдыха.
Три антиалкогольные компании пришлись уже на мой век. Хорошо помню, как мужики в магазине, куда меня посылали за хлебом, ругали повышение цены на водку с 3,62 до 4,12 рублика. Знаменитый советский лозунг «Пьянству – бой!» появился в 1972 году, когда вышло очередное антиалкогольное постановление Правительства СССР. Государственная политика была направлена на сокращение производства крепкого спиртного и замену его виноградными винами, пивом и безалкогольными напитками. Раньше 11 утра подорожавшее к этому времени спиртное крепче 30 градусов и выше приобрести было нельзя. Алкоголиков начали помещать в ЛТП (лечебно-профилактический профилакторий), из советских кинофильмов вырезались эпизоды, где герои распивают спиртное. «Спасибо партии родной, что нету водки в выходной!»
На рубеже 80-х опять подняли цены на спиртное, на водку до 5,3 рубля за бутылку и местные таланты ответили стихами:
Водка стала пять-ноль- восемь,
Все равно мы пить не бросим!
Передайте Ильичу – нам и десять по плечу!
Если будет больше –
Сделаем как в Польше!
Если станет двадцать пять –
Снова будем Зимний брать!
В Польше тогда чуть не началась гражданская война. Наиболее известной и, пожалуй, самой непопулярной среди широких слоев советского населения была антиалкогольная кампания, инициированная в СССР в начале горбачевской «перестройки». Ее активная фаза продолжалась с 1985 по 1987 годы. Впервые в Советском Союзе были обнародованы неутешительные статистические данные потребления алкоголя на душу населения. К началу 80-х годов, согласно этой статистике, этот показатель достиг 10,5 литров на человека в год, тогда как ни при царе, ни во времена правления Сталина он не превышал пятилитровой отметки. Если прибавить к этим данным объемы реализации на теневом рынке спиртного (деятельность самогонщиков) и учесть факты распития советскими гражданами разного рода суррогатов (от денатурата до одеколонов и лосьонов), цифра выглядела еще более устрашающей – 14 литров на человека. На уровне Политбюро СССР было отмечено резкое снижение производительности труда, падение морально-нравственного уровня населения, все это напрямую связывалось с повальным пьянством.
Во время моей службы в Советской Армии (1985-87 годы), нам, комсоргам, зачитывали такие данные по стране: в центральной полосе СССР от Бреста до Владивостока, где проживало 250 миллионов человек, 40 миллионов попадали под определение пьяниц и алкоголиков. В средней полосе России среди механизаторов на селе не было пенсионеров! Тяжелые условия труда и водка (вернее – самогон) «выбивали» эту часть населения до 60 летнего возраста! На таком страшном фоне антиалкогольная кампания выглядела просто неизбежной.
В сферах производства и реализации спиртного во всех союзных республиках снова были введены ужесточающие нормы. За самогоноварение сажали в тюрьму. По всей стране закрылось множество вино-водочных магазинов. Объемы изготовления спиртного в СССР резко сократили, впервые за всю историю умышленно пойдя на существенные потери для госбюджета (он почти на треть состоял из доходов, которые давали «пьяные» отрасли промышленности). Время отпуска спиртного перенесли на 14 часов, в выходные же его не продавали вовсе. Взалкавший люд выход из положения, тем не менее, находил. Продолжение родившейся в те времена частушки «Спасибо партии родной, что нету водки в выходной» было таким: «Но не горюй, Маруся, одеколона я напьюся!» Борьба с пьянством и алкоголизмом велась повсеместно и жестко – за пьянку могли выгнать с работы и отобрать партбилет. К пропаганде здорового образа жизни активно подключились работники культуры и искусства. В антиалкогольной кампании было много перегибов (в частности, резкое сокращение виноградников), но имели место и многочисленные положительные эффекты – выросла продолжительность жизни, повысился уровень рождаемости и сократилась смертность населения СССР. Тем не менее, широкого одобрения со стороны населения эта кампания не получила, и в итоге ее пришлось свернуть. Сам Горбачев позже заявил, что хорошее, в принципе, дело закончилось ничем.
Но… В 1985-90 годах в СССР было отмечено повышение рождаемости, снижение аварийности и травматизма на производстве, увеличение средней продолжительности жизни на 3,5 года у мужчин и 2,5 года у женщин. То есть антиалкогольная кампания сберегла миллионы жизней. Так можно ли сказать, что она была совсем уж «бесполезной»?
Пусть меньше останется нашим детям!
Был такой дурацкий лозунг у наших пьянчуг в 80-е годы. Но сейчас ситуация не радует. После распада СССР производство спиртного стало частным, исчезли незыблемые ГОСТы, а относительная цена на спиртное упала в 10 раз! Несмотря на стремительное обнищание населения в 90-е годы прошлого века, в продаже имелась такая куча дешевейших суррогатов, что все достижения прошлых лет по борьбе с пьянством пошли коту под хвост. Резко выросло число отравлений и смертей от «левой» водки.
Сегодня Казахстан занимает первое место в Центральной Азии по количеству пьющих людей от 15 лет и старше. На душу населения, начиная с 15 лет, потребление алкогольных напитков на одного человека занимает почти 9 литров в год, 65% из которых составляют крепкие алкогольные напитки. Однако если верить отчету министра внутренних дел, уровень потребления алкоголя в Казахстане — 11 литров в год на душу населения. Пьянство, напомню еще раз, является одной из наиболее частых и серьезных причин бытовой преступности. Не говоря уже о вреде здоровью. Но данные цифры не отражают реальной картины потребления спиртного. Еще четыре года назад эксперты EuromonitorInternational оценили объёмы нелегальной водки в 46,6 млн литров, или 50,3% от общего объёма рынка этого напитка. Общая стоимость рынка серой водки была оценена в 62,9 миллиарда тенге.
Но хуже всего – отношение населения к этой проблеме среди молодежи – нашего будущего. Так, в начале 2019 года опрос среди студенческой молодежи Алматы, показал, что 38% студентов впервые попробовали алкоголь до 16 лет, 37% — с 16 до 18 лет, 20% — с 18 до 21 года и лишь 5% после 21 года. Главной причиной популярности алкоголя среди молодежи являются легкая доступность спиртных напитков. Задачей эксперимента было выяснить, как отнесутся рядовые алматинцы к просьбе молодого человека и как работает законодательное ограничение на продажу алкоголя до 21 года в крупнейшем мегаполисе Казахстана? Эксперимент показал, что гражданская позиция наших сограждан недостаточно активна. Ведь эффективное исполнение законодательных запретов и ограничений заключается в повышении личной ответственности каждого гражданина и его готовности изменяться самому и изменять мир вокруг себя.
Убойная статистика
Всемирная организация здравоохранения признала, что алкоголизм является хроническим, прогрессирующим и смертельным заболеванием, поэтому лечение заключается в полном отказе от любой дозы алкоголя. Кроме того, ученые признали даже небольшие порции алкоголя опасными для здоровья человека. Его регулярное употребление на 20% повышает шансы на преждевременную смерть в любом возрасте, контролировать употребление невозможно.
По данным ВОЗ Казахстан вошел в десятку самых пьющих стран мира, оставив позади 185 государств. Удивительно, но в этом рейтинге мы обогнали даже заядлых любителей пива — жителей Германии, и вина — Италии и Испании. Проблема алкоголизма стоит остро. В Казахстане на наркологическом учете состоят около 130 тысяч человек. По данным медиков, на учете стоит лишь каждый десятый больной. А значит, сколько их в стране?
А теперь немного точных цифр: водка — 80 миллилитров, вино — 300, пиво — 750. Для женщин в два раза меньше. Это безопасная суточная норма алкоголя по рекомендации Всемирной Организации Здоровья. При этом пить каждый день не рекомендуется. В год количество спиртного не должно превышать 10 литров. А в Казахстане с учетом всех «левых» напитков сегодня, скорее всего, выпивается по 14-15 литров чистого алкоголя в год на каждого, включая младенцев и стариков.
(Продолжение следует)