Современное динамичное развитие мировой экономики не обходится без применения новых достижений науки и техники. Чем выше уровень развития науки, тем выше уровень социально-экономического и военно-промышленного потенциала государства. С этой позиции возрождение главной научной структуры в Казахстане в лице НАН РК с приданием ей государственного статуса является важнейшим событием для научной общественности страны. Коллектив Университета Дулати выражает уверенность в том, что НАН РК уже в ближайшие годы займет достойное место в мировом научном содружестве.
Наука Казахстана и в целом отечественное научное сообщество находится на стадии поступательного развития, требующего новых идей и подходов для дальнейшего совершенствования. Известно, что в научной сфере страны за прошедшие годы накопилось немало проблем, сдерживающих эффективность научных исследований. Ниже вниманию научной общественности предоставляется ряд таких проблем, и предложения по их оптимальному решению.
Не секрет, что за годы утраты НАН РК государственного статуса, ее деятельность, авторитет и роль в научном сообществе существенно снизились. Это стало первопричиной и стартовой основой для создания отраслевых Академий наук в виде общественных объединений. К примеру, к таким структурам относяться ОО «Национальная академия горных наук», РОО «Академия архитектуры и строительных наук» и другие. Появление этих объединений было разумно необходимым в создавшихся условиях. Они, возглавляемые преданными науке учеными, нашли свою нишу в современной реальности и стали заметными центрами притяжения ученых не равнодушных к судьбе отечествененой науки. За прошедшие годы по настоящее время общественные Академии наук ведут важную работу по развитию отраслевых наук, объединяя и нацеливая ученых на решение ряда острых проблем экономики нашего государства. Ими накоплен положительный опыт исследований, и в них сосредоточено большое количество ученых, ведущих и продолжающих проводить свою кропотливую работу во благо процветания страны. Поэтому очень важно не потерять, а рационально использовать этот ценный научный потенциал, которым обладают общественные Академии наук страны. В связи с этим было бы логичным создание при НАН РК научно-координационного совета, в состав которого вошли бы представители общественных Академий наук. Думается, что такой совет мог бы рассматриватьи решать самые актуальные проблемы казахстанской науки.Всестороннее и глубокое совместное сотрудничество НАН РК и общественных отраслевых Академий наук позволит сделать НАН РК более компетентным и доступным научным органом страны.
Известно, что экономика регионов определяет состоятельность экономики всего государства.Сильные регионы – сильная страна. Эту аксиому нельзя оспорить, и ее с уверенностью можно распространить и на научную деятельность. Чем выше уровень развития науки в регионах, тем выше значимость науки Казахстана. Ученые регионов, прежде всего, должны быть ориентированы на решение актуальных проблем регионов. Важность данного утверждения продиктовано, прежде всего тем, что в последние годы в нашей стране особо обнажились региональные проблемы, затрагивающие как безопасность граждан, так и экономическую безопасность страны. К ним относятся знойные засухи, имевшие место в Атырауской, Кызылординской и Жамбылской областях, лесные пожары в Абайской области, землетрясения в г.Алматы и Алматинской области, нашествие саранчи в Туркенстанской и Жамбылской областях и, наконец, катастрофические паводки в Атырауской, Актюбинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и других областях. К ним можно добавить дефицит воды, многократно прогрессирующий с каждым годом, и в недалеком будущем грозящий стать мировой проблемой. Подобные явления, порождаемые как природой, так и не достаточно продуманной человеческой деятельностью, служат причиной больших бед и ушерба, наносимого как населению так и государству в целом. Борьба с каждым из этих явлений сопровождается гибелью людей, потерей имущеста,жилья, домашнего скота, животных и посевов. При этом материальный ущерб, а также затраты на ликвидацию последствий и восстановление разрушенного оценивается колоссальными суммами и нелегким бременем ложатся на бюджет государства, предприятий и организаций.
Злободневные проблемы регионов не ограничиваются указанными выше явлениями, их перечень достаточно широк, что обязательно должно быть предметом глубоких научных исследований. Именно на основе научного изученния причин возникновения проблем, можно и нужно разрабатывать превентивные мероприятия по их полному или частичному исключению, или же к сведению до минимума ущерба от них. Учитывая недостаточную развитость научной инфраструктуры в ряде регионов и слабую ориентированность местных НИИ и вузов на решение крупных региональных проблем, целесообразно создание в стране зональных отделений НАН РК. Зональные отделения Академии, по нашему мнению, должны быть направлены на установление и изучение научных проблем, имеющих место на территории 3-4 близрасположенных областей. Так, например, Южное зональное отделение НАН РК, территориально своей деятельностью охватывала бы Алматинскую, Жамбылскую и Туркестанскую области. Зональные отделения Национальной академии должны создаваться на базе региональных вузов или отраслевых НИИ. Такие отделения должны формировать электронные информационные банки проблем регионов и отраслей экономики, которые нуждаются в научном решении. Опыт создания и функционирования территориальных отделений Академий наук в Российской федерации свидетельствует о достаточной эффективности рассматриваемого предложения.
Ряд развитых государств обладает высоким уровнем развития науки и техники, что позволяет им доминировать в промышленности, космической сфере, материаловедении, цифровизации, в военном деле и в других сферах жизнедеятельности человеческого общества. Отставание в создании и эффективном использовании новейших технологий, конструкций, изделий, материалов, способов и методов производства чревато уязвимостью национальной экономики, ее зависимостью от внешних факторов. Нашими учеными, изобретателями и просто новаторами-любителями создается немало принципиально новых научно-технических разработок. Но, к сожалению, информационнная доступность о таких новшествах низка для реальных потребителей. Данное обстоятельство, прежде всего, связанно с тем, что отечественные предприятия, даже крупные хозяйствующие субъекты, не имеют в своей структуре службы или отделы, отслеживающие появление новых разработок и оценивающие возможность их использования в производственной деятельности. Это касается как отечественных, так и зарубежных новшеств. Ранее, а именно, в советское время такие функции, отчасти, выполнялись Центрами научно-технической инфорации, которые распространяли информационные листки, обзорные отчеты о новых разработках заинтересованным предприятиям и организациям. Одновременно с проблемой доступности научно-технической информации, уместно будет также акцентировать внимание научной общественности на проблеме ее надежной защиты в современных условиях. Как извество, возможность свободной публикации результатов НИР в зарубежных изданиях, а также неограниченная доступность отечественных научных информационных сайтов, порталов, и иных информационных каналов зарубежным специалистам, сводят к минимуму защиту результатов научных иследований. В отечественной практике научных изданий напрочь ликвидирована цензура научных публикаций (кроме проверки на плагиат), что позволяет зарубежным потребителям беспрепятственно пользоваться нашей беспечностью по отношению к собственным результатам научных исследований. В итоге в ряде зарубежных изданиях появляются модифицированные варианты отечественных разработок под авторством зарубежных специалистов. Эти факты свидетельствуют о налаженной системной работе некоторых стран по поиску, анализу и извлечению ценной научной иформации из существующих, незащищенных информационных каналов и публикаций. В создавшихся условиях актуально возродить научную цензуру на все виды публикуемых материалов (статей, монографий, отчетов, патентов, докладов и др.). Причем цензура должна распространяться не только на содержание публикуемых материалов, но и на их размещение в тех или иных электронных информационных базах, порталах и сайтах.
Исходя из изложенных доводов, в интереах дела важно создать в стране Центр мониторинга и защиты научной информации (ЦМЗНИ). Данный Центр должен выполнять две основные функции: первая — сбор, хранение, анализ и передача информации (как об отечественных, так о зарубежных научно-технических разработках)предприятиям и организациям для последующего использования; вторая — защита и цензура научной информации. Предлагаемый Центр мониторинга и защиты научной информации рационально формировать в составе Национального центра государственной научно-технической экспертизы, который уже имеет систему проверки научно-технической информации на плагиат. Работа ЦМЗНИ позволит сформировать республиканский электронный банк наукоемких разработок. Подобные электронные банки можно будет формировать и в регионах под эгидой филиалов ЦМЗНИ. Эти банки должны постоянно обновляться и быть доступными для всех хозяйствующих субъектов независимо от формы их собственности.
В последние годы в публикационной деятельности отечественных ученых делается большой акцент на публикацию научных результатов в зарубежных рейтинговых журналах, входящих в международные базы цитирования, в том числе такие, как Scopusи Web of Science. Эти журналы, обладающие высокими параметрами цитирования, пользуются огромной популярностью в научной среде. Публиковаться в них становиться не только престижным, но и обязательным для наших ученых. На фоне этих изданий отечественные журналы выглядят не совсем приглядно, что не может не беспокоить ученых. В настоящее время отечественные издания, входящие в Казахстанскую базу научного цитирования (КИНЦ) обладают импакт-фактором. Но, к сожалению, данный параметр не используется для придания публикационного статуса изданиям. Поэтому в настоящее время независимо от импакт-фактора отечественные издания делятся на те, которые входят, и на те, которые не входят в перечень Комитета по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования. Положение усугубляется еще тем, что работы по установлению импакт-факторов изданий неоправданно затягиваются. Не налажена система ежегодной визуализации цитирования и ранжирования изданий. Так, например, последний раз импакт-факторы научных изданий в стране обновлялись только в 2020 году. Все это снижает ценность и важность КИНЦ. Поэтому для улучшения качества научных публикаций в отечественных изданиях и повышения их престижности как на отечественном, так и на международном уровнях, необходимо базу цитирования КИНЦ привести в конкурентноспособное состояние с зарубежными аналогами.
Неоспоримым является то, что результаты научных исследований должны применяться на практике, приносить пользу (доход, прибыль, положительный эффект) обществу и способствовать развитию отраслей экономики. Причем, чем быстрее и масштабнее будет реализовыватся этот процесс, тем выше шансов у государства на лидирующие позиции. С этой точки зрения актуальность коммерциализации научной продукции становиться одним из архиважных вопросов науки. На сегодняшний день функционально обеспечивающим процесс коммерциализации результатов научных исследований в РК, как известно, являются ежегодные конкурсы проектов коммерциализации, которые проводит АО «Фонд науки». Но, к сожалению, значительная часть потенциальных проектов от вузов не доходит до этих конкурсов. Прежде всего, это связанно с трудностью привлечения предприятий и организаций в качестве партнеров для выполнения проектов. Здесь главным сдерживающим фактором является то, что будущий партнер должен внести свою долю расходов в финансирование проекта (не менее 20% от общей стоимости проекта). Для большинства отечественных предприятий это риск вложения средств без гарантии их возврата, не говоря уже о получении прибыли от запуска нового производста. Закон РК о коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в данном случае не регламентирует предоставление каких-либо выгод и преимуществ для хозяйствующих субьектов, участвующих в софинансировании проектов коммерциализации. В создавшихся условиях было бы правильным, если бы действующий налоговый кодекс РК предусматривал возможность предоставления налоговых льгот для предприятий и организаций, принимающих участие в реализации проектов коммерциализации. На наш взгляд, сумма подобных льготных послаблений должна быть соизмерима с затратами субъекта, и быть не меньше, а может быть и больше, чем затраты, которые он планирует потратить за реализацию проекта. Причем сроки предоставления налоговых льгот предприятию-партнеру не должны превышать дату завершения проекта. Именно при таком подходе у отечественных предприятий появиться заинтересованность в участии в проектах и запуске новых производств. Поэтому было бы вполне своевременным внести соответствующую поправку в действующий налоговый кодекс РК. Считаем, что данное налоговое новшество существенно повысит уровень коммерциализации результатов НИР в нашей стране. Эти льготы должны быть дифференцированными в зависимости от объема средств, выделяемых предприятиями на коммерциализацию результатов НИР. Льготы должны быть доступными и выгодными для хозяйствующих субъектов и частных предпринимателей. Только в этом случае, возможно, их активное участие в проектах коммерциализации.
В вузах страны коммерциализация результатов НИР осуществляется через специальные отделы или же офисы коммерциализации, которые проводят работы по внедрению результатов НИР в производство на коммерческой основе. Пока далеко не все вузы могут быть глубоко удовлетворены результатами своей деятельности. При сложившейся системе вузы предлагают производству свою научную продукцию, которая может быть передовой, но не реализуемой технически, невыгодной экономически или просто не востребованной в стране (так как она опережает все существующие прототипы). Поэтому в таких условиях было бы правильным наряду с вузовскими офисами коммерциализации практиковать создание офисов научного сопровождения производства (ОНСП) при крупных отечественных компаниях и фирмах (в том числе и в национальных). Такие структурные подразделения, исходя из условий работы предприятия, должны ставить конкретные научные задачи (технические, технологические, экономические, экологические и др.) по улучшению и модернизации действующего производства, расширению ассортимента и повышению качества продукции. Для решения этих задач на контрактной и конкурсной основе должны привлекаться соответствующие вузы и НИИ. Введение ОНСП позволит отойти от принципа «Наука предлагает производству» и реализовать принцип «Производство требует от науки». Использование данного принципа позволит «привязать» ученых к решению конкретных задач производства. Другая ценность данного принципа заключается в том, что выполненная по заданию предприятия научная разработка будет обязательно внедрена в производство и ее эффективность будет реально оценена.
Более того, придерживаясь рассматриваемого принципа, было бы правильным на грантовое и программно-целевое финансирование НИР (принятое в РК) выставлять научные заявки предприятий (на результаты НИР) и на основе конкурсов отбирать соответствующих исполнителей среди НИИ и вузов на их выполнение. Иными словами, наряду с конкурсами научных проектов (как это принято в настоящее время) следует практиковать ежегодные конкурсы исполнителей на выполнение научных заявок конкретных предприятий и организаций. Аналогичные конкурсы можно проводить и для отбора исполнителей на решение значимых региональных или отраслевых проблем от лица местных территориальных структур и отраслевых ведомств. Такие конкурсы позволят привлекать лучшие «умы» для решения проблем предприятий, ведомств, отраслей и регионов с обязательным внедрением результатов НИР в практику.
Реализация вышеизложенных предложений, направленных на решение обозначенных актуальных проблем, в целом будет способствовать дальнейшему активному развитию казахстанской науки и процесса коммерциализации ее результатов.
И. Бекбасаров,
заведующий научно-исследовательской лабораторией
«Наноинженерные методы исследований им. А.С. Ахметова»
НАО «Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати»,
д.т.н., профессор, академик Национальной академии горных наук РК