Городская общественно-политическая газета

А что будет, если…

0 201

Согласно данным правоохранительных органов, с начала текущего года в стране несовершеннолетними содеяно 255 преступлений. Эта цифра, несомненно, пугает. К сожалению, статистика преступлений с каждым годом растет. Разберемся, с чем связана детская жестокость и почему дети не всегда «цветы жизни».

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Обычный солнечный день, как и все летние дни в этом городе. Ты сидишь на скамейке в парке и замечаешь милого котенка, который просто гуляет по парку, изнывая от жары. Вдруг, откуда не возьмись, появляется ребенок, который начинает крутить хвост бедному животному, хватать за задние лапы и кидать его на асфальт. Неописуемая паника потрясла меня: котенок маленький и беззащитный, не может ни укусить, ни поцарапать обидчика. Казалось бы, родитель должен был сразу сказать ребенку, что с животными так поступать нельзя. Однако игнорирование поступка со стороны отца дает понять, что такое поведение ребенка для него в порядке вещей…

Конечно, у каждого родителя свои методы воспитания ребенка. Кто-то предпочитает строгость, кто-то же, наоборот, дает полную свободу действий своему чаду. Но не стоит забывать и об общепринятой культуре поведения в обществе.

Все больше находясь в Интернете, можно увидеть посты, где рассказывается о том, что одни дети избили других, третьи покалечили животное и так далее. Разберемся, с чем связано проявление жестокости как у маленьких детей, так и у подростков.

-Жестокость делится на два вида: осознанная и неосознанная. Последний тип присущ детям, которые только познают мир. Им интересно дернуть кота за хвост, оторвать крылья стрекозе или же вытащить рыбку из аквариума и посмотреть на нее вблизи. Мы не можем ругать ребенка за его любознательность, но и поощрять такое отношение к окружающей среде нельзя. Родитель должен объяснять, что так делать не нужно, потому что животные — наши друзья. Осознанная жестокость распространена у более взрослых ребят, которые уже познали мир, но также и познали разочарование в нем. Отсюда – травля одноклассников, оскорбления учителей и родителей, порча чужого имущества. С такими детьми нужно в срочном порядке работать, проводить разъяснительные беседы, а также оказывать психологическую помощь и разговаривать с родителями, — рассказывает о жестокости педагог-психолог Жамбылского политехнического высшего колледжа Бибигуль Маманова.

Кроме того, по словам специалиста, детская агрессия может быть двух видов — фрагментарная и устойчивая. Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная агрессия, которая направлена на близких, – на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Или на маму, которая потом удивляется: «Папу совсем не видит, но нежен с ним, я для него все делаю, а он в ответ грубит!» А ведь тут все понятно: шесть-семь лет – возраст переломный. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах интерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то? С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного.

Что касается устойчивой жестокости – это несомненный сигнал беды. Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к животным, либо ко всем взрослым) и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования или издевки, или гиперопека. И является той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому.

Однако не стоит забывать, что агрессия может быть не только к другим детям или даже взрослым, но и к природе и животным. Детская жестокость по отношению к четвероногим не обязательно свидетельствует об отклонении в психике. Одно дело — разрезать дождевого червяка пополам, потому что интересно посмотреть, как будут извиваться отдельные половинки. Совсем другое — потрошить соседского котенка, чтобы насладиться его агонией. Издевательство над животными в детстве очень характерно для серийных убийц, потому оно рассматривается как один из основных симптомов будущего психопатологического поведения. Но стоит отметить, что чаще всего сами родители наталкивают ребенка на издевательства над животными…

Так, недавно в нашем городе был резонансный случай издевательства над котенком. Его гоняли и швыряли об асфальт, пока он не залез на дерево. И такие случаи не единичные. Благо из-за шумихи вокруг этого случая полиция наложила штраф на родителей этих детей, которые чуть не убили бедного котенка.

Это ужас. Мне постоянно звонят и просят оказать помощь: то собачке лапу сломают, то котенку хвост оторвут и так далее. Каждый день поражаюсь этой жестокости и агрессии. Я сама лично забрала того котенка и сейчас помогаю ему встать на свои четыре лапки. Даже после таких издевательств он дружелюбен с людьми. Когда я общалась с родителями тех детей, то я была просто поражена тем, что они сами поддерживают такие занятия: «Собакам собачья смерть», говорили они. Им ничего не доказать и не объяснить, — вспоминает волонтер Вероника Ананенко.

Как исправить проявления жестокости в ребенке по отношению к животным?
На этот вопрос мне помогла найти ответ педагог-психолог Бибигуль Маратовна:

Я бы рекомендовала почаще обращать внимание ребенка на жизнь животных, таких же живых существ, как и мы с вами, о том, что и мы, и они – дети единого, величественного царства природы. Читайте и обсуждайте с детьми книги, посвященные описанию жизни животных и растений. Всякий раз при удобном случае обращайте их внимание на хрупкое очарование природного мира. В качестве объекта созерцания совсем не обязательно выбирать только общепризнанных красавцев: белокрылого лебедя, гнедого жеребца, величавого оленя… Это может быть обыкновенный паук, который так трудолюбиво плетет свою тончайшую, но необыкновенно крепкую паутину; это может быть обыкновенный муравей, который так усердно тащит в свой муравейник груз, превышающий его собственный вес в десятки раз! Рассказывайте им о мужестве, силе и смелости собак, например, о сенбернарах, которые спасли жизнь многим альпинистам. Объясните, как растут цветы, как они поворачивают к свету свои головки и закрываются перед сном. Пусть дети ухаживают за комнатным растением или животным, тем самым вы разбудите в них чувство понимания природы. Объясняйте детям, что любить животное – это не только ласкать и гладить его. Любить животных по-настоящему это прежде всего — уметь вставать на их защиту (или, по крайне мере, не нарушать их покоя и не вмешиваться в их жизнь), уметь за ними ухаживать. Учите детей правильному уходу за домашними животными: как их кормить, какие создать условия, как себя с ними вести. В общем, учите тому, как сделать жизнь домашних питомцев приятной и радостной. Объясняйте, что те, кого мы приручили, нуждаются в нас.

Недаром психологи считают, что дети, выросшие в одном доме с братьями «меньшими», становятся добрыми и отзывчивыми. Поэтому тем, у кого детки еще маленькие, специалисты советуют: чаще играйте с ребенком в игры, изображая тех или иных зверюшек. Первое время лучше играть в зверей, которые вам знакомы, чтобы вы знали, что можно рассказать о них ребенку: где живут, что едят, каковы их особенности и повадки. Ну а чем дальше в лес, тем диковиннее зверь. Вскоре вы убедитесь, что детям очень нравятся представлять себя то одним, то другим зверьком.

Поэтому тем, у кого детки еще маленькие, специалисты советуют: чаще играйте с ребенком в игры, изображая тех или иных зверюшек. Первое время лучше играть в зверей, которые вам знакомы, чтобы вы знали, что можно рассказать о них ребенку: где живут, что едят, каковы их особенности и повадки. Ну а чем дальше в лес, тем диковиннее зверь. Вскоре вы убедитесь, что детям очень нравятся представлять себя то одним, то другим зверьком.

Если агрессия направлена на других детей, а не на животных, и вы, к примеру, узнали, что ваш ребенок участвует в травле – не осуждайте, не морализируйте: «Как ты мог? Это ужасно!» Иначе ребенок просто замкнется в себе и никогда ничего больше не расскажет. А ведь наша задача – не оттолкнуть его от себя, а выяснить, что он при этом испытывал. Как правило, ничего страшного. Если ваш ребенок – агрессор, задумайтесь: ничто не берется из ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье. Еще один момент: родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным для них способом общения и специально поощряют: «Всегда давай сдачи!» Постарайтесь заменить эту разрушающую установку на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций. По крайней мере, учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, для этого можно выразить ее иначе – порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до десяти.

Общеизвестно: современные дети в большинстве своем крайне жестоки и агрессивны. Пожалуй, в этом можно обвинить кого и что угодно: и телевидение, пропагандирующее жестокость и насилие, и школьные/дошкольные учреждения, где жестокость поощряется, оставаясь безнаказанной. Однако самые глубокие корни этого явления специалисты все же традиционно наблюдают в семье. Да, детская жестокость берет начало в отчем доме. Ведь не секрет, что большинство современных родителей с раздражением отмахивается от «назойливых» приставаний ребенка. Его воспитали таким, он не знает другого способа взаимодействия с миром.

А может можно все еще исправить?..

Пікір қалдырыныз

Your email address will not be published.